Власть и политическая свобода

Обойти власть, по глубокому убеждению Ясперса*, нельзя**. Однако, если нет такого человеческого существования, где бы не присутствовала власть в качестве неизбежной реальности, если власть как таковая есть зло, то Ясперс задается вопросом: как от­вести власти действительно необходимую сферу, как превратить ее в момент порядка, действующий до необходимого предела, как устранить присущее власти зло? (120).

Ответ на эти вопросы, по мнению Ясперса, дает идущая в ис­тории борьба между законностью и насилием. Государство, в ко­тором действует свобода, основанная на законах, называется, как известно, правовым. Правовым государством, считает Ясперс, яв­ляется такое государство, в котором законы принимаются и под­вергаются изменению только законным путем. Поэтому необхо­димо обуздывать власть, всегда готовую нарушить закон (отсюда основанное на законе насилие, направленное против преступле­ния). Право на такое насилие именуется легитимностью, основу которой составляет или наследственное право монархов, или большинство голосов на всенародных выборах. Легитимность, считает Ясперс, сковывает власть (120).

Человек, по мнению Ясперса, имеет два притязания: 1) на за­щиту от насилия, 2) на значимость своих взглядов и своей воли. Защиту предосталяет ему правовое государево, значимость его

* Ясперс Карл (1883-1969) — немецкий философ и психолог, один из основате­лей экзистенциализма (философского учения, выдвигающего на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, нс допускающую выражения на языке понятий)

Подробнее см Ясперс К Смысл и назначение истории Пер с нем — М , 1991

взглядов и воли — демократия. В свободном демократическом обществе одни и те же люди не могут длительное время беспре­рывно занимать правительственные должности.

Политическая свобода есть демократия, но она выступает в исторически данных формах и градациях. Они, считает Ясперс, исключают господство массы (охлократию), которое всегда выс­тупает в союзе с тиранией. Предпочтение отдается аристократи­ческому слою, который постоянно пополняется из всех слоев на­селения в зависимости от личной деятельности, заслуг и успехов и в котором народ видит своих представителей. Формирование аристократии посредством воспитания, проверки ее достоинств и выбора, который лишь в некоторой степени может быть преднамеренным, является, по убеждению Ясперса, условием свободной демократии. Непременное требование демократии состоит в том, чтобы эта элита не фиксировалась и не превра­щалась тем самым в диктаторское меньшинство. Свободные вы­боры должны служить проверкой ее заслуг и подвергать ее пос­тоянному контролю, вследствие чего стоящие у власти лица сме­няют друг друга и возвращаются, вновь появляются на полити­ческой арене или окончательно покидают ее. Проведение выбо­ров и формирование политической элиты, по схеме Ясперса, осуществляют партии, которых в свободном обществе обязатель­но существует несколько. При этом наличие влиятельной оппо­зиции является, по убеждению Ясперса, необходимым призна­ком свободного общества. Признаком политической свободы яв­ляется отделение политики от мировоззрения. И нет такой окон­чательной стадии демократтии и политической свободы, считает Ясперс, которая удовлетворила бы всех (120).

Основные пути к демократии. Первый путь — приобщение всех людей к знанию в процессе постоянного роста образования на­селения, подъем его на более высокий образовательный уровень, постепенный переход от частичного знания к полному (ибо ска­занное Бэконом, считает Ясперс, подтвердилось — частичное знание ведет к неверию, полное — к вере).

Второй путь — практическое самовоспитание народа посред­ством участия большинства в решении конкретных политичес­ких задач.

Третий путь — организация самой избирательной системы, обеспечивающей подлинные всенародные выборы (120).

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗМА

Социализмом, по Ясперсу, называют в настоящее время все убеждения, тенденции и планы, рассматривающие вопросы орга-

низации совместной работы и совместной жизни под углом зре­ния справедливости и устранения привилегий. Социализм — это, по убеждению Ясперса, универсальная тенденция современ­ного общества, наиболее характерная черта нашего времени. Од­нако, требуя господства всех, справедливость незаметно при­водит к господству масс, осуществляемому демагогами, которые становятся деспотами. Власть, подчинившая себе социализм, вместо того, чтобы служить ему, возрастает благодаря основному принципу социализма — планированию в том случае, если она ведет к тотальному планированию. Планирование, по мнению Ясперса, может быть осуществлено лишь властью, тотальное планирование — лишь абсолютной властью (120).

Сущность техники. Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства (120). Для техники, по мнению Ясперса, характерны: рассудок (техника является частью общей рационализации как таковой) и власть (техника — это умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. В этом смысле и говорят: знание — это власть). Назначе­ние техники — освободить человека от подчинения природе с ее бедствиями и катастрофами.

В современном мире, по убеждению Ясперса, организация труда превращается в социальную и политическую проблему. Совместная трудовая деятельность обязательно приводит к разделению труда, ибо труд необходимым образом складывается из различных операций. В зависимости от характера труда отли­чаются друг от друга трудящиеся слои общества. Они различны по своему типу, нравам, убеждениям. Это — крестьяне, ремес­ленники, купцы и т.д.

От характера труда и его разделения зависит структура общес­тва. Труд приобретает смысл при наличии его организации (120). Механизация орудий труда, их усложнение, увеличение и необходимость совместных действий на производстве требуют, по убеждению Ясперса, такой организации, которая не только по своим размерам превосходит все ранее известное, но станови­тся принципиально иной, поскольку для того, чтобы достигнуть определенных целей, в эту организацию постепенно втягивается все человеческое существование, а не только какая-либо его часть. Техническое мышление, считает Ясперс, распространяется на все сферы человеческой деятельности. Общество превраща­ется в одну большую машину, организующую всю жизнь людей. Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего це­ленаправленной обработке, т.е. из цели превращается в средство (120).

Сущность планирования. Планированием называют любое на­правленное на достижение определенной цели устройство (120). В этом смысле, считает Ясперс, планирование с незапамятных времен присуще нашему существованию, ибо есть порождением нужды. Нужда заставила обратиться за помощью к государству. Результатом этого стало введение ограничений и протекционист­ских мер сначала в виде пошлины и упорядочения вывоза, затем в виде преднамеренной новой автаркии* тоталитарных режимов.

Планирование, по мнению Ясперса, становится проблемой лишь в том случае, если возникает вопрос: надо ли ограничивать планирование отдельными конкретными целями или необходи­мо упорядочить всякую деятельность как таковую? Тотальное планирование, постулирует Ясперс, должно было бы опираться на тотальное знание. Однако такого тотального знания не суще­ствует. Это относится даже к области экономики.

Склонность прибегать к тотальному планированию происте­кает, по мнению Ясперса, из двух источников: из желания сле­довать примеру техники и из соблазна мнимого тотального зна­ния (120). Липман У. и Хайек Ф.** достаточно полно раскрыли проблему тотального планирования. По Липману, следствия то­тального планирования могут быть сформулированы в несколь­ких фразах: с ростом плана уменьшается гибкость и приспособ­ляемость экономики; растет тенденция ставить всему пределы, проводить разного рода частные решения посредством примене­ния политической силы; в плановом хозяйстве заключены тен­денции, которые, выходя за его рамки, ведут к изменению всего человеческого существования, даже его духовного мира, тенден­ции, скрытые от тех идеалистов, которые начали борьбу за пла­нирование. Хайек дал этим тенденциям следующую характерис­тику:

1. Плановое хозяйство уничтожает демократию, поскольку парламент не может контролировать тотальное планирова­ние. Вероятнее всего, что в этих условиях демократический парламент самораспустится, приняв закон о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий.

2. Плановое хозяйство разрушает правовое государство, пос­кольку тотальное планирование основано на неконтроли-

' Автаркия (от греч autarkia — независимость, довольство собой) — политика экономического, социального и культурного обособления страны, изоляции ее от международных, культурных, политических и экономических связей, от ми­рового рынка, международной кооперации (83) "См LipnmanW An Inquiry into the Principles of the Good Society Boston, 1937 H а у е k F A The Road to Serfdom Chicago, 1944

руемом произволе бюрократии и тех, кто находится у влас­ти.

3. Плановое хозяйство ведет к абсолютной тотальности, не ограничиваясь только сферой экономики.

4. Тотальное планирование так влияет на отбор правящей элиты, что у власти оказываются люди, лишенные каких-либо выдающихся дарований, поскольку тоталитарная дисциплина требует однообразия.

5. Тотальное планирование нуждается в пропаганде и дости­гает того, что истина исчезает из общественной жизни.

6. Тотальное планирование уничтожает свободу, а основанное на свободной конкуренции рыночное хозяйство — единст­венная экономическая и общественная система, направлен­ная на то, чтобы посредством децентрализации довести до минимума власть человека над человеком (120).

Бюрократия как средство и самоцель. В свободном рыночном хозяйстве, по убеждению Ясперса, не может быть избран путь, лишенный далеко идущего планирования, однако в этом случае оно ограничено (120). Средством планирования является бюро­кратия. Она необходима там, где есть предприятия и учреж­дения, в которых заняты массы людей и которые функцио­нируют по установленному порядку. Современная техника, по мнению Ясперса, создает неведомые ранее возможности для организации бюрократии и ее деятельности. И в современных условиях, считает Ясперс, бюрократия действительно может стать тоталитарной.

Бюрократия — это господство на основе правил и предписа­ний посредством чиновников (писцов) бюрократических учреж­дений. Она, по мнению Ясперса, подобна механизму, но осу­ществляет свои действия через чиновников (служащих) в соот­ветствии с их характером и убеждениями. Бюрократия — это средство, однако она склонна превратиться в самоцель. Это ока­зывается возможным потому, что бюрократический аппарат именно ввиду своей сложности уклоняется от общественного контроля: он существует благодаря общности интересов своих служащих (120)

Основные типы чиновников. Схематически различные типы чи новников в их "нравственной" иерархии охарактеризованы Яс-персом следующим образом

— идеальный чиновник, подобно исследователю, все время думает о деле (120) Он повинуется предписаниям, но свободно их понимает Служит цели ограничения сферы бюрократической

14 h-lS-i 209

деятельности самым необходимым, своими действиями способ­ствует быстрой и отчетливой работе бюрократического аппарата, его гуманности и готовности помочь;

— чиновник, стоящий ступенью ниже, ревностно выполняет свои обязанности, получает удовлетворение от самой бюрократи­ческой деятельности как таковой, стремится в своем рвении рас­ширить и усложнить организацию, с удовольствием выполняет свои функции, но при этом надежен и добропорядочен в следо­вании существующим предписаниям;

— характерными чертами чиновника, стоящего на третьей сту­пени, становятся продажность и минутное настроение. Он ощу­щает пустоту и бессмысленность своей деятельности. Его работа сводится к отсиживанию часов. Трудности им отстраняются, а не решаются. Чиновник наслаждается своей властью, которой он при других обстоятельствах лишен. Внутренняя неудовлетворен­ность вымещается на просителях. Носитель этого "администра­тивного высокомерия" невежлив, груб в обращении, скрытен и покровительствен (120).

Наши рекомендации