Тема 7. Функции государства
Понятие и признаки функций государства.
Направления, в которых осуществляется деятельность государства, получили в теории название «государственных функций». В отечественных и зарубежных научных источниках встречаются различные варианты определения и характеристики функций государства.
Наиболее существенными признаками функций государства являются:
1. Функции государства выражают и предметно конкретизируют социальную и политико-правовую сущность государства.
2. В функциях воплощается и раскрывается роль государства в качестве субъекта политической системы, реализуется разносторонняя практическая государственная деятельность внутри страны и на международной арене.
3. Функции государства охватывают его деятельность в целом (в отличие от функций отдельных государственных и негосударственных органов). Общеобязательный характер функций государства закрепляется в понятии государственного суверенитета, исходящего из прерогативы государственной власти перед всеми остальными видами власти.
4. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. На их содержание и характер реализации оказывают существенное влияние особенности и закономерности исторического развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Основными юридическими формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.
Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение глобальной цели: обеспечения выживания человека как биологического и социального вида.
Таким образом, функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается и конкретизируется его сословно-классовая и общечеловеческая сущность и которые, будучи объективно обусловлены потребностями объединенных политико-правовыми отношениями людей, задаются характером исторически определенного общества.
Классификация функций государства.
В связи с тем, что государство выполняет множество различных функций, возникает необходимость их научной классификации. В юридической теории обосновываются различные подходы к проблеме классификации функций государства.
Классификация функций государства
По продолжительности По социальной По сфере государственной
Значимости деятельности
Постоянные Основные Внутренние
Временные Производные Внешние
Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства в зависимости от того, в какой сфере - внутригосударственной или международной - они осуществляются. Согласно данному критерию, функции подразделяются на внутренние и внешние.
В качестве основных внутренних функций как правило выделяются:
- политическая функция включающая в себя направления государственной деятельности по обеспечению незыблемости государственного строя; организацию и функционирования органов государственной власти;
- экономическая функция содержащая характеристику места и роли государства в системе экономического развития; определяющая пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой;
- социальная функция в наиболее общем виде может рассматриваться как направление деятельности государства по созданию условий для определенного образа жизни членов сообщества (в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., всем гражданам России гарантированно право на достойный образ жизни).
Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом следует выделить функцию защиты государственного суверенитета и функцию межгосударственного сотрудничества.
Рассматривая деятельность государства, направленную на защиту государственного суверенитета следует отметить два основных пути. Прежде всего, это защита суверенитета, путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства. Вместе с тем, ряд авторов защищают право государства на реализацию собственных геополитических интересов, предполагающих решение стоящих перед государством задач за счет вмешательства в дела другого государства, объявленного в одностороннем порядке зоной жизненных интересов. При этом в качестве идеологической подоплеки нередко используются теории обосновывающие «избранность» той или иной нации или народности и – как следствие – неполноценность всех остальных людей.
Функция международного сотрудничества рассматривается как процесс договорных отношений между государствами в целях получения определенных, позитивных результатов. На договорных отношениях основываются экономические, политические, социально-культурные, военные, спортивные связи. Немаловажной особенностью реализации данного вида функций государства является участие в интеграционном процессе государств с различными политико-правовыми системами.
В зависимости от времени осуществления выделяются постоянные и временные функции государства. Постоянные функции государства не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. Важнейшей постоянной функцией является забота государства о сохранении членов сообщества. К постоянным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета. Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного периода.
Ряд авторов в качестве критерия классификации функций государства выделяют принцип социально-политической значимости; поэтому признаку различаются основные и производные функции.
Основные функции - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический периода
Производные функции рассматриваются как структурные части основных функций и вследствие этого представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности.
От функций государства следует отграничивать функции государственных органов. Последние осуществляют деятельность, направленную на достижение тех же целей и задач, что стоят перед государством в целом. Однако, представляя собой лишь часть государственного механизма, они не в состоянии полностью решить возникающие проблемы.