Неформальная организационная структура
Помимо формальных вертикальной и горизонтальной структур в любой социальной организации существует система взаимоотношений, которую не отражает официальная структурная схема, но которая влияет на успехи организации в достижении ее целей (82). Иными словами, во всякой организации имеется неформальная организационная структура, т.е. сеть взаимосвязей, возникающих среди работников на межличностном уровне.
Неформальная организационная структура, по многим своим параметрам связанная с феноменом лидерства, имеет немало положительных свойств: способствует социальной адаптации, разрядке стрессовых ситуаций; облегчает общение внутри организации, обеспечивает распространение информации; способствует выявлению возможных официальных лидеров. Однако неформальная структура не лишена и недостатков: может порождать межличностные конфликты, зачастую служит питательной почвой для различных слухов, может вступить в противоречие с формальной структурой, создавать благоприятную атмосферу для недовольных, плохих работников (82).
К сфере действия неформальной организационной структуры относится система внутрифирменных отношений, за понятием которой скрывается такое сложное социальное явление, как борьба за власть, существующая в каждой организации, поскольку любая группа людей формирует некую социальную иерархию. При этом одни из них управляют, другие находятся на низшей ступени социальной иерархии, большинство же располагается где-то посередине. Одним из главных инструментов в достижении или удержании определенных позиций внутри социальной организации и служит система взаимоотношений (82). Совершенствованию системы деловых взаимоотношений отвечают следующие процессы:
• расширение личных связей, под которым понимается стремление людей увеличить эффективность своей деятельности в организации или отрасли путем установления отношений с другими людьми в той же или смежных областях. Расширение личных связей включает в себя три основных компонента: а) умение "себя показать"; б) умение вступать в контакт и сближаться с другими людьми; в) умение создать имидж, т е. способность создать у людей впечатление о своей компетентности, общительности и нравственности;
• наставничество как форма профессионального роста и деловой карьеры. Наставник — это опытный член организации,
исполняющий роль проводника и защитника для работников низшего звена. Взаимоотношения с наставниками устанавливаются обычно на неофициальном уровне (82). Существует еще один компонент неформальной организационной структуры, в котором, по сути, находят свое отражение все остальные. Это — корпоративная культура, т.е. психологический климат или система ценностей организации, которые формируют ее рабочую атмосферу и придают ей индивидуальную окраску. Корпоративная культура проявляется в признаваемых ценностях, ритуалах, символах, героях, а также в сложившейся системе внутрифирменных отношений.
резюме
1. Система социального управления включает механизм, структуру, объекты, функции, кадры и процесс управления. Механизм управления является конкретной формой использования социальных законов и объединяет общие принципы, цели, функции и методы управления. В соответствии с основными сферами общества различают механизм экономического управления, механизм социально-культурного управления и механизм административно-государственного управления.
2. Все социальные системы являются одновременно субъектом и объектом управления. В обобщенном виде объектами социального управления являются человек и его труд. Существует три основных вида объектов управления: производственные, структурные и функциональные. Формирование и развитие объектов управления лежит в основе постоянного совершенствования системы управления обществом.
3. Функции управления — это особые виды деятельности, выражающей направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им (91). К основным функциям менеджмента относятся: планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.
4. Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной (91). Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого -— организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. Структура управления может быть малоступенчатой
(плоской) и многоступенчатой (высокой). Различают также три основных типа организационных структур: линейную, функциональную и линейно-функциональную. ,'••
5. К кадрам управления относятся работники, профессионально участвующие в процессе управления и входящие в аппарат управления (91). Различают три группы кадров управления: руководители, специалисты и технические исполнители. Руководители классифицируются также по уровням управления — руководители высшего, среднего и низового звеньев.
6. На формирование организационных структур влияет сложившаяся норма управления, которая зависит, прежде всего, от уровня развития подчиненных и индивидуально-психологических особенностей менеджеров. Высота организационной структуры находится в прямой связи с нормой управления (сферой контроля): чем ниже норма управления, тем выше структура и наоборот.
7. В каждой социальной организации наряду с формальной организационной структурой имеется и неформальная, представляющая собой сложившуюся систему взаимосвязей, ведущих и ведомых, каналов коммуникации, ценностей, героев, символов и ритуалов, что образует соответствующий социально-психологический климат организации и корпоративную культуру в целом. Формальная и неформальная структуры являются взаимосвязанными частями любой социальной целостности — от предприятия и организации до государства и гражданского общества, — выражая собой отношения "единства и борьбы противоположностей".
Глава 29. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
Процесс управления — это деятельность органов и кадров управления по воздействию на объект управления с помощью выбранных методов для достижения намеченных целей. Процесс управления обладает общими чертами с процессами, происходящими в социальной системе. Он определяется объективными законами функционирования и развития этой системы и в то же время в определенной мере зависит от субъективных факторов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
Содержание процесса управления определяется характером решаемых проблеми представляет собой совокупность операций, сгруппированных по его этапам (65). Этапы характеризуют последовательность качественного изменения работ в процессе управления, являясь ступенями внутреннего развития управленческого воздействия (91).
Различают:
• методологическое содержание процесса управления, которое предполагает выделение закономерно следующих этапов, отражающих как общие черты трудовой деятельности человека, так и специфические черты управленческой деятельности. Исходя из этого, процесс управления можно представить как последовательность четырех основных этапов: це-леполагания, оценки ситуации, определения проблемы, управленческого решения;
• функциональное содержание процесса управления, проявляющееся в масштабной последовательности и предпочтительности реализации основных функций управления. Здесь выделяют этапы: планирования, организации, контроля и регулирования. Функции стимулирования и обучения осуществляются по этапам управления;
• экономическое содержание процесса управления, воплощенное в следующих этапах: установление экономических потребностей оценка наличия ресурсов, распределение ресурсов, использование ресурсов;
• социальное содержание процесса управления, раскрываемое ролью человека в его осуществлении, поскольку субъектом и объектом социального управления всегда является человек;
• организационное содержание процесса управления, которое проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия: этапы регламентирования, нормирования, инструктирования, ответственности;
• информационное содержание процесса управления, состоящее в последовательности выполнения информационных работ: этап поиска информации, комплектования информации, обработки информации, передачи информации (91). Свойства процесса управления. Процесс управления обладает специфическими свойствами: 1) изменчивости (процесс управления переходит с одной ступени системы управления на другую, осуществляется в различном взаимодействии звеньев управле-
ния); 2) устойчивости (проявляется в возникновении и закреплении связей процесса управления между звеньями, его осуществляющими); 3) непрерывности (пока осуществляется процесс производства, существует и непрерываемость процесса управления); 4) последовательности (характеризует последовательность осуществления процесса управления: цель, ситуация, проблема, решение); 5) цикличности (повторяемость процессов управления все в новых и новых циклах) (91).
Виды процессов управления. В различных условиях процесс управления может быть построен различными способами при сохранении всех его специфических свойств (91). Это позволяет классифицировать процессы управления, выделить их наиболее типичные виды:
• линейный тип процесса управления (характеризуется строгой последовательностью осуществления его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуации и т.д.);
• корректируемый тип процесса управления (характеризуется необходимостью дополнительной корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа);
• разветвленный процесс управления (заключается в методологическом разделении работ по частям на определенных этапах);
• ситуационный процесс управления (характеризуется тем, что он возникает как бы по ситуации, при которой из нее же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения);
• поисковый тип процесса управления (исходит из полной ясности цели воздействия, но невозможности оценить ситуацию и сформулировать проблему. В этом случае решение разрабатывается на основе цели и наиболее общей оценки ситуации, и уже на основе решения уточняется ситуация) (91).