Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности России и таможенная стоимость товара
Вид таможенных пошлин
согласно приказа ГТК от 26 апреля 1996 г № 258
Вид страны, на которые распространяются преференции | для стран | |||
В торгово-политическом отношении наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) | наименее развитых стран- пользователей схемой преференций | Развиваю- щиеся | невходящих в режим наибольшего благоприятствия (не РНБ) | |
Размер преференции | базовая ставка | 0 % (нулевая) | 75% от базовой | в 2 раза больше базовой |
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности России и таможенная стоимость товара
Таможенным законом от 8.12.2003 г № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» на практике применяются два вида регулирования ВЭД: механизм тарифного регулирования и мех Внешнеэкономическая политика государства всегда направлена на достижение экономикой страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Вступление России во Всемирную торговую организацию неизбежно ставит перед таможенными органами России новые задачи, среди которых – содействие развитию внешней торговли и создание условий для партнерских отношений с участниками ВЭД.
Перечень видов таможенных платежей сокращен до четырех( таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы. Современный импортный таможенный тариф в России, как и в подавляющем большинстве стран, выполняет многие функции, является одновременно инструментом:
- защиты отечественных товаропроизводителей от иностранных конкурентов;
- поступления доходов в государственный бюджет;
- сбалансированности торговых операций страны;
- регулирования торгово-политических отношений с другими странами;
- содействия развитию эксперта;
- упорядочения таможенного контроля.
Правовая основа таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.Законодательство в таможенной сфере представлено исключительно актами федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. Источниками таможенного регулирования являются следующие федеральные нормативные правовые акты
-Конституция Российской Федерации.
- Конституция РФ прямо устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности в Российской Федерации В п. ж ст.71 говорится, что таможенное регулирование относится к ведении РФ, т.е носит федеральный характер. Причем определяется как установление порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Часть 1 ст. 74 Конституции запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Тем самым определены территориальные пределы таможенного регулирования..В соответствии с п. «в» ст . 106 федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального собрания РФ.
-Кодекс РФ об административных правонарушениях(КоАП РФ) регулирует вопросы, относящиеся к административным правонарушениям в сфере таможенного права и ответственности за их совершение;
-Указы Президента РФ. Кроме ФЗ РФ, в том числе кодексов, отношения в таможенной сфере регулируют и подзаконные акты и указы президента РФ (п.3 ст.3 ТК РФ).
-Международные договоры РФ в области таможенного дела. Исключительно важное значение для таможенного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы , и если международным РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Источниками таможенного регулирования являются также международные договоры РФ с другими странами. В случае несовпадения норм российского и международного законодательства приоритет имеют положения международного договора.
В настоящее время РФ участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов. Среди них особое место занимают таможенные конвенции – двухсторонние или многосторонние международные соглашения, регулирующие вопросы таможенного обложения таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц.
25.071999г руководители 114 таможенных организаций, присутствовавшие на 94у-й сессии ВТО, единогласно приняли Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Принятие этого варианта Конвенции, готовившегося четыре года, - своеобразное подведение итогов Киотской конференции 1974 г.
Ратифицировав пересмотренную Киотскую конвенцию, правительства смогут принимать современные прозрачные и компьютеризированные процедуры таможенного оформления и внедрять на практике рекомендации ВТО и ее членов в тесном сотрудничестве с деловыми кругами и различными межправительственными организациями.
Введение конвенции осуществляется совместно с ООН.
-Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби)(вступила вы силу 21.05 1980 г).
-Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) (вступила в силу 1.01й1988 г) .призвана заменять Конвенцию о номенклатуре СТС (НСТС). Гармонизированная система является многоцелевой товарной номенклатурой , в которую входят описание, необходимое для таможенных тарифов и статистической номенклатуры, и транспортные классификации. Около 80 % стоимостного объема международной торговли осуществляется с использованием ГС.
Более 70 % стоимостного объема международной торговли осуществляется с применением этого Соглашения. Принцип таможенной оценки, являющейся его основой, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе так называемой сделки, т.е. суммы, реально уплаченной за импортируемый товар.
Импортный тариф РФ .В соответствии с Федеральнанизм нетарифного регулирования . Таможенно-тарифное регулирование определяется как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Нетарифное регулирование определяется как метод государственного регулирования внешней торговли товарами , осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Таможня не устанавливает самостоятельно какие-либо законодательные нормы, а контролирует экспортно-импортные операции на основании правовой базы, установленной в стране либо высшей исполнительной властью, либо законодательной властью. Поэтому любые механизмы таможенного регулирования ВЭД – тарифные меры, меры экономической политики, а нетарифные меры регулирования – определяются не таможенной службой Защитные меры во внешней торговле и таможенно-тарифной политике обсуждаются и принимаются Комиссией Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле . Основная роль в работе этой комиссии отведена Министерству экономического развития и торговли РФ как ведомству , в непосредственную компетенцию которого входят вопросы торгово-политических режимов при осуществлении внешней торговли товарами. Интересы бюджета страны в Комиссии отстаивает Министерство финансов РФ. , участвуют в работе Комиссии Министерство промышленности, науки и технологий и Министерство сельского хозяйства РФ.
Тарифная политика должна отвечать следующим задачам:
1)рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
2)поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
3)создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления в РФ;
4)защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
5)обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.
Уровень ввозных таможенных ставок исходит из следующих положений:
-ставки таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы из которых они изготовлены;
- необходимость обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в России отсутствует или в ближайшее время не планируется. Средняя ставка ввозных таможенных пошлин в 2000 г составила по разделу !У «Готовые пищевые продукты»: сырьевые товары- 8,64%, полуфабрикаты- 18,3%, готовые изделия- 17,9 %
Предоставление тарифных преференций.При осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу России в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров (ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе»):
- происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
- происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ.
Под преференциямипонимают особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны.
С 01 января 2010 года заработал Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, поэтому вместо ТНВЭД России в таможенных органах РФ используется ТН ВЭД таможенного союза. ТНВЭД ТС - товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) - классификатор товаров, утвержденный главами трех государств 27.11.2009 и введен в действие с 1 января 2010 года.
Товары этих стран полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при их ввозе на территорию этих стран при наличии сертификата происхождения товара по форме СТ-1.
Товары происходящие из развивающихся стран, пользуются системой преференций Российской Федерации, если выполняются следующие условия:
-страна попадает под перечень развивающихся стран- пользователей схемой преференций РФ( приказ ГТК России от 26 апреля 1996 г№ 258 с изменениями от 26.03.1997 г и 24 марта 1999 г и 25.12.2003 г (приложение 1);
- страна попадает в перечень наименее развитых стран- пользователей схемой преференций (приложение2);
- товар попадает в список товаров, на которые распространяется преференциальный режим (приказ ГТК России 10 марта 1999 г.);
-на товар представлен сертификат о происхождении товаров по форме «А»;
- произведена прямая закупка товара, т.е. контрактодержателем является резидент страны происхождения товара;
- произведена непосредственная отгрузка товара, т.е. товар отгружен с территории страны происхождения товара.
Причем последние четыре условия должны выполняться одновременно. Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их одновременном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем. Непосредственно закупленным считается товар, приобретенный импортером у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в стране, на которую распространяются преференции.
В случае, когда товары происходят из страны, включенной одновременно в перечень наименее развитых стран и в перечень государств, с которыми у РФ установлен режим наибольшего благоприятствования (или одновременно в перечень развивающихся стран- пользователей системой преференций РФ и в перечень государств, с которыми у России установлен режим наибольшего благоприятствования), и поставляются без выполнения перечисленных выше условий, при обложении таможенной пошлиной используется базовая ставка.
РФ имеет режим наибольшего благоприятствования нации в торгово-политических отношениях с более чем 130 государствами и двумя сообществами: Европейским союзом и Европейским сообществом по атомной энергии.(приложение 3).
Перечень развивающихся стран – пользователей схемой преференций РФ включает более 100 государств. В подавляющем большинстве случаев это государства Азии, Африки и Латинской Америки, но есть и несколько европейских стран: Румыния, Югославия, Словения, Хорватия и др.
Как правило, промышленно развитые страны облагают импортные товары, происходящие из государств – пользователей преференциальным режимом, таможенными пошлинами по ставкам вполовину меньше базовых. Однако РФ Постановление Правительства РФ от 26.04 1996 г установлено, что товары, попадающие под действие преферениального режима , облагаются ввозными пошлинами по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа
Среди пользователей национальной схемой преференций особо выделяют так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения.).
В настоящий момент в список таких стран входят около 40 государств Азии, Африки, Латинской Америки. Товары , происходящие из этих стран, ввозятся на российскую таможенную территорию беспошлинно.
Преференциальный режим распространяется не на товары, ввозимые на территорию РФ. Список товаров на который распространяется преференциальный режим распространяется при импорте на территорию РФ, утвержден приказом ГТК России от 10.03 1999 г(приложение 4).
Предоставление РФ большой группе стран преференциальных льгот при ввозе их товаров на территорию России делает необходимым и важным точно определить страну происхождения товара.. Унифицированные правила, определяющие страну происхождения товара развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций, разработаны и приняты на 11 и !У Сессиях Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).