Пятая цель: человеческое жилище

Одной из важнейших проблем, уже сейчас глубоко поражающей человеческое воображение, но еще не осоз­нанной во всех ее поистине грандиозных масштабах, яв-

J8 Заказ W» 2069 273

ляется проблема размещения на планете в течение бли­жайших 40 лет населения, вдвое большего, чем нынешнее. Ведь за это короткое время придется коренным образом улучшить, модернизировать и, более того, удвоить всю нынешнюю инфраструктуру — причем не только жилые дома, но и все вспомогательные системы, включая про­мышленную, сельскохозяйственную, социальную, куль­турную и транспортную. Хорошенькая работенка пред­стоит нашему поколению — ведь ему придется построить «второй мир», который можно сравнить с общим объемом строительных работ, осуществленных последними пятью­десятью поколениями человечества. Причем при всей гран­диозности задач, связанных с финансированием, проекти­рованием, техническим обеспечением, производством материалов и собственно строительными работами, не они представляют здесь самые сложные проблемы.

Серьезнейшая из проблем, которую чаще всего сегодня упускают из виду, сводится к организации территории Земли и распределению некоторых основных ресурсов та­ким образом, чтобы достойно разместить 8 миллиардов жителей (имея при этом в виду, что к ним, по-видимому, в самом недалеком будущем могут присоединиться еще не­сколько миллиардов). Это поистине грандиозное предприя­тие обречено, однако, на неминуемый провал, если не планировать его на единственном подходящем для этой цели уровне — а именно на общепланетарном уровне. Пра­вительствам пора наконец понять, что все их половинча­тые, абсолютно нескоординированные действия, все их кусочные планы, рассчитанные максимум на 5—10 лет и нацеленные на то, чтобы как-то справиться с новыми вол­нами вновь прибывших там и тогда, когда они на них на­хлынут, — это верный путь к непоправимой катастрофе. Этой своей политикой они, в сущности, потворствуют тому, чтобы крупные города и дальше пожирали все новые и новые просторы сельскохозяйственных земель и зеленых угодий, уродливо распухая и вырождаясь в непригодные для жизни мегаполисы, обрекая при этом другие группы людей жить в аду первобытных деревень и селений, совер­шенно неприспособленных для удовлетворения потребно­стей современного человека.

Всеобъемлющий, единый глобальный план человече­ских поселений, включающий как составные части соот­ветствующие мероприятия в национальном и региональ-

274 :

ном масштабах, стал настоятельной потребностью нашего времени. Конечно, план этот должен обладать максималь­ной гибкостью. Но вместе с тем он должен включать в себя несколько всеми признанных и обязательных для всех железных правил, касающихся охраны и содержания того, что еще осталось от экологического заповедника че­ловечества, включая сюда не только климат, космическое пространство, атмосферу, океаны и полярные районы — хотя все это уже находится под угрозой и требует разум­ного использования, — но также и большие земельные мас­сивы, которые нужно оставить на некоторое время в покое без какого бы то ни было человеческого вмешательства, предоставив их эволюцию самой природе.

Чтобы дать идею общего подхода к этой проблеме, я приведу мысли, которые выдвинул на закате жизни Кон-стантинос Доксиадис, посвятивший себя исследованию взаимоотношений человека со средой обитания и поло­живший начало новой научной дисциплине — «экистике». В написанной в 1974 году статье под заглавием «Глобаль­ное экологическое равновесие» он, подводя итоги прове­денных исследований, предложил идеальное деление до­ступных территорий планеты на двенадцать специализи­рованных зон, в соответствии с которым более 80% общей поверхности оставлялось бы на волю природы (в различ­ных формах, начиная от зон совершенно нетронутой дикой природы и некоторых промежуточных областей и кончая управляемыми человеком лесными массивами), 10% выде­лялось на сельское хозяйство, а оставшиеся площади — на урбанизированные и промышленные сооружения и комп­лексы. В этом исследовании подчеркивалась истина — драматическая в своей простоте и вместе с тем абсолютно непреложная: если мы хотим, чтобы на планете могли одновременно существовать многие миллиарды человече­ских существ, нам крайне необходим общий план использо­вания земель в масштабах всей планеты. И не так уж важ­но, будет ли в конце концов принят этот конкретный план, с основными чертами которого я в принципе согласен, или какой-то другой. Совершенно очевидно, что возможны дру­гие подходы и иные планы; единственное, чего мы никак не можем себе позволить в силу жизненной важности самой этой проблемы, — это не иметь никакого единого плана. Оставить этот вопрос нерешенным сегодня или тем, кто придет после нас, — это значит не решить его никогда.

18*

Выработка основных направлений или хотя бы подго­товка главных элементов такого генерального всемирного плана человеческих поселений и охраны среды должна была бы стать делом Конференции ООН по человеческим поселениям 1976 года, и все-таки вряд ли следует связы­вать с ней чрезмерные ожидания. Однако одно совершен­но ясно: это исследование просто должно быть так или иначе проведено, это цель человечества, к осуществлению которой необходимо приступить без всякого промедления. Катализатором для этого, возможно, послужит проект о концептуальных основах человеческих поселений, кото­рый запланировала ИФИАС в свете выводов конференции ООН.

Наши рекомендации