Вопрос 30. Современные теории МСУ

Идея местного самоуправления получила тождественное терминологическое обозначение еще в 12 столетии в Англии, откуда оно было заимствовано в 16 веке Германией, а чуть позже - Россией. Именно в 60-е годы 19 века в России местное самоуправление становится неотъемлемой частью российской политической системы (земства).

А) Местное самоуправление – самоуправление субнациональной (в федерации - субрегиональной) территориальной единицы государства. В Европейской хартии о местном самоуправлении значится: «местное самоуправление –право и способность местных властей в законных рамках управлять значительной частью общественных дел в их компетенции и интересах населения».

Б) Под местным самоуправлением следует понимать систему органов и должностных лиц (в первую очередь выборных), осуществляющих местное самоуправление на конкретной территории с установленной степенью автономии и самостоятельности относительно органов государственной власти, располагающую необходимой компетенцией в решении государственных дел и местных вопросов с учетом специфики территории, ее экономических, социальных, национальных, географических, исторических и прочих особенностей, формирующую местный бюджет, обеспечивающую сбор местных налогов, сборов, а также управление муниципальной собственностью на основе федерального и регионального законодательства и собственных учредительных и прочих нормативно-правовых актов.

В современной теории господствуют 4 подхода к МСУ:

1. Локкалистский подход (Локк): МСУ – часть демократического ответвления государства. Плюралистический подход к участию населения в самоуправлении - процесс принятия решений, ответ на потребности людей. В ее основе такие общедемократические ценности, как признание местного самоуправления важным институтом демократии, децентрализация государственной власти, вовлечение в процесс принятия решений большего числа людей, возможность более открытого, подконтрольного характера. Таким образом, можно констатировать, что в основе локалистской концепции общие положения Европейской хартии местного самоуправления, допускающей широкий диапазон отношений государства и местного самоуправления, но большее предпочтение отдающей административной децентрализации возможными элементами политической.

2. Неомарксистская концепция (классовая оценка современного либерально-демократического общества – манипуляции государства для контроля над МСУ, МСУ как основа стабильности капитализма) Местное самоуправление действует исходя из доминирующих местных интересов, но оно ограничено в своих действиях необходимостью выступать в роли исполнителя решений, принимаемых капиталистическим государством

Теория регуляции: продолжение существования капитализма не является неизбежным. Капиталистическая система зависит от развития антикризисного управления.

3. Теория общественного выбора – роль МСУ – зависимость местного самоуправления от рыночных отношений. Считается, что открытая состязательность с частным сектором заставляет местную бюрократию в большей степени раскрыть истинную информацию о стоимости обеспечиваемых задач и делает возможным сравнение эффективности затрат с частным сектором.

4. Дуалистический подход.

Местные органы власти прежде всего как местное ответвление административного аппарата государства. Специфическое разделение политических функций между общенациональными и местными органами власти. Она базируется на различении двух важнейших функций государства: социального инвестирования и социального потребления. В большинстве случаев государство осуществляет социальное инвестирование, а местные органы обеспечивают социальное потребление.

Реализация местного самоуправления на базе этой концепции носит противоречивый, конфликтный характер, так как, с одной стороны, его развитие требует расширения местной автономии, а с другой стороны, перераспределительная социальная политика государства диктует необходимость внедрения общих стандартов, что возможно только через проведение достаточно жестокой общенациональной политики.

Наши рекомендации