Законодательная процедура (гл. 5, ст.104 – 108)
Стадия | Её содержание | Кто осуществляет |
Внесение в Государственную Думу законопроектов и поправок | Президент, Совет Федерации и его депутаты, депутаты Госдумы, Правительство, Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд, законодательные органы субъектов РФ | |
Рассмотрение законопроектаГосударственной Думой | Государственная Дума создаёт комитет, который направляет законопроект на экспертизы, знакомит с ним депутатов. Обсуждение законопроекта в Думе осуществляется не более чем в три чтения (четвёртое возможно для принятия бюджета). | |
Принятие закона Государственной Думой | Государственная Дума принимает федеральный закон простым большинством голосов, а федеральный конституционный – 2/3 голосов. | |
Одобрение закона Советом Федерации | Осуществляется Советом Федерации (14 дней), если за закон проголосовало более 1/2, а за федеральный конституционный закон – ¾ депутатов. В противном случае закон отклоняется. | |
Преодоление разногласий между палатами Федерального Собрания | В случае отклонения закона Советом Федерации создается Согласительная комиссия обоих палат. Госдуме предлагается принять закон с поправками, предложенными Согласительной Комиссией. Если Дума не согласна с ними, то может принять закон в прежнем виде 2/3 голосов | |
Подписаниезакона Президентом | Осуществляет Президент за 14 дней. Если Президент отклоняет закон, он вносит свои поправки, и закон вновь проходит стадии со 2 по 4. Федеральное Собрание может принять поправки Президента или остановиться на прежней редакции. В последнем случае за закон должно проголосовать 2/3 депутатов обоих палат. Отклонить принятый таким образом закон Президент не может. Также Президент не может наложить вето на федеральный конституционный закон. | |
Обнародованиезакона | Закон вступает в силу через 10 дней после опубликования (http://www.government.ru, «Российская газета») |
Правительство РФ (гл. 6, ст. 110-117)
Полномочия: федеральный коллегиальный орган исполнительной власти Состав: Председатель Правительства, его заместители (6 чел), министры, руководители федеральных служб, департаментов, агентств Порядок формирования: Президент назначает Председателя Правительства (с одобрения Госдумы); заместителей и министров (по предложению Председателя) | Издаёт: Постановления и Распоряжения Срок полномочий: ü до окончания срока полномочий Президента ü досрочно – отставка |
Судебная власть РФ (гл.7, ст.118-128)
Принципы: независимость, гласность, состязательность и равноправие.
Высшее звено | Среднее звено | Основное звено | |
Конституционный Суд РФ: соответствие законов Конституции; разрешение споров о компетенции, защита конституционных прав граждан | конституционные (уставные) суды субъектов РФ | -- | |
Верховный Суд: § Пленум: разъясняет применение законов § Президиум:осуществляет надзор и кассацию;в его составе - Коллегии по гражданским, уголовным делам, Военная коллегия | верховные суды субъектов РФ | районные суды | мировые судьи |
Высший Арбитражный суд: экономические споры | федеральные окружные арбитражные суды | арбитражные суды субъектов РФ |
Инстанции судов:
§ первая– с которой начато судопроизводство по правонарушению
§ апелляционная- в уголовном и гражданском судопроизводстве в апелляционном порядке проверяется законность и обоснованность решений, вынесенных мировыми судьями. Апелляционной инстанцией выступают районные суды.
§ вторая (кассационная) – проверка вышестоящими судами законности и обоснованности постановлений нижестоящих судов
§ надзорная -проверяющая законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу.
Прокуратура (гл.7, ст. 129)
Функции: не входит в систему законодательной, исполнительной и судебной власти; осуществляет государственный надзор за исполнением законов; расследует особо тяжкие уголовные преступления; участвует в рассмотрении дел судами.
Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации по представлению Президента
9. Местное самоуправление (гл.8, ст. 130-133) –не входит в систему органов государственной власти
Муниципальное образование – обладает правом собственности на муниципальное имущество; создаёт органы местного самоуправления; может формировать местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, решать вопросы местного значения.