Реформа местного самоуправления в Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 26 октября 1993 N 1760 "О реформе МСУ в РФ"
12 декабря 1993 года принятие новой Конституции РФ, которая признала необходимость существования МСУ, его правовых гарантий на законодательном уровне. Конституция определила концептуальные основы построения новой системы МСУ, выделила МСУ, как самостоятельную форму осуществления власти на местах, признавая при этом и защищая экономическую основу МСУ, муниципальную собственность наряду с другими формами собственности.
28 августа 1995 года был принят ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» который в соответствии с Конституцией определил роль МСУ в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы МСУ и государственные гарантии его осуществления, установил общие принципы организации МСУ.
В марте 1998 Россия ратифицировала Европейскую хартию МСУ – основополагающий документ международного права, утверждающий нормы-принципы организации самоуправления городов и поселений.
ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает новые правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации МСУ. До этого был ФЗ от 1995 года.
Основной целью ФЗ является устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами МСУ. Именно с этой целью вводится единая структура территориальной организации МСУ. Полномочия РФ и субъектов в сфере регулирования МСУ устанавливаются на основе иных принципов, чем это осуществлено в предыдущей редакции ФЗ, а также более подробно регулируется деятельность органов МСУ
Данный ФЗ обязал установить границы всех муниципальных образований. Проведена масштабная и системная территориальная реорганизация МСУ, в результате которой количество МО увеличилось почти вдвое, при этом муниципалитетами стали все города и право быть муниципальными образованиями обрели сельские поселения. Территории МСУ покрыли собой всю территорию страны. Появилось 5 видов МО – городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения.
Были разграничены полномочия между федеральным, региональным и местным уровнями публичной власти; между муниципальными районами и входящими в их состав городскими и сельскими поселениями. В ФЗ №131-ФЗ исчерпывающе определены вопросы местного значения для каждого вида муниципальных образований.
Реформа предполагает разделение структуры муниципальной власти на два уровня — городское или сельское поселение и муниципальный район или городской округ. В компетенцию МО первого уровня входят, в частности, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт, содержание автодорог, утверждение генпланов поселений, выдача разрешений на строительство, утверждение правил землепользования, продажа и сдача в аренду земли, благоустройство, содержание жилого фонда. За муниципальными районами закреплены такие полномочия, как строительство и содержание автодорог между населенными пунктами, организация транспортного сообщения, поддержание общественного порядка, здравоохранение, образование, экологический контроль.
Основные направления реформы:
1. Создание концептуально нового правового поля для местного самоуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в частности:
• принятие новой редакции ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (№ 131-ФЗ);
• принятие ФЗ о внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ»;
• внесение поправок в Налоговый кодекс РФ;
• внесение поправок в Бюджетный кодекс РФ;
• изменение большого массива отраслевых федеральных законов, касающихся сферы деятельности органов МСУ;
• изменение регионального законодательства по МСУ;
• изменение всей нормативной базы существующих муниципальных образований и разработка нормативных актов, начиная с уставов, для вновь созданных муниципальных образований.
2. Изменение территориальной организации МСУ путем повсеместного введения двухуровневой системы, ведущего к увеличению числа муниципальных образований, переделу их границ и изменению правового статуса существующих муниципальных образований.
3. Изменение структуры органов МСУ: состава, полномочий, способов формирования
4. Изменения в способах взаимодействия поселений внутри одного муниципального образования, межмуниципальном сотрудничестве, взаимодействии с органами государственной власти.
5. Разграничение собственности между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, перепрофилирование и приватизация собственности для приведения в строгое соответствие пообъектного состава публичной собственности установленным законом полномочиям для каждого уровня власти.
6. Создание новой концессионной модели муниципального хозяйства.