О государственном суверенитете республики беларусь

(в ред. Закона Республики Беларусь от 19.09.1991 N 1085-XII)

Верховный Совет Республики Беларусь,

выражая волю народа Республики Беларусь,

осознавая ответственность за судьбу белорусской нации,

подтверждая уважение достоинства и прав людей всех национальностей, проживающих в Республике Беларусь,

свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов Союза ССР и мира,

считая республику полноправным и независимым членом мирового сообщества,

действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами,

торжественно провозглашает полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях и заявляет о решительности создать правовое государство.

Статья 1

Республика Беларусь - суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы.

Неотъемлемые права Республики Беларусь как суверенного государства реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Республика Беларусь охраняет и защищает национальную государственность белорусского народа.

Республика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн.

Любые насильственные действия против национальной государственности Республики Беларусь со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону.

Статья 2

Граждане Республики Беларусь всех национальностей составляют белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно и через представительные органы государственной власти.

Право выступать от имени всего народа республики принадлежит исключительно Верховному Совету Республики Беларусь.

Статья 3

Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами.

Статья 4

Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемой частью ее суверенитета. Республика охраняет честь, здоровье, права и законные интересы своих граждан, обеспечивает их социальную защищенность. Они находятся под ее защитой, пребывая за пределами Республики Беларусь. Республика принимает в гражданство и решает вопросы о выходе из гражданства.

Статья 5

Земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Беларусь, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению.

Определение правового режима всех видов имущества относится к исключительной компетенции Республики Беларусь.

Республика Беларусь имеет право на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу белорусского народа и как республика-основательница Советского Союза, которая была его действительным субъектом, имеет право на свою долю от алмазного, валютного фондов и золотого запаса СССР.

Республика Беларусь образует Национальный банк, подчиненный Верховному Совету республики, создает свою финансово-кредитную систему; подтверждает права собственности на специализированные банки, находящиеся на ее территории на момент принятия этой Декларации, организует собственные налоговую и таможенную службы, имеет право на создание собственной денежной системы.

Статья 6

Территория Республики Беларусь является неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия Республики Беларусь.

Все вопросы о границах решаются только на основе взаимного согласия между Республикой Беларусь и смежными суверенными государствами путем заключения соответствующих договоров, которые подлежат ратификации Верховным Советом Республики Беларусь.

Статья 7

На территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь.

Все граждане и лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения и организации, находящиеся или действующие на территории Республики Беларусь, обязаны исполнять законодательство Республики Беларусь.

Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования Республики Беларусь как правового государства.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Беларусь осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь, который назначается Верховным Советом Республики Беларусь.

Статья 8

Республика Беларусь самостоятельно устанавливает порядок организации на территории республики охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечивает народу республики экологическую безопасность.

Республика Беларусь имеет право на возмещение ущерба, нанесенного ей действиями союзных органов, союзных республик и других государств.

Республика Беларусь требует от Правительства СССР безусловной и срочной компенсации ущерба, связанного с преодолением последствий чернобыльской катастрофы.

Свою свободу и суверенитет Республика Беларусь в первую очередь использует для спасения народа Республики Беларусь от последствий чернобыльской катастрофы.

Статья 9

Республика Беларусь самостоятельна в решении вопросов культурного и духовного развития белорусской нации, других национальных общностей республики, в создании собственной системы информации, образования и воспитания.

Республика Беларусь обеспечивает функционирование белорусского языка во всех сферах общественной жизни, сохранение национальных традиций и исторической символики.

Национальные, культурные и исторические ценности на территории Республики Беларусь являются исключительно собственностью республики и ее граждан.

Статья 10

Республика Беларусь имеет право на собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности, подконтрольные Верховному Совету Республики Беларусь.

Республика Беларусь имеет суверенное право определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, службы в органах государственной и общественной безопасности, решать вопросы размещения войск и вооружения на своей территории.

Никакие воинские формирования других стран, их военные базы и сооружения не могут быть размещены на территории Республики Беларусь без согласия ее Верховного Совета.

Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику - нейтральным государством.

Статья 11

Республика Беларусь самостоятельно осуществляет права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов.

Республика Беларусь предлагает безотлагательно приступить к разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств.

Статья 12

Положения настоящей Декларации реализуются Верховным Советом Республики Беларусь путем принятия новой Конституции (Основного Закона) Республики Беларусь, законов Республики Беларусь.

Председатель Верховного Совета

Республики Беларусь Н.ДЕМЕНТЕЙ
\ql о государственном суверенитете республики беларусь - student2.ru  
Закон Республики Беларусь от 03.11.1992 N 1902-XII (ред. от 04.01.2015) "Об обороне"  
Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 24.09.2015  

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 16 марта 2001 г. N 2/345

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ноября 1992 г. N 1902-XII

ОБ ОБОРОНЕ

(в ред. Законов Республики Беларусь от 17.07.2002 N 129-З,

от 19.07.2006 N 150-З, от 10.05.2007 N 227-З,

от 26.12.2007 N 300-З, от 05.01.2008 N 319-З,

от 06.01.2009 N 8-З, от 09.11.2009 N 51-З,

от 31.12.2009 N 114-З, от 13.12.2011 N 325-З,

от 22.12.2011 N 328-З, от 01.01.2015 N 232-З,

от 04.01.2015 N 233-З)

Настоящий Закон устанавливает основы и организацию обороны Республики Беларусь, полномочия Президента Республики Беларусь и государственных органов, обязанности организаций и граждан Республики Беларусь по обеспечению вооруженной защиты Республики Беларусь.

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и определения:

оборона Республики Беларусь (далее - оборона) - система правовых, политических, экономических, военных, социальных и иных мер, обеспечивающих военную безопасность государства;

военная безопасность государства - способность государства реализовывать всю совокупность имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз, создания благоприятных условий для организации вооруженной защиты его интересов;

военная угроза - действия другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), указывающие на реальное намерение применить вооруженную силу против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;

вооруженная защита Республики Беларусь - деятельность государства, направленная на сохранение и упрочение суверенитета, независимости, территориальной целостности и других национальных интересов с использованием сил и средств вооруженной борьбы;

отражение нападения (акта вооруженной агрессии) (далее - отражение нападения) - комплекс общегосударственных мероприятий и действий военной организации государства, направленных на срыв замысла агрессора по применению силы или принуждение агрессора к прекращению применения силы против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;

объявление войны - заявление Республике Беларусь со стороны другого государства (других государств) о прекращении с ней мирных отношений и переходе к состоянию войны или же заявление Республики Беларусь другому государству (другим государствам) о прекращении с ним (с ними) мирных отношений и переходе к состоянию войны;

состояние войны - отношения между Республикой Беларусь и другим государством (другими государствами) с момента объявления другим государством (другими государствами) войны Республике Беларусь, нападения на Республику Беларусь со стороны другого государства (других государств) или же объявления Республикой Беларусь войны другому государству (другим государствам) до заключения мира между воюющими сторонами;

военное время - период фактического нахождения государства в состоянии войны;

военная организация государства - совокупность Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, государственных, военно-политических органов управления, органов военного управления, иных организаций, основная деятельность которых в мирное время направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности государства (предотвращение военной угрозы), а в случае войны - на обеспечение вооруженной защиты Республики Беларусь, отражение нападения, разгром противника и достижение политических целей в войне. В военную организацию государства, кроме того, входит оборонный сектор экономики Республики Беларусь, осуществляющий научную и (или) производственную деятельность по созданию продукции (работ, услуг) военного назначения;

оперативное оборудование территории Республики Беларусь - деятельность военной организации государства, направленная на проведение комплекса организационных, инженерно-технических и иных мероприятий по подготовке территории страны и объектов военной инфраструктуры к обороне.

Статья 2. Основы обороны

Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом.

Для обороны Республика Беларусь имеет Вооруженные Силы Республики Беларусь, внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органы пограничной службы, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президента Республики Беларусь, территориальные войска и иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь (далее - Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования), а также привлекает органы внутренних дел, Следственный комитет Республики Беларусь, Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 10.05.2007 N 227-З, от 06.01.2009 N 8-З, от 13.12.2011 N 325-З, от 01.01.2015 N 232-З, от 04.01.2015 N 233-З)

Государственные органы, иные организации и граждане Республики Беларусь принимают участие в обеспечении обороны и несут ответственность за осуществление возложенных на них задач в пределах полномочий и обязанностей, установленных законодательством Республики Беларусь.

Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области обороны в соответствии с планом обороны Республики Беларусь.

Статья 3. Правовое регулирование в области обороны

Правовое регулирование в области обороны основывается на Конституции Республики Беларусь, международных договорах Республики Беларусь, настоящем Законе и иных нормативных правовых актах Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Организация обороны

Организация обороны включает:

анализ, оценку и прогнозирование развития военно-политической обстановки;

разработку основных направлений военной политики и Военной доктрины Республики Беларусь;

правовое регулирование в области обороны и военного строительства;

создание и обеспечение эффективного функционирования военной организации государства;

создание, подготовку и поддержание в необходимой степени мобилизационной готовности государственных органов и иных организаций, входящих в военную организацию государства, транспорта и коммуникаций;

строительство и развитие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также планирование их применения;

совершенствование и подготовку к функционированию в условиях военного времени системы управления военной организацией государства, а также экономикой Республики Беларусь;

охрану Государственной границы Республики Беларусь и обеспечение вооруженной защиты Республики Беларусь;

разработку основных направлений развития вооружения, военной техники, формирование и реализацию программ вооружения, государственного оборонного заказа по разработке, производству, поставкам, совершенствованию и ремонту вооружения, военной техники;

развитие и совершенствование системы информационного обеспечения деятельности военной организации государства;

планирование и осуществление мероприятий по территориальной и гражданской обороне;

координацию деятельности государственных органов и иных организаций по вопросам подготовки населения и территории к обороне;

планирование перевода государственных органов и иных организаций и экономики Республики Беларусь на работу в условиях военного времени;

накопление материальных ценностей в государственном и мобилизационном материальных резервах;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 N 8-З)

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях обеспечения обороны;

финансирование расходов на оборону;

контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

обеспечение защиты сведений, составляющих государственную и служебную тайну в области обороны;

международное сотрудничество в целях обеспечения коллективной военной безопасности, участие в разработке и реализации международных договоров в области разоружения и контроля над вооружениями;

накопление, учет и подготовку мобилизационных ресурсов из числа призывников и военнообязанных;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2015 N 233-З)

допризывную и физическую подготовку в соответствии с образовательными стандартами в учреждениях образования при осуществлении ими обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 51-З)

другие мероприятия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Глава 2

Наши рекомендации