Предприниматель И.Ф. Петров

Сравнительно крупными фабрикантами были отец и сын Петровы, Евдокимов, Березин. Наиболее преуспевающим среди них был И. Ф. Петров, в прошлом рабочий заточной мастер­ской Ижевского оружейного завода. Начал он с изготовления некоторых деталей ружей у себя на дому. Постоянно расширял свое производство и в 1860 г. построил в заречной части посел­ка Ижевского завода небольшую фабрику. Платя небольшую зарплату нуждавшимся мастеровым и умея выгодно продать ружья, Петров вскоре развернулся в крупного предпринимате­ля. Ему помогали в фабричных и торговых делах его четыре сына: они ездили по ярмаркам, бывали за границей, перенима­ли новинки ружейного производства.

Как правило, машинная обработка деталей производилась на фабрике, значительное количество ложей, замков и других частей изготовлялось кустарями-надомниками; окончательная сборка ружей, окраска и гравирование производились тоже на фабрике. Вся принадлежность к ружьям выписывалась из Мо­сквы. Петров имел и пороховой склад, продавая порох своим конкурентам - Евдокимову, Березину, а также охотникам. По индивидуальным заказам делали дробовые ружья, а также кремневые для невзыскательных охотников - приверженцев старины. Вместе с ружьями своей фабрики Петров продавал продукцию кустарей-надомников и мелких ижевских предпри­нимателей. Но главным предметом бойкой торговли были ру­жья и револьверы, закупаемые за границей, в Германии и Бельгии. Они продавались, по желанию, частным лицам в Ека­теринбурге, Омске, Нижнем Новгороде, на Кавказе, где фабри­кант имел свои магазины. Успеху торговли способствовала ши­рокая реклама в виде красочно иллюстрированных каталогов и прейскурантов, плакатов, объявлений в газетах, почтовых от­крыток и заготовленных писем с просьбами о высылке прей­скурантов. При этом, чтобы показать товар лицом, использова­лись различные средства. Так, сын фабриканта Василий на прейскурантах своей мастерской, выделенной ему отцом, печатал изображение фасада казенного завода и утверждал, что "многие прейскуранты ведут к заблуждению, к истине же толь­ко один - Василия Петрова".

Но как бы то ни было, Петров-старший являлся незауряд­ным специалистом-ружейником, умел подобрать квалифици­рованных рабочих и выпускал действительно добротные ру­жья. Они считались лучшими из продукции частных фабрик. Непосредственно на фабрике Петрова в 1890 гг. работало до 230 человек.

15. Предприниматель А. Н. Евдо­кимов.

Вторым крупным фабрикантом в Ижевске был А. Н. Евдо­кимов. На фабрике Евдокимова изготовляли одноствольные и двуствольные шомпольные охотничьи ружья и ружья централь­ного боя, переделывали ружья Бердана и Крыка, а больше все­го, как и у Петрова, собирали заграничные, закупая их части. Рабочих было на фабрике 70 человек, и около 40 надомников. Третий из ижевских фабрикантов, И. М. Березин, много лет работал на казенном заводе, а с 1870 г. организовал обработку оружейных деталей на дому и позднее основал оружейную фаб­рику по соседству с Евдокимовской. У Березина была еще не­большая фабрика ковкого чугуна, на ней отливались ствольные коробки, крючки, скобы, курки. Березин, как и его коллеги, с 1914 г. имел большие заказы от Ржевского казенного завода, на которых нажил немалый капитал. Были и более мелкие предприниматели. В 1690 г. ружья Евдокимова экспонировались на Казанской научно-промышленной выставке, где заслужили по­хвальный отзыв и серебряную медаль. В 1907 г. на Европейской выставке в Брюсселе высокую оценку получили ружья Петров­ской фабрики.

Постреформенное предпринимательство способствовало бас­нословному обогащению буржуазии. Так, "Товарищество неф­тяных производителей братьев Нобель" возникло с акционерным капиталом в 3 миллиона рублей, а уже в 1884 г. основной капи­тал предприятия составлял 26,7 миллионов рублей.

16. Предприниматели Морозовы.

После реформы происходит разделение знаменитой семьи Морозовых на четыре ветви, которые поддерживали родствен­ные и финансово-экономические связи. Товарищество ману­фактур С. Морозова было учреждено в 1873 г. с основным ка­питалом в 5 миллионов рублей, ежегодно на развитие отчи­слялось не менее 20 % чистой прибыли. Некоторые суммы из чистого дохода ежегодно списывались в награду служащим, на благотворительные цели. За 20 лет, в основном за счет капита­ловложений из прибыли, компания увеличилась более чем в 6 раз, 3 миллиона рублей принесло участие в покупке Москов­ско-Курской дороги и т. д. Аналогичное положение наблюда­лось и в товариществе мануфактур В. Морозова, основанного в 1882 г. с основным капиталом в 5 миллионов рублей. К 1899 г. его стоимость увеличилась в 3,5 раза, в дивиденд выдано 10,7 миллионов.

Семьи Морозовых принадлежали к старообрядчеству, в них царили патриархальные нравы, но тем не менее их потребности расширялись. М. А. Морозов потратил в 1891 г. столько, сколь­ко заработали 1035 рабочих на его мануфактуре в Твери. Но даже самый широкий образ жизни не мог поглотить всех дохо­дов московских миллионеров. Эти средства вкладывались в коммерческие банки Москвы, Петербурга и за границей. К крупной буржуазии относились и владельцы доходных домов, они были выходцами из различных сословий. Например, граф Шувалов в конце XIX века основную часть состояния вложил в 6 домов в Петербурге.

Среди миллионеров очень много было иностранцев - Брод­ские, Масс, Раляй, Кнопы, Вогау, Блиох, Кроненберг и другие. На железнодорожных концессиях разбогател П. Г. Дервиз, он оставил наследство в акциях железных дорог, купоны которых ежегодно давали около 3 миллионов рублей дохода.

Наши рекомендации