Функции государства и государственного управления.
Функции государства представляют собой направления деятельности государства, соответствующие главным задачам определенного исторического этапа, проявляющие его сущность и дающие ему тем самым определенную социально-политическую характеристику.
Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:
• по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;
• общие и специальные
• по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;
• по продолжительности действия: постоянные и временные;
Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).
Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);
1) общие функциигосударственного управления, присущие его системе в целом: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение, контроль, координация, учет, руководство.
• организация, состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и его процессуального регулирования: регламентов, нормативов, должностных инструкций, требований ответственности и т.п.
• планирование- выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсов, сроков и способов решения поставленных задач, создании механизмов поэтапного контроля за их выполнением.
• прогнозирование — выработка научно обоснованного суждения о будущем состоянии управляемой системы, вариантах ее развития, путях и сроках достижения.
• Мотивация- находит нормативное закрепление в законодательстве о государственной и муниципальной службе. Для общества в целом функцию мотивации выполняют либо национальная идеология, либо гражданский патриотизм.
• Регулирование- В широком смысле государство регулирует общественные отношения нормативным путем, издавая законы, подзаконные и судебные акты. Таким образом координируется, направляется и стимулируется деятельность участников общественных отношений, защищаются их законные права и интересы, производится расстановка структурных приоритетов.
• Контроль- для выявления отклонений управляемой системы от заданных параметров и дальнейшего принятия мер для приведения ее в соответствие с ними. контрольная функция государственного управления заключается в выявлении отклонений и корректировке управленческих воздействий. Контроль в государственном управлении должен отвечать требованиям оперативности, гласности, объективности и целесообразности.
• Бюджетирование- получила признание в американской теории и практике государственного управления как основная функция управления государством.
2) Специфические: финансирование, налогообложение, регулирование труда и ЗРП, кредитование. функции правоприменения, проведения выборов и референдумов, государственный статистический учет (перепись населения), лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и ряд других
1. В зависимости от продолжительности их существования: постоянные и временные.
2. В зависимости от сфер приложения и осуществления: политические, идеологические, социальные и экономические.
3. В зависимости от форм реализации функции могут быть правотворческие, правоохранительные и правоприменительные.
4. По территории осуществления: внутренние и внешние
5. По видам ветвей государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная.
6. По сфере деятельности: экономические, социальные, политические.
Внутренние функции государства:это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.
Рассмотрим экономическую функцию.
В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи:
• установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;
• контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;
• непосредственное осуществление экономической деятельности;
• поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.
Для их решения осуществляются:
• структурная перестройка российской экономики; поддержка стратегических и социально значимых производств;
• централизованная инвестиционная политика;
• приватизация;
• управление государственной собственностью;
• создание условий для иностранных инвестиций;
• создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др.
Социальная функция включает в себя:
• установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);
• поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);
• обеспечение занятости;
• развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.
Функция финансового контроля (фискальная) — это:
• установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;
• проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);
• контроль за денежным обращением в стране и проч.
• Функция охраны правопорядка подразумевает: охрану прав и свобод граждан; защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;
• борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др.
Экологическая функция - это: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;
• установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.);
• контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:
• государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;
• сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;
• признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;
• охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;
• выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.
Функция регулирования межнациональных отношений - особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку.
Внешние:
• оборона,
• дипломатическая,
• внешнеполитическая,
• внешнеэкономическая,
• содействие установлению мировой законности,
• решение глобальных мировых проблем.
• обеспечения мира и поддержания мирового порядка
Функции государства и государственного управления являются тождественными, но не идентичными понятиями. Государственное управление предполагает активное воздействие на управляемые объекты. Функция управления — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления.
В административной науке принято различать функции государственного управления, функции органов государственного управления и управленческие функции всех государственных органов.