Факторы внутренней политики

1.1. Начало разложения крепостнической системы. Появление и развитие новых рыночных тенденций в жизни страны.

1.2. Нарастание различий в общественном и экономическом развитии России и стран Запада. В то время как в наиболее передовых странах утвердился капитализм, проводились либеральные реформы, в России сохранялись самодержавие и крепостничество, все более очевидным становилось ее отставание.

1.3. Активная внешняя политика, частые войны требовали огромных затрат материальных и человеческих ресурсов, приводили к милитаризации страны и создавали у населения комплекс «оборонного сознания».

1.4. Политизация части дворянского общества, связанная с распространением в России идеологий консерватизма, либерализма, радикализма и соответствующих им политических течений.

1.5. Усложнение социально‑экономической, политической и духовной жизни требовало усовершенствования государственного аппарата.

1.6. Личные качества императора Александра I, испытавшего на себе воздействие Екатерины II и, особенно, воспитателя швейцарца Ф. Лагарпа, благодаря которому молодой наследник воспринял идеи французского Просвещения. Вместе с тем он вынужден был учитывать и настроения своего отца, осуждавшего «либеральные» порядки, установленные дряхлеющей императрицей и ее фаворитами. Взаимоисключающие воспитательные импульсы, стремление подстроиться под настроения и взгляды враждебных сторон отразились на личности Александра, ставшего скрытным и, по мнению многих своих современников, лицемерным правителем. В результате его реформаторские планы не подкреплялись ни достаточными волевыми усилиями, ни знанием ситуации, ни социальными условиями для их воплощения.

На правление Александра I повлияли и обстоятельства его прихода к власти. Приняв, хотя и косвенное, участие в дворцовом перевороте и убийстве своего отца, он, с одной стороны, всем своим царствованием стремился доказать историческую оправданность тех кровавых событий, в результате которых взошел на престол, а с другой – испытывал чувство страха перед возможным их повторением, а потому проявлял сдержанность и осторожность в своем внутриполитическом курсе.

2. Основные направления внутренней политики 1801–1812 гг

 

2.1. Характеристика первого этапа правления Александра. Этот многообещающий период остался в памяти у современников как «дней Александровых прекрасное начало». В это время произошло не только возвращение к политике «просвещенного абсолютизма», но и придание ей иного качества. При этом новый монарх вынужден был учитывать: недовольство дворян стеснением их прав при Павле I; надежды крепостных крестьян на облегчение их участи; требования времени, сам дух либерализма, который распространился в Европе после Французской революции.

2.2. Первые шаги. Сразу же после переворота 11 марта 1801 г. молодой император отменил те установления своего отца, которые вызвали особенно острое недовольство дворян.

• Полностью восстановлены все статьи «разжалованной» Павлом Жалованной грамоты дворянству, что возвратило ему статус и положение привилегированного сословия.

• Подтверждена Жалованная грамота городам,

• Проведена амнистия 12 тыс. заключенных.

• Отменены указы о запрете выезжать за границу, выписывать иностранные газеты и журналы, иметь частные типографии.

• Прекращена подготовка военного похода в Индию и снят запрет на торговлю с Англией. Но мирные отношения с Францией не были разорваны.

• Александр, не доверяя ни бывшему окружению Екатерины II, ни высшим сановникам, дискредитировавшим себя участием в подготовке дворцового переворота, попытался опереться на либерально мыслящих друзей юности: В. П. Кочубея, П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, А. А. Чарторыйского. Из них сложился кружок, получивший название Негласного комитета, выполнявший функции неофициального правительства и занимавшийся подготовкой реформ. Официально в качестве высшего совещательного органа при императоре действовал созданный в 1801 г. Непременный (постоянный) совет, состав которого назначался монархом из высших сановников. Сенат был восстановлен в своих прерогативах высшего судебно‑административного органа и «хранителя законов».

2.3. Мероприятия в отношении крестьянства. Именно Александру принадлежала инициатива регламентации государством отношений между помещиком и крепостным, а также проведения политики, призванной реально облегчить положение крестьян.

• Во время коронации осенью 1801 г. Александр I объявил о прекращении пожалований казенных крестьян в частные руки. В итоге это привело к росту удельного веса относительно свободных государственных и удельных крестьян, которые перед отменой крепостного права составляли более 50 % от всего крестьянского населения страны.

• В конце 1801 г. издан указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами, что положило конец монополии дворян на землю.

• Запрещено печатание объявлений о продаже крестьян. Александр добивался большего – запрета продавать крепостных без земли, но не сумел преодолеть сопротивления высших сановников. Да и опубликованный указ нарушался, так как помещики стали печатать объявления о «сдаче в аренду» крестьян, что в действительности означало ту же продажу.

• В 1803 г. был принят указ о «вольных хлебопашцах », позволявший крепостным выкупаться на свободу с землей, но с согласия помещика. Лишь очень немногие крепостные смогли воспользоваться «доброй волей» своих помещиков (за время царствования Александра I – 47 тыс. душ мужского пола), не желавших лишаться вместе с крепостными еще и земли.

• Помещикам было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь (1809).

• В 1804–1805 гг. началась отмена крепостного права в Прибалтике

2.4. Реформы системы государственного управления.

• Причины реформ. К началу XIX в. административная система государства не отвечала требованиям времени. Особенно устаревшей выглядела коллегиальная форма центрального управления. В коллегиях процветала безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. В целях укрепления государственного аппарата был принят ряд мер:

• Создание министерств. В 1802 г. учреждены и в 1802–1811 гг. созданы 8 министерств (Военное, Морское, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции), в состав которых вошли коллегии. Новые органы власти возглавили министры, ответственные перед царем. Эта мера усилила бюрократизацию государственного аппарата, но не улучшила его качество и в целом систему управления страной.

• Проект М. М. Сперанского. В целях принципиального, а не поверхностного изменения государственного строя Александр I в 1809 г. поручил одному из самых талантливых чиновников эпохи М. М. Сперанскому разработать проект его коренных реформ. В основу разработанного им проекта «Введение к уложению государственных законов» был положен либеральный принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной на всех уровнях управления страной – от волости до центра.

Планировалось создать всероссийский выборный представительный орган – Государственную думу, которая должна была давать заключения по представленным законопроектам и заслушивать отчеты министров.

Представители всех ветвей власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались бы царем. И именно решение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Таким образом, реальная законодательная власть оставалась бы в руках монарха, вынужденного в то же время считаться с «мнением народным». Проект, сохраняя власть самодержца, все же представлял собой первый шаг на пути к утверждению в России конституционной монархии, о которой мечтал Александр, еще будучи наследником престола.

Однако в итоге из всего намеченного царь реализовал лишь учреждение в 1810 г. Государственного совета, обладавшего законосовещательными функциями. Сперанский же в начале 1812 г. был арестован и без суда сослан.

2.5. Наиболее либеральный характер имели реформы в сфере культуры: создание формально единой бессословной системы образования, открытие лицеев, новых университетов, введение либеральных университетских уставов, предполагавших значительную самостоятельность высших учебных заведений, утверждение либерального цензурного устава и др. (см. тему 36).

2.6. Причины свертывания реформ.

• В дворянских кругах сложилась мощная оппозиция, недовольная не только проектами Сперанского, но и в целом либеральной политикой Александра. Опасение дворцового переворота подталкивало к смене внутриполитического курса.

• В условиях сохранения крепостничества, социокультурного раскола и острой социальной напряженности любое ограничение самодержавной власти могло вызвать выступление низов общества.

• Страна стояла на пороге войны с наполеоновской Францией, что требовало консолидации рядов дворянства, его объединения вокруг трона.

• Александр стал «заложником» самодержавной системы и не мог по своей воле менять ее основы, кроме того, он все более входил во вкус неограниченного монархического правления.

Таким образом, в стране еще не сложились ни социально‑политические, ни духовные предпосылки перехода к конституционному строю. Сам Александр позднее объяснял свой отказ от продолжения реформ тем, что «некем было их взять», т. е. отсутствовали, по его мнению, социальные и политические силы, заинтересованные в либеральных преобразованиях России.

3. Второй этап правления Александра I. 1814–1825

3.1. Характеристика этапа.

В отечественной историографии существует оценка второго периода правления Александра I как откровенно реакционного, а так как руководство внутренней политикой после победы над Францией император перепоручил своему фавориту А. А. Аракчееву, являвшемуся в глазах общественного мнения воплощением реакции, то эту эпоху характеризуют как «аракчеевщина».

И действительно, после наполеоновских войн, несмотря на ожидание перемен, направленных на улучшение жизни народа, принесшего столько жертв ради достижения победы, в политике Александра I проявились реакционные тенденции. Однако при этом предпринимались и меры в духе либеральных реформ.

3.2. Либеральные меры.

• А. А. Аракчеев, а затем специально созданный Секретный комитет по поручению царя разработали проекты отмены крепостного права. Проект Аракчеева предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян государством. Однако все эти планы не только не были проведены в жизнь, но даже и не обсуждались.

• В 1816–1819 гг. была завершена крестьянская реформа в Прибалтике, в результате которой крестьяне получали личную свободу без земли.

• Были снижены таможенные пошлины. С помощью этой меры Александр надеялся укрепить экономические связи со странами Европы и тем самым сблизиться с Западом.

• В 1815 г. Польше предоставлена конституция, носившая либеральный характер и предполагавшая внутреннее самоуправление «Царства Польского» в составе России.

• В 1818 г. царь поручил министру юстиции Н. Н. Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту Российской империи, основанную на принципах польской конституции и проекта Сперанского. Несколько сановников под руководством П. А. Вяземского начали ее разработку, однако, и эти планы остались нереализованными.

3.3. Реакционные меры.

• В армии была восстановлена палочная дисциплина, одним из результатов которой стали волнения 1820 г. в Семеновском полку.

В 1821 г. подверглись «разгрому» Казанский и Петербургский университеты. Начались гонения на прогрессивных профессоров и нелояльных студентов. Усилилась цензура, преследовавшая свободную мысль.

• В 1822 г. последовал указ о запрещении тайных организаций и масонских лож. Невиданного размаха принял надзор за «неблагонадежными» людьми.

• В 1822 г. Александр I возобновил право помещиков ссылать в Сибирь и отправлять на каторгу крепостных крестьян.

3.4. Попытки военной реформы. Военные поселения.

Создание военных поселений считается многими историками одним

из наиболее ярких проявлений реакционной политики. Главным инициатором организации таких поселений обычно называют «всесильного временщика» А. А. Аракчеева.

• Цели. Войны конца XVIII в. и особенно 1812–1814 гг. определили необходимость реформы российской армии. Главными задачами сам император и генералитет признавали:

– сокращение огромных затрат на армию, составлявших в 1816 г. свыше 50 % государственных расходов (не допуская при этом сокращения численности войска);

– создание новой системы комплектования армии, которая могла бы заменить недостаточно эффективную и вызывавшую недовольство крестьян рекрутскую повинность.

• Подготовка. Военные руководители русской армии после изучения опыта европейских стран предложили выход в организации военных поселений по образцу пограничной стражи Австрии, Пруссии и других стран. Это решало одновременно как проблему комплектования армии за счет «естественного прироста населения» в военных поселениях, так и вопрос создания ее хозяйственной базы. Александр I планировал постепенно перевести всю армию на военные поселения. Кроме прочего, это давало возможность правительству создать из военных поселян особую касту профессиональных военных, готовых выполнять любые приказы. При этом в мирное время солдаты могли не отрываться от семей.

Российская военная элита и министр финансов Е. Ф. Канкрин поддержали план реформы. Поддержали его и многие офицеры, критически настроенные по отношению к правительству, в частности герой войны 1812 года Д. В. Давыдов, специально написавший «Письма о военном поселении». Против выступил лишь М. Б. Барклай де Толли, считавший возможным использование таких военно‑хозяйственных форм только для малых стран, а в России – для пограничной стражи.

Таким образом, инициатором реформы выступил сам Александр I, а ее практическое воплощение было поручено царскому фавориту Аракчееву, высказавшемуся поначалу против военных поселений, которые, по его мнению, могли привести к выступлениям в армии.

• Ход реформы. С 1816–1817 гг. треть армии была переведена на военные поселения. Прежде всего это коснулось кавалерийских частей, расквартированных на юге страны, и пехоты – на северо‑западе. В военные поселяне были зачислены и государственные крестьяне нескольких волостей.

В поселениях все взрослые мужчины несли военную службу и одновременно исполняли сельскохозяйственные работы. Мальчики зачислялись в кантонисты и, достигнув совершеннолетия, поступали в полк. Поселяне‑хозяева были освобождены от всех повинностей и податей и снабжали продовольствием армию.

В поселениях работали госпитали и школы. Однако жизнь здесь была очень нелегкой. Царила воинская дисциплина, были введены наказания за неповиновение, все стороны жизни «по‑аракчеевски» регламентировались многочисленными предписаниями. Служба, работа и быт – все происходило в казарменном режиме, под бой барабана и сигнал полковой трубы.

• В итоге существования военных поселений часть армии стала экономически относительно самостоятельной, особенно на юге, что значительно снизило затраты на ее содержание. Но тяжелая жизнь поселян, усугублявшаяся казарменным режимом, «аракчеевскими» методами организации, семейными конфликтами, а главное – ситуация общего бесправия, вызывали недовольство многих поселян, особенно переведенных из казенных крестьян, приводили к неоднократным восстаниям; а поскольку военные поселяне были вооружены и обучены военному делу, то такие выступления представляли определенную угрозу государству.

Кроме того, государственные деревни, ранее исправно платившие налоги и жившие в достатке, после превращения их в военные поселения становились «убыточными» и существовали за счет казны.

После ряда восстаний поселения неоднократно реорганизовывались. Николай I освободил поселян‑хозяев от строевой службы. Но в целом система военных поселений была отменена только Александром II в 1857 г.

Выводы

1. В первое десятилетие своего правления Александр I обещал глубокие преобразования и в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения в стране.

2. Впервые в русской истории начался хотя и очень робкий, но все же процесс ограничения и даже частичной отмены крепостничества (указ о «вольных хлебопашцах», реформа в Прибалтике).

3. Первый период правления Александра I (до Отечественной войны 1812 г.) был качественно новой ступенью развития политики «просвещенного абсолютизма».

4. Последнее десятилетие царствования Александра – это период нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе, который, несмотря на попытки возвращения к либеральной политике, окончательно утвердился к началу 1820‑х гг.

5. Либеральная внешнеэкономическая политика ударила по русской промышленности и оттолкнула от Александра купечество и часть дворянства. В результате в 1822 г. был восстановлен протекционистский тариф.

6. Отказ от реализации обещанных либеральных реформ привел к радикализации позиции прогрессивной части дворянской интеллигенции и породил дворянскую революционность. Но в целом господствующие слои в подавляющем большинстве отвергали шедшие сверху либеральные реформы и новации, что в итоге предопределило отказ от реформирования.

Вопросы и задания

1. Каковы были намерения и реальные действия императора в крестьянском вопросе в первое десятилетие правления? Как изменилась эта позиция царя в последние годы его жизни? Почему?

2. Как и в какой степени личные качества Александра I влияли на его внутреннюю политику? Проследите, как эти связи проявлялись на различных этапах его правления.

3. Сравните личности и деятельность М. М. Сперанского и А. А. Аракчеева. Что было общего, а что отличало этих двух государственных деятелей?

4. Проанализируйте проекты преобразований, разработанных М. М. Сперанским. Что в них действительно могло способствовать утверждению конституционной монархии? Почему они остались нереализованными?

5. Каковы были цели реформы системы государственного управления, и к каким результатам они привели?

Литература

Аракчеев А. А.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Военные поселения//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

История России с древнейших времен до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М., 1993. С. 48–83.

Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Сахаров А. Н. Александр I. М., 1998.

Томсинов В. А. Временщик (А. А. Аракчеев). М., 1996.

Томсинов В. А. Светило российской бюрократии. (М. М. Сперанский). М., 1994.

Энциклопедия для детей. Т.5. 4.2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М., 1997.

Наши рекомендации