Самостоятельность решения населением вопросов местного значения (ст. 12 и 130 Конституции).
Самостоятельность местного самоуправления законодательно отражена в следующем:
- самостоятельность в осуществлении гражданами местного самоуправления реализуется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;
- местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ);
- население самостоятельно определяет организационную форму, структуру и наименование органов местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ);
- законодательно закрепленная финансово-экономическая самостоятельность муниципального образования. В Российской Федерации она обеспечивается, прежде всего, наличием муниципальной собственности. Финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливает наличие местного бюджета, внебюджетных фондов, местные налоги и сборы, право органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях;
- органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение сообществом вопросов местного значения. Это конституционное положение соответствует нормам Европейской хартии местного самоуправления, которая предусматривает, что «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти».
Самостоятельность местного самоуправления может быть ограничена.
Один из важнейших факторов, который ограничивает самостоятельность местного самоуправления, — это контроль со стороны государства, закрепленный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов, в результате осуществления прокурорского надзора, регистрации уставов муниципальных образований.
2. Организационная обособленность местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций(ст. 12 Конституции).
Организационная обособленность местного самоуправления законодательно отражена в следующем:
- органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
- образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются;
- являясь властью публичной, местное самоуправление через свои органы взаимодействует с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, участвует в гражданском обороте в своем интересе и от своего имени;
- между муниципальными образованиями исключается взаимоподчиненность;
- должностные лица местного самоуправления не состоят на государственной службе.
3. Обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-правовыми ресурсами(ст. 132 Конституции).
Данный принцип нашел свое отражение в следующем:
- самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюджета. Признание и равная защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности;
-гарантирование минимальных бюджетов на уровне не ниже минимальной бюджетной обеспеченности, установленной уполномоченным органам уровня субъекта Федерации;
- наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями только с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств;
- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления(ст. 131 Конституции).
5. Гарантия права местного самоуправления на судебную защиту(ст. 133 Конституции).
Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления могут предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений.