PR - для чего? Кто? Когда?

Роль коммуникаций в бизнесе возрастает

Причины, объясняющие, почему роль коммуникаций в современном мире возрастает:

  1. Старые факторы производства (труд, земля и капитал) уступили место новым факторам (компетенция, потребители и знание).
  2. Знание стало основным источником конкурентоспособности в контексте стратегии компании.
  3. Интеллектуальный капитал (информация, опыт и знание) становится главным активом компании, и его стоимость может в несколько раз превышать материальные активы.

4. Появляется понятие потребительского капитала (customer capital), который определяется как ценность взаимоотношений организации с ее партнерами и клиентами.

5. Потребитель: новый тип мышления

  • Потребители меняются, и с этим нужно считаться. Раньше людям было нужно что-то купить, теперь они хотят что-то купить.
  • Власть переходит к потребителям (пример: сайт www.priceline.com, где потребители называют свою собственную цену за услуги).
  • Новых потребителей можно привлечь только исключительностью продукта/услуги, что зависит от создания и поддержания хорошего брэнда.
  • В новом коммерчерском мире доминируют брэнды.
  • Брэнды представляют собой доверие, удовлетворение потребностей, дополнительные ценности, символическое значение.

Что такое public relations?

На сегодняшний день в мире существует более 600 определений PR. Тем не менее, несмотря на многообразие подходов, можно выделить некоторые общие элементы:

  1. PR включает установление и поддержку взаимопонимания между организациями и их целевыми группами, а также формирование и поддержку взаимного доверия, уважения и социальной ответственности.
  2. PR - это управленческая деятельность, где необходима эффективная работа всех видов запланированных коммуникаций.
  3. PR - это управление отношениями между организацией и ключевыми общественными группами/целевыми аудиториями.
  4. Цель PR - создавать понимание через осведомленность, поддерживать позитивное впечатление и трансформировать негативные впечатления в позитивные.
  5. Там, где это возможно, PR стремится гармонизировать частные и общественные интересы. PR - это много больше, чем рассудительное убеждение в чем-то: это комплексный спланированный коммуникационный процесс, который включает управление корпоративной репутацией и имиджем.
  6. PR - это постоянная деятельность, которая поддерживает (и может даже корректировать) рекламные и маркетинговые стратегии.
  7. PR управляет как репутацией, так и восприятием организаций, брэндов и личностей.

Виды PR

При этом нужно помнить, что PR - это бизнес, поэтому он должен приносить доход. PR никогда не рассматривается в отрыве от общей бизнес- и финансовой стратегии.

Ниже будут приведены виды public relations, которые могут быть выделены как самостоятельные типы.

Типы PR:

  • корпоративный PR (репутация, идентичность и коммуникации);
  • бизнес-PR (управляет отношениями в бизнес-секторе);
  • менеджмент изменений и реформ;
  • кризисный PR;
  • внутренние коммуникации;
  • внешние коммуникации;
  • международный PR;
  • политический/лоббирующий PR;
  • экологический PR;
  • технологический/Интернет-PR (еPR).

PR может управлять:

  • отношениями с потребителями;
  • отношениями с сообществом;
  • отношениями с работниками;
  • финансовыми отношениями и отношениями с инвесторами;
  • восприятием и репутацией.

PR - для чего? Кто? Когда?

Для чего?

Люди занимаются public relations, потому что они хотят:

  • убедить;
  • продать;
  • обучить;
  • стимулировать действие;
  • стимулировать желание;
  • повысить осведомленность и увеличить интерес.

Нужно понимать, что PR - это:

  • постоянная деятельность;
  • необходимая деятельность;
  • спланированная и скоординированная деятельность;
  • средство достижения успеха;
  • стимул для изменения взглядов, мнений, восприятия и репутации;
  • специфика PR технологически обусловлена (пример: появление еPR).

PR как процесс

PR-процесс должен быть спланирован и осуществляться систематически. Поэтому необходимо:

  1. Понимать и принимать во внимание общую бизнес-стратегию компании.
  2. Ставить прагматические и реалистические коммуникативные цели.
  3. Исследовать и полностью понимать вашу целевую аудиторию и рыночные тенденции.
  4. Установить эффективную обратную связь и систему обмена информацией - чтобы вы могли управлять вашей кампанией и вносить в нее изменения, если нужно.
  5. Установить, какая целевая аудитория является приоритетной.
  6. Выбрать коммуникационную стратегию и практику.
  7. Согласовать бюджет и осуществить программу.
  8. Проконсультироваться с ключевыми получателями вашего сообщения (сообщений).
  9. Определить, кто вовлечен в ваш план и кто ответственен за его осуществление.
  10. Оценить результаты и продолжать планирование.

Наши рекомендации