Законодательная процедура (гл. 5, ст.104 – 108)

Стадия Её содержание Кто осуществляет
Внесение в Государственную Думу законопроектов и поправок Президент, Совет Федерации и его депутаты, депутаты Госдумы, Правительство, Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд, законодательные органы субъектов РФ
Рассмотрение законопроектаГосударственной Думой Государственная Дума создаёт комитет, который направляет законопроект на экспертизы, знакомит с ним депутатов. Обсуждение законопроекта в Думе осуществляется не более чем в три чтения (четвёртое возможно для принятия бюджета).
Принятие закона Государственной Думой Государственная Дума принимает федеральный закон простым большинством голосов, а федеральный конституционный – 2/3 голосов.
Одобрение закона Советом Федерации Осуществляется Советом Федерации (14 дней), если за закон проголосовало более 1/2, а за федеральный конституционный закон – ¾ депутатов. В противном случае закон отклоняется.
Преодоление разногласий между палатами Федерального Собрания В случае отклонения закона Советом Федерации создается Согласительная комиссия обоих палат. Госдуме предлагается принять закон с поправками, предложенными Согласительной Комиссией. Если Дума не согласна с ними, то может принять закон в прежнем виде 2/3 голосов
Подписаниезакона Президентом Осуществляет Президент за 14 дней. Если Президент отклоняет закон, он вносит свои поправки, и закон вновь проходит стадии со 2 по 4. Федеральное Собрание может принять поправки Президента или остановиться на прежней редакции. В последнем случае за закон должно проголосовать 2/3 депутатов обоих палат. Отклонить принятый таким образом закон Президент не может. Также Президент не может наложить вето на федеральный конституционный закон.
Обнародованиезакона Закон вступает в силу через 10 дней после опубликования (http://www.government.ru, «Российская газета»)

Правительство РФ (гл. 6, ст. 110-117)

Полномочия: федеральный коллегиальный орган исполнительной власти Состав: Председатель Правительства, его заместители (6 чел), министры, руководители федеральных служб, департаментов, агентств Порядок формирования: Президент назначает Председателя Правительства (с одобрения Госдумы); заместителей и министров (по предложению Председателя) Издаёт: Постановления и Распоряжения Срок полномочий: ü до окончания срока полномочий Президента ü досрочно – отставка

Судебная власть РФ (гл.7, ст.118-128)

Принципы: независимость, гласность, состязательность и равноправие.

Высшее звено Среднее звено Основное звено
Конституционный Суд РФ: соответствие законов Конституции; разрешение споров о компетенции, защита конституционных прав граждан конституционные (уставные) суды субъектов РФ --
Верховный Суд: § Пленум: разъясняет применение законов § Президиум:осуществляет надзор и кассацию;в его составе - Коллегии по гражданским, уголовным делам, Военная коллегия верховные суды субъектов РФ   районные суды мировые судьи
Высший Арбитражный суд: экономические споры федеральные окружные арбитражные суды арбитражные суды субъектов РФ

Инстанции судов:

§ первая– с которой начато судопроизводство по правонарушению

§ апелляционная- в уголовном и гражданском судопроизводстве в апелляционном порядке проверяется законность и обоснованность решений, вынесенных мировыми судьями. Апелляционной инстанцией выступают районные суды.

§ вторая (кассационная) – проверка вышестоящими судами законности и обоснованности постановлений нижестоящих судов

§ надзорная -проверяющая законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу.

Прокуратура (гл.7, ст. 129)

Функции: не входит в систему законодательной, исполнительной и судебной власти; осуществляет государственный надзор за исполнением законов; расследует особо тяжкие уголовные преступления; участвует в рассмотрении дел судами.

Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации по представлению Президента

9. Местное самоуправление (гл.8, ст. 130-133) –не входит в систему органов государственной власти

Муниципальное образование – обладает правом собственности на муниципальное имущество; создаёт органы местного самоуправления; может формировать местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, решать вопросы местного значения.



Наши рекомендации