Теории происхождения права. В правоведении выработано множество подходов к определению права, каждый из которых обусловлен тем, что именно принимается за главное
В правоведении выработано множество подходов к определению права, каждый из которых обусловлен тем, что именно принимается за главное, существенное. Рассмотрим кратко эти теории.
Теория естественного права. Наиболее видные представители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье. Согласно этой теории в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право — таков основополагающий принцип данной теории.
Психологическая теория права. Основоположники — Л. И. Петражицкий и Г. Тард. Согласно этой теории право представляет психическую деятельность человека, его правовые, «импертивно-атрибутивные» эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувствует свою волю связанной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнение определенной обязанности. Именно такие психологические переживания определяют конкретные акты поведения человека и выступают его действительным, реальным правом.
В обществе существует также официальное право, установленное государством в виде законов и иных нормативно-правовых актов. Законы могут влиять на интуитивное право человека, на процессы формирования его воли. Тем не менее, они не всегда доминируют в принимаемых индивидуумом решениях. Последний может принимать во внимание иные социальные нормы и действовать вопреки установлениям официального права. Поэтому действующее в обществе право значительно шире установленных государством нормативных предписаний и включает в себя всю совокупность психических переживаний человека и не только его.
Позитивистская теория права. Наиболее видные представители – К. Бергбом, Г. Шершеневич.
В позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми государственными органами. «Закон есть закон», который нужно исполнять в любом случае, независимо от психологических переживаний человека и его естественных прав.
Требование законности, т.е. неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов, относится ко всем без всякого исключения государственным органам, должностным лицам, гражданам и иным субъектам конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, иных нормативно-правовых актов, применяются меры государственного принуждения.
Представители этой теории весьма негативно относятся ко всяким попыткам искать право вне официально установленных государством нормативно-правовых предписаний.
Историческая теория происхождения права. Наиболее видные представители — К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта.
Теория понимает право как продукт народного духа, сознания народа, который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, наблюдается та же независимость от случайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, т.е. то же происхождение из деятельности общего народного духа, действующего в отдельных лицах. Только здесь все это более наглядно и бесспорно, чем в праве.
Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе. Народный дух определяет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормы права. Наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. Законы также отражают народное правосознание. Но в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем. Поэтому главная задача законодателя состоит в выявлении и закреплении в законах народного духа.
Социологическая теория происхождения права. Наиболее видные представители — Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлик, Р. Паунд.
Они считают, что представители социологической школы права также полагают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. Право, по их мнению, — это реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При этом поиск «живого» права ведется в двух направлениях. Одни авторы считают, что в обществе существует множество правовых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей, будь то спортивный клуб, торговое общество, профсоюзы или нация, может иметь и имеет свое право. Так, народ, нация создают свои обычаи и традиции, профсоюзы — профсоюзное право, причем негосударственные правовые системы могут создавать сильную конкуренцию праву, установленному государством.
Представители другого направления «живое» право видят в свободе судейского усмотрения при разрешении конкретных дел. Разумное и точное решение юридических казусов представляется им большим правом, нежели абстрактные нормы с их абстрактной справедливостью.
Изменения в системе общественных отношений судья осознает значительно быстрее законодателя и неизбежно должен выходить за рамки закона, который не соответствует «живому» праву, действующим в обществе отношениям. По мнению сторонников этого направления, судья сначала выносит решение, руководствуясь своими представлениями, а затем подбирает принятому решению соответствующую правовую аргументацию.
Марксистская теория происхождения права. Представители и основоположники – К. Маркс, Ф. Энгельс. Они четко разделили право и закон.
Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу его особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, который экономически и политически господствовал в обществе. С помощью закона этот класс закреплял собственные интересы и потребности и пытался их видать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Поэтому право понималось как возведенная в закон воля господствующего класса.
Современная теория права. В нашей стране наиболее видные представители – С. Алексеев, М. Марченко, В. Нерсесянц, П. Мутузов. Л. Малько и др. Современные ученые связывают правопонимание с нормативистским (совокупность норм) и социологическим (мера свободы, равенства, справедливости и ответственности) аспектом. Так, наиболее часто право связывается с системой правил поведения, устанавливаемых государством в лице его уполномоченных органов и обеспечиваемых принудительной силой государства. Соответственно государство выступает единственным социально-политическим образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.
Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках. Все нормы права имеют официальный характер. Устные распоряжения, предписания правотворческих органов или должностных лиц не являются правом.
Таким образом, современная формулировка права звучит следующим образом.
Право — это система норм, выраженных в признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного, а также запрещенного и предписанного поведения.
Сущность и нормы права
Сущность права проявляется в его признаках. Ученые выделяют достаточно большое их количество, мы же перечислим основные:
1) социальность (право регламентирует организацию производства, распределение производимого продукта, распределение социальных ролей в обществе и должностей в государстве, товарно-денежные отношения, отношения собственности и т.д.);
2) нормативность (право вступает как система норм, характеризуемых логической структурой, установлением масштаба и меры поведения);
3) обязательность (право обеспечено возможностью государственного принуждения);
4) формализм (право фиксируется в письменном виде, в специальной форме);
5) процедурность (право включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты);
6) неперсонифицированность (право адресовано не к конкретному лицу, а ко всему обществу);
7) институциональность (правотворчество осуществляют строго определенные органы государства, или этот процесс идет под их контролем, как, например, референдум);
8) объективность (право закономерно появляется на этапе перехода общества к производящей экономике как естественный результат развития регулятивной системы).
Норма права является моделью типового общественного отношения, которое в качестве образца устанавливается государством. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Норма права определяет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.
Норма права представляет собой структурную единицу системы права. Норма права устанавливается или санкционируется государством, закрепляясь в официальных государственных актах. Она имеет предоставительно-обязывающий характер, т.е. нормой права устанавливается не только свобода действий, но и обязанность совершать или воздерживаться от совершения каких-либо действий. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения, т.е. нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение мер юридической ответственности к правонарушителю.
Известно, что право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но это не случайное и не хаотичное их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Норма права, будучи структурной единицей права, сама имеет свое внутреннее строение. Норма права имеет трехзвенную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза представляет собой условие действия нормы, т.е. устанавливает при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. Например, имея право на пенсионное обеспечение по возрасту, его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.
Диспозиция как структурный элемент нормы права указывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при наличии условий, означенных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.
Санкция характеризует последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (например, выплата премии, награждение орденами и медалями), а негативная — с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.
Нормативные правовые акты
Нормы права систематизируются в нормативно-правовых актах. Нормативно-правовой акт — это принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Важно отличать нормативно-правовые акты от нормативно-вспомогательных актов и актов применения права. Первые не вносят никаких изменений в действующее законодательство. С помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы. Акты применения права содержат индивидуальное государственно-властное веление по применению права.
Издание нормативно-правовых актов всегда означает установление, отмену или изменение содержания правовых норм. Так как нормативно-правовые акты содержат нормы права, то они обязательны к исполнению. Для них характерна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям. Так, по предмету правового регулирования различают гражданско-правовые; уголовно-правовые; административно-правовые акты и т.д.; по территории действия — федеральные, региональные и местные.
Нормативно-правовые акты обладают определенной юридической силой. Юридическая сила — сопоставительное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
По общему правилу нормативно-правовые акты обратной силы не имеют, то есть они регулируют только те общественное отношения, которые возникают после вступления их в законную силу. Из этого общего правила есть исключения. Так, нормативно-правовой акт может иметь обратную силу, то есть распространяться на правоотношения, которые возникли до его принятия, если это оговорено в самом акте; обратную силу имеют законы, устраняющие наказуемость деяния или смягчающие наказания.
Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию. В юридической литературе высказано мнение, что официальное опубликование — это самостоятельная стадия правотворческого процесса, которая представляет собой помещение полного текста нормативного акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», либо в «Российской газете»).
Нормативно-правовые акты прекращают свое действие во времени по истечении срока, заранее установленного в самом нормативном акте (например, федеральный закон о федеральном бюджете действует только в течение одного финансового года); в случае их отмены; при замене данного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений.
Исключительный случай — «переживание» старого нормативного акта, который уже отменен и не действует, но применяется при регулировании отношений, возникших в период его существования. Это касается сферы гражданского права.
Действие нормативно-правого акта в пространстве связано с распространением его на всю территорию государства или только на ее часть.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Однако из того общего правила есть исключения. Так, иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом, пользующиеся правом экстерриториальности, не могут быть привлечены к ответственности за нарушения административного и уголовного законодательства; иностранные граждане и лица без гражданства, хотя и постоянно проживающие на территории страны, не могут быть носителями некоторых прав и обязанностей (не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти; не могут быть государственными и муниципальными служащими); отдельные нормативные акты, в частности, закон о гражданстве, Уголовный кодекс, распространяют свое действие и на граждан России, которые находятся за пределами страны.
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться по другим основаниям, например, по признаку пола; по возрастному цензу (несовершеннолетние); по профессиональной принадлежности (военнослужащие); по наличию отношений гражданства (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства).
Система права
Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация, расположение частей), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она — не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода «слепок» с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет, в конечном счете, ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Системность — общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формация. Структура права — это юридическое выражение структуры данного общества. В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами. Например, рабовладельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признаками, то есть формальными атрибутами, в том числе системного характера, на которых лежит печать времени.
При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы.
Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.
Объективность — важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, то есть зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).
Систематизация— это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.
Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.
Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль рождается из социальных и практических потребностей.
Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.
Все юридические нормы подразделяются не материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, например, по поводу форм собственности, трудовой и политической деятельности, государственного управления и т.д.
Процессуальные нормы определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, то есть регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы. В соответствии с Конституцией России 1993 г. у нас признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный (ч. 2 ст. 118). Они отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся во всех непроцессуальных отраслях.
Отрасли права разделяются на профилирующие, базовые отрасли, которыми охватываются главные правовые режимы. К ним относят конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное. Различают специальные отрасли права, среди которых, например трудовое, земельное, семейное, финансовое право. К комплексным отраслям права отнесены предпринимательское, экологическое, коммерческое, право прокурорского надзора, морское право.
Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. Государство не ставит своей целью тотальной юридической регламентации общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами — моралью, обычаями, традициями и т.д. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.