ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в РФ.
П.и.с. имеет много разновидностей. Но говоря в целом, ее суть состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (в избирательном законодательстве — избирательные объединения, блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков, исходя из симпатий к партии, движению, их лидерам и участникам. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, ФРГ, Россия, может быть и другой процент — в частности, 4% в Швеции, 3% в Аргентине, 2% в Дании, 1% в Израиле) действительных голосов.
Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по п.и.с. Далее количество голосов, поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное (ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ — количество голосов избирателей, приходящееся на один депутатский мандат). Так партии, движения узнают, сколько они получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и так называемые региональные группы, первыми проходят в парламенты кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданных за данный список в соответствующем регионе.
Плюсом п.и.с. является то, что голоса избирателей не пропадают, пропорционально им партии и движения — больше или меньше — но все же получают мандаты в представительном органе, за исключением тех, кто не прошел 5-процентную или иную подобную планку.
Минусом п.и.с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц — он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему не известны. Кроме того, у избранных депутатов нет такой прямой связи с избирателями конкретного округа, как это имеет место при мажоритарнойизбирательной системе.
Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страныразбивают список на территориальные части, тогда избиратели лучше знают кандидатов из своего региона и голосуют за них (это делается и в России). Ряд стран отказалсяот так называемых связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) иперешел к системе свободных списков — избиратель вправе отдавать предпочтениякандидатам из разных списков партий и даже дополнять список. Некоторые субъектыРФ попытались применить систему свободных списков на выборах своих законодательных органов власти, но вскоре от этого отказались из-за сложности данной процедуры,в том числе для избирателей.
П.и.с. применяется в России на выборах депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, частично на муниципальном уровне.
На выборах в Государственную Думу по этой системе положено избирать половину — 225 депутатов Государственной Думы. Вся страна является единым федеральным избирательным округом. Право выдвигать списки кандидатов имеют только политические партии.
В соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, наряду с членами данной политической партии могут быть включены граждане, не являющиеся членами данной или иной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов. В федеральный список кандидатов не могут быть включены граждане, являющиеся членами иных политических партий.
Таким образом, однозначно трактовать понятие "избирательная система" весьма сложно в силу того, что целый ряд аспектов в том или ином варианте толкования упускается из поля зрения. Тем не менее выбор и соответствующее законодательное закрепление государством конкретного вида избирательной системы либо их комбинации поставлены в зависимость от уровня развития общества, его политической и правовой культур.