Общая характеристика муниципального управления.

Муниципальное управление — это деятельность выборных и других органов МСУ по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах местной жизни, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы.

Отличия от МСУ. В муниципальном управлении субъектом являются органы МСУ, объектом - муниципальное образование, а главной целью - повышение уровня и качества жизни населения, в МСУ субъект и объект - население муниципального образования, цель - самостоятельное решение вопросов местного значения. Все это регулируется нормами муниципального права.

Отличия от государственного управления:

• муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;

• государство управляет гражданами (через НПА), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

• Для государственного управления в большей мере характерна миссия общего контроля соблюдения федерального законодательства на конкретной территории. В то же время муниципальное управление занято экономическим развитием поселения. В частности, речь идет о поддержке и модернизации транспортной инфраструктуры, социальной сферы (медицина, образование, местные социальные программы), сборе и перераспределении местных налогов.

ХарактеристикиМУ:

• определенный вид деятельности по осуществлению МСУ, имеющий свои функции и компетенцию;

• деятельность специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления;

• в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

• подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

муниципальное управление осуществляют только органы муниципального управления, наделенные для этого соответствующими полномочиями, и соответственно выходит, что понятие муниципальное управление не тождественно понятию МСУ. МСУ гораздо шире по своему содержанию, т.к. включает в себя все формы реализации МСУ (непосредственной демократии, территориальное общественное самоуправление, органы МСУ), а муниципальное управление является только его частью, которая реализуется органами муниципального управления.

27. Муниципальное образование: понятие, признаки, виды.

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородская территория города федерального значения;

1) сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы;

2) городское поселение - город или поселок;

3) муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия;

4) городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, его органы могут осуществлять отдельные государственные полномочия;

5) городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

6) внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением

7) внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения.

Отличительными признаками муниципального образования являются:

• населенная территория;

• осуществление на ней МСУ;

• наличие обособленной муниципальной собственности;

• местный бюджет;

• выборные органы МСУ.

28. Устав муниципального образования: статус, требования, порядок принятия.

Устав МО - НПА местного правотворчества, определяющий основы статуса муниципального образования, принимаемый представительным органом МСУ или населением непосредственно.

Уставом муниципального образования должны определяться:

• наименование МО;

• перечень вопросов местного значения;

• формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

• структура и порядок формирования органов МСУ;

• наименования и полномочия выборных и иных органов МСУ, должностных лиц МСУ;

• виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

• срок полномочий представительного органа МО, депутатов, членов иных выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

• виды ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ, основания наступления этой ответственности;

• порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

• порядок внесения изменений и дополнений в устав МО.

Перечень указанных вопросов не является исчерпывающим, поскольку уставом муниципального образования могут регулироваться иные вопросы организации МСУ в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Порядок принятия. Устав МО принимается большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа МО, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан.

Устав подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Устав МО подлежит официальному опубликованию после его государственной регистрации и только после этого вступает в силу.

29. Глава муниципального образования.

Глава муниципального образования(обязательный орган МСУ) является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Срок его полномочий определяется уставом муниципального образования. Он не может быть менее 2 и более 5 лет.

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами МСУ других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует НПА, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ

Глава МО представляет представительному органу МО ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава МО возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов МСУ, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом МО.

Способы выборов Главы МО:

• населением на муниципальных выборах (в этом случае либо становится председателем представительного органа либо возглавляет местную администрацию);

• представительным органом из своего состава (также либо возглавляет представительный орган, либо местную администрацию)

• представительным органом из числа кандидатов, выбранных конкурсной комиссией (в этом случае возглавляет местную администрацию).

• в поселении, в котором полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации

не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации (кроме сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения)

ФЗ 131 устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями, выезд за пределы РФ на постоянное место жительства и т.д.). Полномочия главы муниципального района, главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента РФ в некоторых случаях

Наши рекомендации