Баталина, Валентина Владимировна 5 страница
индивидуальных или коллективных; 0 создание условий для экономической активности и
равных прав хозяйствующих субъектов; Ш фактическое правовое уничтожение основ абсолютной и безграничной власти любой правящей группы; 13 создание экономической основы для свободы личности, личного достоинства.
Гражданское общество дифференцированно анализирует состояние политического сознания в обществе. Оно анализирует политические шаги государства, уже имеющиеся законопроекты, поправки к Конституции РФ, новые статьи, чтобы иметь четкое представление, в интересах каких правящих групп проводится современная политика.
Оно изучает теоретическую базу политического сознания, поскольку именно политическое сознание формирует и поддерживает идеологию правящих групп.
50. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
К тенденциям современной мировой политики 1 Ш относят демократизацию международных отношений, ее глобализацию, рост государств, представляющих свои интересы в организациях мирового сообщества, изменение отношения к стратегической безопасности государств. Общность интересов государств в международной политике проявляется в активности стран, которые устанавливают прочные связи с соседними государствами.
Современные государства непосредственно влияют на события международной жизни и на внутренние политические процессы других государств.
rjSj] Демократизация международных отношений про-! 2 Ш является во всех странах независимо от типа политической власти. Всеобщая политизация, доступность информационного поля сегодня очевидна. Современные средства связи объединяют большие массы людей и создают возможность знать обо всех сущностных событиях мира.
Во второй половине XX в. количество государств увеличилось более чем в три раза. Усилилась дифференциация богатых и бедных государств, разница в качестве жизни различных стран.
Увеличивается разрыв между странами в экономической сфере и военно-политической. В то же время структура мировой системы становится более однородной.
Глобальный характер носит проблема стратегической безопасности.
Расширяется понятие международной безопасности. Угроза безопасности стран стратегического характера имеет своей основой разность целей участников мирового политического процесса. Новая стратегия в отношениях стран несет идею гуманистического международного единения. Мир стремится гармонизировать происходящие в нем политические процессы, отказаться от войн между государствами, сообща решать глобальные проблемы: уничтожение голода и нищеты в бедных странах, устранение опасности загрязнения атмосферы, Мирового океана, окружающей среды. Международное сообщество заинтересовано в обеспечении последующего экономического развития необходимыми природными ресурсами, включая промышленное сырье, источники энергии, продо-
вольствие. По мнению Римского клуба, глобальные проблемы возникли из-за огромного масштаба хозяйственной де-ггельности человеческого общества и стали сопоставимы с планетарными естественными процессами.
Международная деятельность контролируется рядом международных организаций.
51. СООТНОШЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
i&j Внешняя политика страны важна для понимания 1 _■ роли и места каждого государства в мировом сообществе. Внешняя политика государства должна создать наиболее выгодные условия для осуществления ин-гересов конкретного государства. Внешняя политика непо-с'-^гтвенно связана с внутренней политикой. Некоторые исследователи Запада полагают, что внешняя и внутренняя политика идентичны, поскольку основная их цель — борьба за господство. Различны лишь условия развития этих сфер.
Другие авторы считают, что внешняя политика определяет внутреннюю. Признавая борьбу за существование основным фактором общественной жизни, они считают важнейшей задачей международной политики постоянную борьбу с соседними государствами за политическое равновесие. Соответственно внутренняя политика должна подчиняться внешним задачам, наращивать военные силы для противоборства с другими государствами.
внутренней и внешней политики гласит, что внешняя
■пиитика определяется внутренней и является отражени-
-; ;^олжением внутриобщественных отношений.
эование внешней или внутренней политики за-рккт от реальных исторических обстоятельств. Многие авторы считают, что внешняя и внутренняя политика выступают в единстве. Они решают общую задачу — сохранение в государстве существующих общественных отношений.
Их единство создается интересами государства и общества, общими стратегическими целями. Внешняя и внутренняя политика имеют одну и ту же экономическую основу: природные богатства страны, ее материальный и.культурный потенциал, экономическое хозяйство страны в целом, единую систему государственного управления и политическую группу, руководящую страной в данный исторический период. Кризисные явления внутри страны, социально-экономические проблемы ограничивают ее внешние возможности.
Внутренняя политика включает основные направления деятельности государства и правящих групп. Методы решения внутриполитических задач основываются на том, что государство обладает монополией на власть в данном обществе.
Во внешней политике действуют государства равноправные, и отношения между ними формируются в результате переговоров, различных соглашений или компромиссов.
52. УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Термин "международные отношения' включает совокупность проблем. Сюда относятся роль национальных интересов в формировании мировой политики, направленность международной политики, развитие правовой базы международных взаимоотношений и пр.
Участниками международных отношений являются 11 [|] суверенные государства, международные организации, создаваемые государствами, объединения негосударственных структур.
Все государства формально являются равноправными субъектами мирового сообщества. Фактически их статус в международных отношениях различен.
Существует объединение стран, известное под названием -Большая Восьмерка». В него входят крупные развитые страны: США, Великобритания, Япония, Герман--- Франция, Италия, Канада и Россия. Они -;ме'ют большое влияние в решении между народно-пол ити--ескихпроб.-е-'.
организация уголовной полиции:
41 Между на ра=н^> олимпийский комитет — организация в области культуры и спорта; 3 Междунарс^г*й комитет Красного Креста; 0 Гринпис — з^-сгнческая организация. Организация Объединенных Наций (ООН) стала первой = истории значите»*** организацией, которая была создала для сохранена г-гбильности в мире, экономической и :: анальной помост с-ранам мирового сообщества.
Транснациснг--.=-^е компании имеют большое влияние е мире. Они облазают огромными экономическими ресур-:ами и эа счет этг-~о имеют возможность воздействия на -ногие государс~ Большим влиянием на международные отношения обладают Ватикан, «Всемирное братство буддистов», исламистские организации.
Каждая из этих организаций вносит свой вклад в организацию международных отношений; выполняя специфические функции, они создают основы мирного взаимодействия многих стран.
53. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (КОНФЛИКТЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО)
Главной задачей системы международных отношений является нахождение способов регулирования конфликтов и противоречий между государствами. Противоречия возникают при столкновении национальных интересов. Противоречия могут быть фактическими или мнимыми. Главными составляющими подобных противоречий являются конфликт и временный компромисс (консенсус). Именно наличие этих факторов обеспечивало функционирование и движение вперед участников международных отношений.
д^|1 Конфликты иногда трактуют как аномалию в отноше-2 Ш ниях. Иногда считают, что общество не может существовать без конфликтов, поскольку они являются элементом социальной жизни и двигателем общественного развития. Давая выход социальному напряжению, конфликты рождают энергию действия, следом за ними происходят социальные изменения позитивного плана. Конфликт вынуждает принимать меры для решения возникших проблем, подталкивает законотворческие органы менять нормы, усиливать социальный контроль и т.д. Конкретная ситуация на международной арене, сопровождавшаяся определенным соотношением социальных и политических сил в данный исторический момент, могла провоцировать интенсивность
конфликтов или, наоборот, создавать устойчивость компромиссов.
Крайним выражением конфликтов являютс? войны, не прекращающиеся до настоящего времени. В период «холодной войны«, когда две сверхдержавы — СССР и США — бесконечно увеличивали свой военный потенциал, граждане всех государств, озабоченные своим будущим, жили в страхе за свою безопасность.
В настоящее время, когда агрессивную политику демонстрируют США, прикрываясь лозунгами борьбы за демократию, многие страны испытывают те же опасения, что и 40 лет назад. -
Постоянные изменения геополитических союзов говорят о грядущих изменениях характера международных отношений. В этой ситуации странам — участницам международного взаимодействия требуется разработать принципиальные задачи, определить перспективные и ближайшие цели, которые необходимо достигнуть мировому сообществу, создать новые формы общественной деятельности, чтобы сохранить мирное сосуществование стран. Необходимо помнить, что успех, достигнутый благодаря использованию бесчеловечных средств, эфемерен.
54. АЛЬТЕРНАТИВЫ НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА
f^\\ Термин «новый мировой порядок* используется для 1 Ш определения процесса развития человечества на современном уровне. Сегодня все население Земли воспринимается как единая система.
Критерии нового мирового порядка необходимо искать в рамках всех задействованных сфер знания о человеке. Новый мировой порядок является наивысшим достижением процесса саморазвития человечества, так как население земного шара воспринимается современными исследователями именно как огромная само развивающая' система.
Специалисты выделяют некоторые характерн: черты будущего мирового социума. 1. Экономика станет важнейшим фактором, оказ вающим влияние на развитие государств и региональной у теграции. Государства не имеют возможности воздейстЕ вать единолично на международные проблемы, их значен постепенно ослабевает. Роль отдельных государств уме^ шается, интеграция в экономические и политические сою станет фактором сохранения влияния государств в межд народной сфере.
2. Международное право усилит свое влияние при ргулировании международных конфликтов.
3. Изменится традиционная иерархическая системпоявятся новые виды подчинения.
4. Усилятся общемировые проблемы, они приведут к vменению национальных идей безопасности государств (эклогической, демографической, продовольственной, проблмы распространения ядерного оружия). Обострение эппроблем составляет угрозу жизни человека на земле.
5. Повысится уровень сотрудничества государств, нправленного на решение межгосударственных пробл*(вопросы международного терроризма).
6. Усилится влияние всемирного информационного гамИспользуя современные технические достижения, лгсцорганизуют доступ к любым источникам информации.
7. Наряду с региональной интеграцией усилятся тендеции сепаратизма, межэтнические, межнациональные ко:фликты. В то же время благодаря деятельности междунродных организаций часть этих конфликтов можно буд<предотвратить.
Возрастет стремление американской ментальноонавязывать остальному миру свои стандарты мышления, сраза жизни, поведения и пр. Унификация мира по американскому образцу грозит вырождением этнических черт многих народов и ведет к подчиненному положению по отношению к американской политической системе.
55. РОССИЯ В МИРОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Процессы взаимного проникновения и обогащения государств путем ликвидации экономических, политических и идеологических барьеров, развития единой мировой информационной сети и связи называют глобализацией. Такие развитые государства, как США, пытаются захватить исключительную власть.
На этом фоне России необходима стратегия, опирающаяся на определенные принципы: 0 необходимо сохранить историческую уникальность России как особой цивилизации и особой культуры;
оптимально и адекватно принимать участие в процессе мирового развития, развивать необходимые экономические направления, использовать в своих целях новые реалии мирового социума и противостоять попыткам поглощения российских культурных достижений;
Россия должна вести на международной арене активную политику в интересах нашего обновляющегося государства.
В противовес американизации России выдвинуты идеи «евразийства». Евразийский проект последовательно утверждает несколько геополитических факторов:
0 каждый народ имеет полное право следовать собственным историческим путем;
0 противоестественно сводить разнообразие культ; и цивилизаций к унифицирующей модели.
Создание евразийского стратегического проекта с ди( ференцированным мировоззрением и гибким многоуровн вым составом государств необходимо как противовес габалистским тенденциям Запада. Этот проект может era-главным геополитическим приоритетом России в XXIв. С может воспрепятствовать претензиям Запада на устано ление нового мирового порядка, выдвинув ему достойну альтернативу.
В результате подготовительных мероприятий в Росо может быть создано такое политическое устройство, koti рое способно объединить в евразийский проект госуда| ства с древнейшей культурной, религиозной, хозяйстве! ной традицией.
г^т] Идея евразийства появилась как противоположное !ЗШ идее атлантизма, которая предлагает выстроить mi дель унификации единого мирового пространсп под эгидой Запада. Актуальность создания евразийско! проекта очевидна, поскольку Запад стремится к жесткс централизации политической инициативы в своих интер< сах, а необходимой многополярности в союзе с западные-государствами достичь невозможно из-за их политики дво( ных стандартов.
56. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
« |
Совокупность методов и приемов социологических и< следований, направленных на сбор и анализ реальнь фактов политической жизни, составляет сущнос! политического анализа.
Методология политического анализа развивалась в ж сколько периодов.
Классический период (до XIX в.) связан с развити-
1 Ш ем дедуктивного, логико-философского и морально-
аксиологического методов.
Классический период использовал аксиологические оценки для характеристики форм государственного устройства и деятельности политиков, исследуя ценности общества и нормы нравственности. rJ^jj Институциональный период (с серединыХ1Х до на-
2 [Р чала XX в.), когда использовались историко-сравни-
тельный и нормативно-институциональный методы. Сравнительно-исторический анализ применялся для изучения политических режимов. В его основе лежит принцип соединения индукции и дедукции, сходства и различия, сопоставление изменений, причин этих изменений и др. г^П В бихевиористский период (50—70-е гг. XX в.)
3 Ш применялись количественные методы. Новые эмпи-
рические и количественные методы заимствовали из таких наук, как психология, экономические науки, математика и кибернетика, география. Сбор данных о политическом поведении заменил традиционные приемы логической дедукции и описательно-исторической индукции.
Политология испытывает влияние различных наук. В математике и статистике она заимствовала корреляционный, факторный анализ, математическое моделирование, метод теории игр. В социологии заимствует интервьюирование, наблюдение, анкетные опросы. Из медицины и психологии взяты методы тестирования и лабораторного экспериментирования. Значительное место стали занимать методы изучения электоральных и избирательных процессов. jErjj Постбихевиористский период характеризуется
4 Ш применением одновременно и традиционных, и но-
вых методов. Исследователи возвращаются к качественным методам и традиционным принципам политической науки. Споры о приоритетном применении методов привели к формированию двух направлений:
1) традиционалистское — настаивает на использовании качественных методов классической и институциональной политологии;
2) эмпирическое — выбрало в качестве приоритетного направления использование точных и количественных методов.
57. МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Методы политологии используются для описания и сбора политических данных, анализа и интерпретации имеющихся фактов.
В политологии используются три группы методов: общенаучные (качественные и количественные), социально-гуманитарные, специально-научные.
f^jl Комплекс общенаучных методов подразделяется 11 IJJ на два направления, которые используют логико-эвристические приемы и философско-аксиологические методы.
Логико-эвристические приемы базируются на логических методах индукции и дедукции, анализа и синтеза, прогноза, классификации и определения, сравнения, описания и абстрактной интерпретации. Они используют также методы статистического анализа и логико-математиче-, ского моделирования, верификации, фальсификации и пр.
Философско-аксиологический метод научных способов познания базируется на философско-мировоззренче-ских и оценочно-аксиологических подходах.
Наряду с общенаучными методами в политологии используют социально-гуманитарные (историко-сравни-тельное и синхронно-компаративное исследования). Историко-сравнительное изучение применимо при исследовании степени воздействия личностных характеристик политика в определенных событиях, при создании моделей типов политиков.
ir-2 документов и источников основывается на со--:--.манитарных методах.
-:л тестирования. Тесты выявляют мотивы поведения «а, исследуя его психологическую и эмоциональную
:т;
Проведение анкетных опросов, интервью, зондирование
- -=.-.--- -;-.-"ческие подходы в исследовании традиций - ■ ;^_г--г ;---х стереотипов.
~: .---енение семантических и лингвистических приемов =_-*ализе знаков и символов.
Используя качественные методы, политологи изучают качественные признаки и свойства политических объектов. Количественные методы используются при необходимости провести измерения каких-либо параметров. К количественным методам относят контент-анализ и факторный анализ.
При контент-анализе используются компьютерные технологии для выборки и анализа политической информации. Он включает тщательное изучение необходимых документов и других источников информации, к которым можно отнести правовые акты, конституции, газетные публика-_^'и. телевизионные программы.
Факторный анализ сводит множество эмпирических данных в комплекс основных, наиболее типичных свойств любого политического явления.
58. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (СПЕЦИФИКА,
ТЕХНОЛОГИЯ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ)
Макропроцессы, происходящие в социальной сфере, относят к категории политических процессов. Политический процесс имеет ряд отличительных при-
знаков: 0 временную последовательность процессов общения людей в политической жизни, исходящую из условий легитимности власти;
0 результат индивидуальных и групповых деяний общей политической активности данного общества;
0 формы взаимодействия правительства и гражданина, институтов и групп, политической системы и социальной среды; структурно-функциональную иерархию правил, использующихся в определенной политической системе.
Политический процесс непременно включает функционирование государственных институтов. Они могут иметь «горизонтальное» соотношение, если государство и социальные группы выступают как равноправные партнеры. Могут иметь «вертикальное» соотношение, если органы государственной власти, играющие роль управленческой подсистемы, противостоят политическому процессу.
Контакты правящей элиты, осуществляющей управление, и гражданского общества создают основу политического процесса.
Представительные и законодательные институты, формирующие коллективные решения, играют объединяющую роль при разработке политического курса.
Реализацией принятых решений занимаются институты исполнительной власти.
Институты судебного и конституционного надзора осуществляют надзор и арбитраж.
Моделирование политического процесса имеет
множество составляющих. Описать закономерности поведения личности и общества, прогнозировать варианты политических событий возможно, используя методы социологии и социальной психологии.
> -:-— ерпретация политического процес-
т ;^имые факторы, в число которых вхо-
с~--**-у. политического процесса и их действия,
кг> тощие отношения участников, степень па-
-- -г.титических сил, пространство и время, в ко-
<.одит политический процесс.
::= основные составляющие и каждая в отдельности bi«:-r=> лля осуществления моделирования политического -rouecca.
При моделировании политического процесса учитывается один из немаловажных факторов психологического воздействия — манипулирование общественным мнением и самим обществом.
59. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
Маркетинг представляет собой изучение спроса и предложения на рынке товаров и услуг. В политологии используется для обозначения «средств, методов, способных содействовать популяризации политических деятелей, помочь привлечь избирателей к их идеям, программным установкам».
Политический маркетинг нашел применение в средствахмассовой информации. v
Политический маркетинг состоит из трех этапов: 1) анализ места действия: социальный, экономический, политический, психологический;
2) определение целей для обработки различных группизбирателей, выбор стратегии, темы кампании и тактики использования местных и национальных СМИ;
3) продвижение кандидатов.
Сущность политического маркетинга состоит в ;ении привести своего кандидата к власти. Каждый претендент на выборную должность исследует конъюнктуру «рынка», изучает округ, где он баллотируется, анализирует проблемы и соотношение различных социальных интересов. Искусство и способ выиграть на выборах являются сферой деятельности политического маркетинга и становятся разновидностью профессиональной деятельности, которой занимаются профессиональные советники.
Специалисты по коммуникациям решительно доказывают необходимость применения тактических и технических приемов коммерческой рекламы в рекламе политической.
Завершенную форму политический маркетинг имеет в США. Здесь детально разрабатываются механизмы и методы его реализации в избирательном процессе.
Важное место среди методов политического маркетинга занимает опрос общественного мнения, техника создания и «продажи» имиджей кандидатов. Политическим маркетингом занимаются консультанты по организации и проведению выборов.
Опросы общественного мнения приобрели большое значение, поскольку выросло влияние самого общественного мнения. В условиях всеобщего голосования, наличия множества партий парламентская демократия во многом зависит от ее популярности в различных слоях общества. Необходимость правительственных программ, степень доверия к политическому деятелю в общественном мнении исследуются с помощью опросов.
Многие политтехнологи считают тождественными процессы продажи товара в коммерции и продвижения политического кандидата, маркетинга коммерческого и политического, а самого кандидата на профессиональном жаргоне называют «товаром'.
60. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И МОБИЛИЗАЦИЯ
Социализацияпредставляет собой феномен общественной жизни, процесс объединения мотивационных структур субъектов общественных отношений. На ранних стадиях социализация проходит в пределах родственных коллективов.
Социализация обладает следующими признаками: наблюдается во всех социальных группах, вне семьи сконцентрирована в образовательных коллективах и других структурах образовательного типа.
Социализованность означает сознательность и ответственность за все происходящие события в мире. Гражданин государства должен ориентироваться в политической среде, владеть системой политических ценностей и идей.
Представителями теории социализации являлись Берге, Лукман, Маркузе, Франкл.
Теория политической социализации стала популярной в XX в. Она называет политической социализацией этап приобретения человеком знаний, необходимых для реализации себя в политической системе.
Имеются типы политической социализации: гармоничный, плюралистический, гегемонический, конфликтный.
Гармонический тип предполагает прохождение социализации без конфликтов, основываясь только на стремлениях субъектов. Плюралистическая социализация дает возможность выбора субъектам. Гегемоническая социализация среди множества альтернатив выдвигает одну. Конфликтная политическая социализация протекает насильственным образом, вызывает протест и агрессию у субъектов.
Институты политической социализации представляют базовые образовательные учреждения: среднюю и высшую школу. Средства политической социализации — это сошь но-политические нормативы, существующие в данно 'шестве, нормы права.
Политической мобилизацией называют феномен o6i единения политических субъектов на базе эконом? ческих, социальных, духовных, идеологических пар; метров.
В условиях тоталитарного, авторитарного или демс кратического государства политическая мобилизаш-граждан происходит неодинаково. В реальной пол* тической жизни помимо естественных ресурсов мобилиз. нии могут использоваться принудительные мобилизуюш> факторы, такие как экономические, социальные, духовны Это характерно для тоталитарного государства. В автор! тарном обществе важное значение будут иметь экономич< ские факторы, а в демократическом — политические и я; ховные средства мобилизации.
61. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА
Существуют рекламные технологии, манипулируюш> сознанием человека. Прием манипулирования обществе! ным сознанием используется и в политической рекламе. С называется пиар, т.е. связи с общественностью. Полип ческая реклама в избирательной кампании строится } принципе маркетингового подхода к информации.
д^т] Технологии политической рекламы разнообразны ! 1 Ш четко продуманы. В период избирательной кампаю реклама должна постоянно присутствовать во вс< массовых информационных полях. Реклама должна за& евать внимание граждан, чтобы создать иллюзию осозна: ного выбора политической позиции. Сила воздействия п литической рекламы бывает настолько высокой, что индив! может изменить прежние убеждения и голосовать в интер
сзж аваракявшшйх jvu, лу^вие организовавших собственную
Технологии политической рекламы сегодня строятся по законам шоу-бизнеса. Зрелищность преобладает, содержательность может отсутствовать, известность в любом случае на руку кандидату независимо от положительного или отрицательного заряда. Все рекламные действия должны создать в сознании избирателей голограмму образа. Основной под-:':д — образ должен запомниться, быть ярким. Используют-: я любые приемы, вызывающие интерес к образу. Это может 5ьггь самореклама, демагогические высказывания, эпатаж. С этой целью создаются рекламные ролики, устраиваются телевизионные интервью или дебаты с конкурентом, распространяется подарочная продукция в виде календарей, з.-зжков, канцелярских товаров с логотипами, портретами, ^гмилиями, пишутся песни и частушки.
-==v Политологи, наблюдая рекламную деятельность в на-2 L шей стране, пришли к выводу, что политическая рек-лама переросла свои рамки и становится одной из форм зомбирования избирателя. Чрезмерность рекламы, ее изощренность и назойливость становятся фактором тотального прессинга, давления на общественное мнение.
Некоторые считают, что существующая в политической рекламе ситуация сложилась из-за отсутствия необходимых правовых норм.
Однако в стране существует закон о выборах и избирательных кампаниях, законы о рекламе и средствах массовой информации. Вероятно, для оздоровления климата информационного рынка нужна и добрая воля самих участников этого рынка.
62. ПОЛИТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЛОББИРОВАНИЕ, ПЕРЕГОВОРЫ
Социальные интересы различных групп могут быть учтены при помощи разных форм воздействия. Они подвер-
гаются эволюционным влияниям, изменяются. Современным способом воздействия можно считать проникновение заинтересованных групп в помощники политических партий, оказание помощи в обмен на достижение групповых целей.
Групповые интересы интегрируются в институтах «функционального представительства». Группы принимают активное участие в процессе переговоров и политического консультирования. Они представляют свои интересы и участвуют в распределении властных полномочий.
В политике широко представлено лоббирование и профессионализация лоббистской деятельности. Лоббизм означает разветвленную систему агентств или организованных групп при законодательных органах. Эти агентства оказывают давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников, чтобы принимаемые ими решения были в пользу тех организаций или социальных групп, в чьих интересах работает данное агентство. В лоббизме существуют крайние течения, которые используют незаконное давление на представителей власти, дачу взятки или коррупцию.