Исторические формы религии

Древнейшие религиозные представления как правило именуют либо "первобытными верованиями", либо "первобытным комплексом" т.к., во-первых, в первобытную эпоху религиозные представления только формируются, они представлены в мифологической форме, не имеют четко выраженной догматики, регламентируемого культа, оформленной социальной доктрины; во-вторых, понятие "комплекса" предполагает равноправие и равнозначность всех элементов, их параллельное существование и во времени, и в пространстве.

Итак, еще во времена палеолита (примерно 50-40 тыс. лет назад) зародились следующие формы религиозных представлений (для нас важно проследить их проявления в последующих формах религии):

1.Тотемизм – представление о некоем едином для людей и растений или животных предке, о родстве между человеком, животными, растениями (например, знаменитый гороскоп кельтских жрецов-друидов, основанный на родстве человека и дерева). Тотемизм сохранился в мифологических представлениях о зооморфных божествах, животном-прародителе, в культе "священных животных", в обряде причащения, символизирующем вкушение тела тотема. Первоначально тотемами считались, как правило, дикие животные – объекты охоты. Очевидно, изображение головы и лап медведя первобытными охотниками, жившими в предгорьях Урала (так называемый "звериный стиль") или захоронения медвежьих лап и головы, открытые археологами в Западной Европе, свидетельствуют о том, что медведь был тотемным животным для людей этих племен, они почитали его не только как прародителя, но и как родственника.

2.Анимизм – одухотворение природных явлений, животных, растений, различных предметов. Первоначально духи "населяли" различные природные объекты – в каждом озере, лесу или горе был свой дух. Постепенно духи приобрели антропоморфные черты, по отношению к человеку могли, в зависимости от обстоятельств, вести себя по-доброму, или, наоборот, причинять зло. Анимистические представления о духах были основой для дальнейшего формирования понятий "божество", "бог". В современных религиях результатом анимистических представлений стало своеобразное "удвоение" миров: мир земной, человеческий, несовершенный и мир божественный, который и является подлинным, настоящим.

3.Аниматизм – представление о наличии у человека своеобразного невидимого "двойника", которого потом называли "сущностью", "душой". Аниматические представления вошли во многие религии и стали основой заупокойного культа. Древние египтяне насчитывали семь таких "сущностей", которые после смерти человека продолжали свой собственный путь. Очевидно, к аниматическим корням восходят представления о возможности возвращения "души" в тело человека после его смерти, для его необходимо было как можно дольше сохранять тело (такие примеры этнографы приводят, описывая похоронные обряды индейцев Северной Америки).

4.Фетишизм – представление об особенных свойствах предметов, способных влиять на ход событий и судьбу человека – основа для почитания, талисманов, оберегов, священных реликвий. Древнейшие фетиши были естественного происхождения – камни, деревья, водоемы, потом появились сделанные человеком предметы – талисманы, изображения духов – идолы. Пережитки фетишизма сохранились в культовой практике многих религий как поклонение священным предметам, иконам и т.д.

5.Магия - система воздействия на сверхъестественные силы, средство общения и воздействия на них. По целям магия может быть как полезная, так и вредоносная. Магические действия составляют основу религиозного культа (например, молитва – вариант вербальной магии).

В эпоху неолита, когда происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему и складывается развитая родоплеменная организация, старые культы претерпевают трансформацию:

1.Тотемизм проявляется в культе домашних животных, а также в появлении в мифологии зооморфных духов и божеств.

2.Анимизм претерпевает эволюцию в сторону культа могущественных божеств – покровителей сил природы или людских занятий.

3.Природные фетиши заменяются искусственными – идолами, амулетами.

4.Для проведения магических действий выделяются харизматические (от греч. "харизма" – "милость, божественный дар") лидеры – шаманы и колдуны, деятельность которых основана на особой психотехнике, умении входить в состояние транса, когда создавалось впечатление, что шаман общается с невидимыми остальным духами.

5.Появляются новые культы, которые являются отражением тех изменений, которые произошли в хозяйстве и социально-политической сфере. Это культ плодородия и связанный с ним солярный культ, культ племенного вождя, которому тоже приписываются харизматические черты, культ предков.

Одновременно со становлением древних цивилизаций складываются и древнейшие религиозные системы, для которых характерна четкая структура и взаимосвязь всех элементов религии. В целом для этих систем характерны следующие черты:

- Строгая иерархия всех элементов, структурообразующим элементом системы является наличие пантеона божеств, пришедших на смену представлениям об отдельных духах природы. Постепенно эта политеистическая система эволюционирует в сторону дуализма (примером может служить учение зороастризма о двух "равноправных" божествах, одно из которых олицетворяет свет и добро, а второе – тьму т зло), а со временем и монотеизма(единобожия). Одной из первых форм монотеистической религии должен был стать культ Солнечного бога Амона, установленный в результате религиозной реформы в Древнем Египте, но традиционно древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до наших дней, считается иудаизм;

- Первобытные представления (тотемистические, фетишистские) включаются в виде отдельных элементов в учения, возникшие в древности, а также сохраняются на уровне обыденных стереотипов;

-Постепенное «удвоение» мира. Если в древнейшей мифологической картине мира и люди, и духи живут в одних пространственно-временных измерениях, то уже в древних религиях появляется разделение миров на земной, человеческий, и божественный, небесный.

-Появляется идея нравственного выбора – человек сам решает, кому служить – злу или добру (очень ярко эта идея представлена в этике зороастризма), но за свой выбор он должен нести ответственность. Эта ответственность может наступить не в земной жизни, а после перехода из бренного земного мира в загробный. Так постепенно формируется представление о загробном суде и загробном воздаянии. В зависимости от нравственного выбора душа человека после смерти получает вечное блаженство или вечные мучения. Так постепенно формируются представления об Аде и Рае;

Развивается и усложняется мифология, появляется четко сформулированные догматические положения, записываются первые сакральные тексты, такие как «Книга пирамид» в Египте, «Авеста» в Персии, «Ветхий Завет» в Восточном Средиземноморье;

Складывается особый социальный слой – жречество. В отличие от шаманов и колдунов, которые являлись харизматическими лидерами, жрецы являлись профессиональными организаторами и исполнителями религиозных ритуалов и обрядов, в обществе жрецы объединялись в особые кланы или коллегии, которые часто включались в систему государственного управления, когда жрецы (например, в Древнем Египте) исполняли ряд функций государственных чиновников.

Из многообразия религиозных учений принято выделять особый тип религии, достаточно условно называемый мировыми религиями. Традиционно к ним относят буддизм, христианство, ислам. Мировыми их называют из-за широкого распространения по всему миру, однако очевидно, что большое число приверженцев этих учений всего лишь следствие, а не причина популярности этих религий. Причины же достаточно быстрого распространения именно этих конфессий следует искать в самих вероучениях. В мировые эти религии превратились благодаря следующим особенностям:

Они формируются в переломные, кризисные эпохи, предлагая решения уже назревших проблем. Буддизм должен был преодолеть политическую, этническую и кастовую разобщенность, а также разрешить ряд философских вопросов, сложившихся в различных школах Древней Индии, перед христианством стояла задача найти пути выхода из политического и нравственного кризиса в Риме, а ислам должен был стать идеологией зарождающегося арабского государства;

Большую роль во всех этих религиях играет харизматическая фигура основателя, таковыми являлись и Будда, и Христос, и Мухаммед;

В учениях мировых религий имеется обоснование социального, и этнического равноправия, эта интернациональность способствовала быстрому распространению буддизма, христианства и ислама среди разных народов и представителей разных классов;

Особое внимание во всех этих учениях уделяется нравственному аспекту, что делает их очень привлекательными в те периоды времени, когда кризисное состояние морали заставляло искать новые ценности и нормы.

Следует отметить, что список мировых религий не сводится только к трем – буддизму, христианству и исламу. Мировой религией мог стать зороастризм, основа для этого содержалась в его вероучении, так как приверженцем этой религии мог стать любой человек, независимо от национальной и социальной принадлежности, который признавал служение божеству Агура-Мазде. Неблагоприятно сложившиеся исторические обстоятельства, прежде всего войны, которые ограничили распространение этого учения, помешали превращению зороастризма в мировую религию. Тенденцию к превращению в мировую религию проявляют в своем развитии религии, считавшиеся в большей степени национальными, например, иудаизм. Кроме того, следует учитывать, что те учения, которые складываются в современном мире, изначально содержат все черты, характерные для мировых религий (это присуще подавляющему большинству так называемых "нетрадиционных религий").

Первой религией, которая развивалась как мировая, стал буддизм.

Основы вероучения буддизма.

Буддизм возник в VI веке до н.э. в Индии, которая представляла собой объединение различных небольших государств. В I тыс. до н.э. в индийской культуре сложилось несколько философских школ, их учения во многом предопределили буддистскую картину мира и этику. В биографии основателя этого учения Сиддхартхи Гаутамы говорится, что прежде, чем он достиг "просветления" и стал Буддой, он учился у представителей разных философских школ. Характерным для древнеиндийской культуры было уважение к различным взглядам и учениям, а также особого внимания заслуживал личный духовный путь, пройденный человеком. Из добуддийской философии пришло учение о том, что соединение нематериальных частиц – дхарм и их разъединение составляют различные формы жизни. Каждое новое перерождение происходит по закону о воздаянии – карме. Чувственный мир – сансара, подобно колесу, бесконечно вращается, повинуясь этому закону. Когда Сиддхартха Гаутама достиг "просветления" и стал Буддой, ему открылись «четыре благородные истины», ставшие основой его учения:

1.Жизнь есть страдание. Следует отметить, что под "страданием" понималась вообще всякая привязанность к жизни. Следует заметить, что перевод санскритского слова "дукха" не вполне тождественен русскому слову "страдание", так как в русском языке оно означает сильные отрицательные переживания, как душевные, так и телесные. "Страдание" в буддизме – вообще всякое эмоциональное проявление. Так как это характерно для всех живых существ, то все люди равно подвержены "страданию".

2.Источник страданий – наши желания. Стремление человека достичь как можно большего в земной жизни и добиться счастливой вечной жизни только увеличивают привязанность к этому миру, а, значит, увеличивают страдания.

Первые две истины, по своей сути, совсем не религиозны и ничего нового по сравнению с древними учениями не содержат. Религией нового типа буддизм делает третья "благородная":

3.Страдания можно прекратить. Целью является не счастливая вечная жизнь, а полное избавление от нее, достижение нирваны, т.е. пробуждения сознания и прекращения цепи перерождений – сансары.

4.Путь прекращения страданий – «Восьмеричный благородный путь», т.е. восемь правил достижения нирваны. Особо следует отметить "правильное поведение" – основу буддистской морали: 1.Не лишать жизни ни одно живое существо. 2.Не брать чужого. 3.Не говорить неправду (не говорить ни о ком плохо, даже если это правдивые сведения, вообще лучше меньше говорить и больше молчать. 4.Соблюдать супружескую верность (вообще отношения между мужчиной и женщиной должны преследовать только одну цель – продолжение рода). 5.Не дурманить сознание никакими средствами и снадобьями.

Начиная с III века до н.э. буддизм распространяется в Юго – Восточной Азии, в Китае, позднее в Японии и Тибете. В каждом регионе учение буддизма приобретает свои особенности. С VII начинается формирование школы ламаизма. В ламаизме происходит оформление буддизма в религиозную систему. Сохраняя все основные догматы, это учение особую роль отводит ламам – монахам, с помощью который человек достигает спасения. Значительное место в достижении этой цели в ламаизме отводится культовой практике – обрядам и праздничным церемониям.

Самой распространенной и многочисленной из мировых религий является христианство.

.

Наши рекомендации