Кафедра Теории и истории государства и права
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Юридический факультет
Кафедра Теории и истории государства и права
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
по учебной дисциплине
«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»
Тирасполь 2015
ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ГОСУДАРСТВАХ
ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Политическая и правовая мысль Древней Индии.
2. Основные направления политико-правовой мысли Древнего Китая.
Для стран Древнего Востока характерно восхождение политико-правовой мысли к мифологическим истокам. На ранней стадии политико-правовые воззрения еще не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и являлись составным элементом целостного мифологического мировоззрения. Такого рода философия связана с возникновение первых государств и народов Древнего Востока.
Божественный первоисточник существующих социальных порядков – основная идея и тема древних мифов, но в них различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями.
1. Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм.
Идеология брахманизма была направлена на утверждение верховенства родовой знати. Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат «Законы Ману».
Одно из основных положений брахманизма – догмат о перевоплощении душ – душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого положения. Поведение человека брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписания дхармы – культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны (в Древней Индии их было четыре: брахманы – жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы, шудры - рабы). Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной.
Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало государственное принуждение как продолжение карающей силы богов.
Государственная власть – единоличное правление государя. В каждом благоустроенном государстве существует семь элементов: государь, советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения). Важнейший элемент в этом перечне – царь.
В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Его основателем согласно преданию был принц Сиддхартха Гаутама – Будда, т. е. просветленный. Самый ранний свод буддийского канона – «Три корзины». Ранний буддизм представлял собой религиозное учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину, в которую допускались только свободные. Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны.
Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Первые цари представлялись выборными и правившими в полном согласии с народом. Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергли учение пересмотру. В нем усилились мотивы покорности и непротивления существующей власти. Светские правители, в свою очередь, стремятся приспособить буддийские догмы к официальной идеологии.
Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма – религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии – в странах Юго-Восточной Азии, в Японии и др.
2. Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI-III вв. до н.э.
В этот период в стране происходят глубокие политические и экономические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Страну охватывает затяжной политический кризис. В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы, которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность.
Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Основоположником даосизм является Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Его взгляды изложены в трактате «Книга о дао и дэ». В основе учения лежит понятие «дао» (путь). Оно заимствовано из традиционных китайских верований и означает правильный жизненный путь человека и народа, соответствующий велениям неба. Дао недоступно познанию и невыразимо в словах. В отношении к дао все равны. Существующие в обществе недостатки связаны с тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям. Восстановление естественной простоты человечески отношений связано с умными вождями из числа наследственной знати. Мудрый государь правит страной при помощи метода недеяния, т.е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы призывал правителей и знать восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от использования орудий труда и отучить народ от знаний.
Наиболее влиятельной доктриной в истории политической и правовой мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551-179 гг. до н.э.). Его взгляды точнее всего изложены в книге «Суждения и беседы», составленной после смерти учениками.
Основными критериями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Эти категории тесно взаимосвязаны и представляли собой различные стороны его политического идеала. Управлять государством, по его мнению, были призваны благородные мужи во главе с государем. Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Именно по этим качествам необходимо выдвигать людей на государственную службу.
Главная задача благородных мужей – воспитать в себе и распространить человеколюбие, которое включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. В сфере политики эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Конфуций был противником управления на основе законов и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение. Однако он не исключал, что до наступления этого времени потребуются карательные подходы против непокорных.
Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи, которые заключались в распространении моральных знаний и обучении людей независимо от их сословной принадлежности.
Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) – основатель школы моистов. Это учение сложилось в борьбе против конфуцианства и даосизма. Мо-цзы по-новому трактует традиционное понятие «воля неба» и подчеркивает, что «небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу». Небо играет в моизме роль образца и модели для человеческих взаимоотношений, включает в себя признание равенства всех людей.
На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. Источником мудрости являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами - желанием служить простому народу, усердием в делах и т.п. Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви – одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий.
Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя – залог и основа прочности власти.
В IV веке до н.э. в Китае сложилось еще одно политико-правовое учение – легизм. Одним из основателей этой школы является Шан Ян (около 390-338 гг. до н.э.), инициатор реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Его проекты реформ и указов вошли в трактат «Книга правителя области Шан».
Легисты отказались от моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти. Легисты привали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, экономическому обеспечению политики.
Идеологи легизма намечали провести экономические и политические реформы. В области управления: сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Упразднить передачу должностей по наследству. На административные посты предлагалось назначать тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Для обеспечения представительства зажиточных слоев в государственной аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей. Деловые качества при этом не учитывались, к чиновникам предъявлялось лишь одно требование – слепо повиноваться государю.
Легисты предлагали установить единые для всего государства законы. Под законом понимали репрессивную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной державы, объединение Китая путем захватнических войн. Легизм содержал детальную программу централизации государства.
РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
1. Политические взгляды Аврелия Августина.
2. Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского.
Первоначально христианство выражало интересы прежде всего социальных низов – рабов и разорившейся части свободного населения городов и деревень. В религиозной форме христианство выразило протест угнетенных слоев против рабовладельческого господства. Важнейшим отличием зарождавшегося христианства от других религий древности был полный отказ от этнических и социальных перегородок в вопросах веры, обрядности. Успеху христианства способствовало его учение о бессмертии души и загробном воздаянии. Объясняя моральную и материальную нищету внутренней испорченностью, греховностью каждого человека, христианство провозгласило духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного спасителя как гарантию избавления людей от греха.
Раннее христианство сделало вывод о необходимости обобществления имущества, отказа от частной собственности. Но в связи с тем, что общество не могло принять коллективистские идеалы раннего христианства, победила другая, примиренческая линия в вопросах права, собственности, потребления.
С присоединением к христианству имущих слоев и превращением его в господствующую религию от богатых теперь не требовали отказа от имущества, а лишь пожертвований в пользу неимущих; частная собственность, богатство стали рассматриваться как добро, если они используются для благотворительности в пользу церкви.
Политическая и правовая идеология раннего христианства складывалась в борьбе различных течений, сект, обвинявших друг друга в ереси.
1. Аврелий Августин (354-430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви. Основные его работы: «О граде Божием», «Исповедь» и др.
Аврелий Августин исходил из того, что в центре мироздания находится Бог, поэтому история человечества – это осуществление божественных предначертаний, а цель – достижение града Божьего. Установится вечный мир, будет состояние, в котором невозможно грешить, не будет зла, а также труда, вызываемого нуждой. В этой связи Августин различает две природы человека: до грехопадения (когда человек был невинным существом) и после грехопадения (когда человек стал «смертным, невежественным и подчиненным плоти»). В работе «О граде Божием» Августин отмечает, что государство является следствием греховной природы человека, поскольку, согласно Священному писанию, от Адама и Евы родились Авель и каин, Каин убил Авеля. Каин является создателем государства. Однако Августин говорит о том, что государство, с одной стороны, есть наказание за первородный грех, а с другой стороны, государство есть средство предупреждения совершения людьми новых грехов, поэтому государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом грешном мире.
Августин выделял справедливые государства (это христианские государства: где все основано на вере; люди любят общее благо; высшее благо есть Бог) и несправедливые государства (Августин уподоблял такие государства шайке разбойников: это сообщества людей; управляются властью начальника; связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону). Аврелий Августин выделял следующие функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан о внешней агрессии, а также, по его мнению, христианское государство должно осуществлять борьбу а ересями.
Рабство Августин определял как наказание за грехи: «Грех – первая причина рабства, по которому человек подчиняется человеку в силу состояния своего; и это бывает не иначе как по суду Божию, у которого нет неправды и который умеет распределять различие наказания соответственно винам согрешающих».
2. Фома Аквинский (1226-1274 гг.) – итальянский ученый-богослов, доминиканский монах. Его основные работы: «О правлении властителей», «Сумма теологии». В своих трудах Фома Аквинский пытался приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви. Это первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики».
Фома Аквинский предложил различать три элемента государственной власти: сущность (государственная власть установлена Богом), происхождение (государственная власть может быть и незаконной (например, установленная путем насилия)), использование (часто пользование государственной властью ведет к злоупотреблению ею). На этом основании Фома Аквинский считал, что церковь не может посягать на государственную власть, в силу ее божественной сущности, но церковь оставляет за собой право судить о законности ее происхождения, а также использовании ее тем или иным правителем. Фома Аквинский высказывал идею автономии властей, то есть светская власть должна управлять внешними действиями подданных, а церковь – душами людей. Вместе с тем, эти власти должны взаимодействовать друг с другом, например, государство должно помогать церкви в борьбе с ересью.
Фома Аквинский выделял шесть форм правления государства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития и демократия. Лучшей формой правления он считал монархию, поскольку она схожа с мирозданием, созданным и управляемым одним Богом. Различает два вида монархии – абсолютную и политическую. Вторая, на его взгляд, более предпочтительна, поскольку власть государя контролируется крупными феодалами и не выходит за рамки законности.
Фома Аквинский широко применял категорию «закон» для объяснения различных явлений, свойственных обществу: «закон не что иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе»; «любой закон направлен к общему благу»; «закон относится к тому, что составляет основу человеческих поступков, поскольку для них он является правилом и мерилом». Фома Аквинский разработал особую теорию закона, согласно которой, все законы связаны между собой. Он выделял четыре вида законов, три из которых представляют собой иерархию:
- вечный закон (естественный божественный закон, общие принципы божественного разума). Вечный закон нигде не записан, а существует в устной форме божественного слова.
- естественный закон (это отражение божьего закона в человеческом разуме, поскольку человек, как разумное создание, может частично постигать вечный закон). Естественный закон предписывает все то, что соответствует существованию человеческого рода.
- человеческий (позитивный) закон (феодальное право того времени). Это самый несовершенный закон, служит человеку в достижении его земных целей. Фома Аквинский не признавал в качестве человеческого (позитивного) закона те акты светской власти, которые противоречат предписаниям естественного закона.
- позитивный божественный закон. Он дан в Библии и необходим, во-первых, человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; помочь им призвана Библия.
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
1. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого.
2. Политические и правовые идеи И.С. Пересветова.
История Московского государства начинается со второй половины XIII века. В течение XIV-XV вв. оно превращается из небольшого княжества в мощное централизованное государство с сильной монархической властью. К концу XVI в. его территория расширяется.
В начале XVII в. происходит крах общественно-политической системы Московского государства, который выливается в так называемую СмутVу. «Смутное время» заканчивается в 1613 г. утверждением на русском монархическом престоле новой династии – Романовых.
Таким образом, говоря о политической и правовой мысли Московского государства, имеется ввиду эпоха, длившаяся с конца XIII до начала XVII в.
Социально-экономический и политический строй Московского государства отличался от социально-экономического и политического строя Киевской Руси. Московия значительно дальше продвинулась по пути феодализации. Это было уже вполне зрелое феодальное общество.
Политическая и правовая идеология Московского государства выглядит уже более сложной по содержанию, более разнообразной по тематике. В рамках ее существуют идеологические течения, предлагающие прямо противоположные варианты решения одних и тех же проблем. Представители этих течений ведут борьбу между собой, как идеологическую, так и политическую.
Русская политическая и правовая мысль в условиях Московского государства имела значительно более солидный культурный фундамент для своей эволюции, чем тот, на котором она развивалась в Киевской Руси.
1. Иосиф Волоцкий (1440-1515 гг.) – выдающийся деятель и идеолог русской православной церкви. Его работы: «Просветитель, или обличие ереси жидовствующих», послания, сказания.
«Ересью жидовствующих» Волоцкий называл еретическое движение, возникшее в Нижнем Новгороде в 70-х гг. XV в. Эффективная борьба с ней невозможна без содействия верховной государственной власти. Стремление обеспечить такую поддержку и заставляет Волоцкого говорить о сущности и функциях великокняжеской власти, об обязанностях великого князя, о взаимоотношениях светской и церковной властей и т.п.
Волоцкий усматривал в «ереси жидовствующих» опаснейшую угрозу нравственным устоям русского общества, распад которых неминуемо влек за собой его гибель.
Таким образом, судьба православной веры и церкви зависит от характера верховной государственной власти и от того, как эта власть будет действовать.
Отстаивая независимость церковной организации, Волоцкий не считал, что государственная власть должна быть поставлена на службу церкви.
В своих посланиях Волоцкий проповедовал идею божественного происхождения верховной государственной власти. От Бога цари получают в управление государство. При этом сам носитель Богом данной царской власти остается подобным другим людям. Но Волоцкий не признавал божественного характера власти русских удельных князей.
Таким образом, Волоцкий придавал верховной государственной власти на Руси, светской по своей сущности, церковный характер. Он смешивал светские законы с религиозными установлениями.
Провозглашение власти Московского государя божественной по своему источнику и придание этой светской власти характера власти церковной огранивало ее произвол строгими рамками. Царь есть Божий слуга, Бог ставит его на царство, возвышает над всеми не для удовлетворения своих эгоистических желаний, а для исполнения особо важной для общества миссии. Русский государь – это, в представлении Волоцкого, прежде всего хранитель православно-нравственных устоев общества, защитник его от всякого вреда душевного и телесного. Волоцкий возлагал на государственную власть церковную, по своей сущности, функцию.
Волоцкий допускал возможность того, что человек, волей Бога посаженный на царский престол, окажется недостойным своей миссии. Поэтому, настаивая на необходимости выказывать властям покорность и послушание, Волоцкий отмечал, что следует служить телом, а не душою, воздавая им царскую честь, а не божественную.
2. Иван Семенович Пересветов – русский мыслитель XVI в. Основные произведения: челобитные Ивану IV (Малая и Большая), сказания, слова.
В своих проектах политических преобразованийПересветов рассмотрел вопросы, касающиеся формы правления и объема полномочий верховной власти, организации общерусского войска, создания единого законодательства, реализуемого централизованной судебной системой. В области управления внутренними делами страны он предусмотрел проведение финансовой реформы, ликвидацию наместничества и некоторые мероприятия по упорядочению торговли.
Пересветов значительное внимание уделяет определению наилучшего варианта организации государственной власти. Единодержавие как наилучшая форма государственной власти и государственного устройства не подвергалась сомнению. Пересветов пользовался термином "самодержец" для выражения представления о суверенном верховном властителе всей русской земли.
Пересветов отмечал неправедные пути обогащения вельмож, ведущие к оскудению страны; взаимные свары между ними, а также творимый ими неправедный суд. Он считал, что беззаконие, беспрепятственно чинимое вельможами в государстве, опасно для царской власти. Искоренения недостатков он ожидал от сильной центральной власти, при этом наличие Совета он считал необходимым атрибутом всякой власти, опирающейся на законные основания.
В системе государственных преобразований Пересветова центральное место занимает военная тема. Пересветов обосновывает необходимость создания общегосударственной казны, призванной заменить наместнический порядок собирания и распределения доходов, предлагает полную ликвидацию наместничества.
Пересветов предлагает принцип оценки личных заслуг, поощрения усердия и талантов в противовес местнической системе иерархического распределения благ и почестей.
Пересветов последовательно проводит идею реализации законности во всех формах общественной и государственной деятельности. Наибольшее внимание он уделяет критике беззакония, критикует такие проявления "неправедности" в деятельности суда, как лжесвидетельство, ложная присяга, рассмотрение заведомо ложных, сфабрикованных дел и т.д.
Пересветова считал, что во все города необходимо направить прямых судей, назначаемых непосредственно верховной властью, жалованных из государевой казны. Судебные пошлины взимать в казну. Судить судьи должны по Судебным книгам. Перед законом все должны быть равны. Жалованье "прямые судьи" должны получать прямо из государевой казны. В этой идее Пересветов впервые ставит вопрос об отделении суда от администрации и образовании единой централизованной судебной системы. Из общей судебной системы Пересветов выделяет воинский суд, который в армии осуществляется высшим начальством, знающим своих людей. Суд свершается на месте, скорый, правый, грозный и не облагаемый пошлиной, по единому для всех Судебнику.
Среди видов преступлений Пересветов упоминает разбой, кражу, обман при торговле, различные правонарушения судебных и государственных чиновников, воинские преступления, ябеду, а также азартные игры и пьянство.
В принцип праведного правления Пересветов включает законную деятельность всего государственного механизма с возглавляющей его центральной властью. Таким образом, Пересветов в своих представлениях близок именно к модели сословно-представительной монархии.
В ЕВРОПЕ В НАЧАЛЕ XX века.
1. Политико-правовая доктрина солидаризмаЛ.Дюги.
2. Неокантианская концепция права Р.Штаммлера.
3. Психологическая концепция права Л.И. Петражицкого.
В началеXX в. стала отчетливо проявляться наметившаяся тенденция социализации гражданского общества.
Буржуазная политико-правовая идеология строила теорию права и государства с ориентацией на развитие гражданского общества по капиталистическому пути.
1. Леон Дюги (1859-1928 гг.) – французский социолог, профессор права.основные труды: «Трактат о конституционном праве», «Государство, объективное право и позитивный закон».
Дюги утверждал, что все индивиды – это социальные существа, связанны между собой общностью потребностей и общественным разделение труда. Индивид лишь является «составной клеточкой социального организма». Поэтому люди нуждаются друг в друге, то есть солидарны друг другу. Солидарность – это закон функционирования общества. Факт солидарности порождает норму солидарности (это правовая норма, однако стоит выше государства и позитивного законодательства, которые служат для ее осуществления:«Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности и делать все для развития этой солидарности»).Дюги видит смысл существования индивидов «только в выполнении известной работы в деле социального строительства». На основе этого Дюги предлагает создание новой политической организации общества, где признаются за индивидами права (частная собственность становится социальной обязанностью, осуществляемая в интересах всего общества).
Государство, по Дюги, «…проявление индивидуальной воли правителей». Правители государства – «часть общественного организма». Правители организуют определенные службы, обеспечивают непрерывность их деятельности, а также контролируют их действия. При новом государственном строе – «более гибком, более гуманном, более защищающем индивида» - правители будут служить обществу, а власть будет принадлежать большинству из представителей всех классов. Законодательная власть должна принадлежать двухпалатному парламенту (палата депутатов (должна состоять из представителей всех существующих партий) и сенат (является представительством всех профессиональных организаций – синдикатов)). На основе синдикатов переустраивается общество. Синдикаты объединяются в федерацию, что неизбежно приводит к децентрализации политической власти. Власть распределяется между синдикатами, которые выполняют различные политические и социально-экономические функции. Правительство лишь выполняет контрольные и надзорные функции.
Дюги понимал под законом – «волю нескольких голосующих человек». Закон является законом лишь тогда, когда он соответствует социальной солидарности: «закон получает свою обязательную силу не в воле властвующих, а в своем соответствии социальной солидарности».
2. Рудольф Штаммлер (1856-1938 гг.) – немецкий юрист. Основная работа: «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории».
Штаммлер дает абстрактное, формальное определение права: «Право есть такое принудительное регулирование совместной жизни людей, которое по самому смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение». Штаммлер обосновал новое понятие – «естественное право с меняющимся содержанием». Естественное право, утверждал Штаммлер, имеет «изменчивое содержание». Возникающие временами социальные конфликты и явления и порождают идеи изменения права. «Естественным правом с изменчивым содержанием» являются принимающие массовый характер идеи изменения содержания права, которые должны осуществляться применительно к конечной цели.
Штаммлер утверждал, что прогресс общества определяется неким абстрактным правовым идеалом. Это общество, где преодолено противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами, между должным и сущим. Но этот идеал вообще никогда не может быть достигнут, так как его достижение означало бы конец истории человечества.
3. Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931 гг.) – русский правовед. Основные работы: «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии».
Петражицкий утверждал «…благодаря этическим эмоциям человек проявляет себя как социальное существо». Этическая эмоция – это внутреннее повеление индивида, которое всегда направлено на других людей. Петражицкий выделял два вида этических эмоций: нравственные эмоции (это переживания нашего долга по отношению к другим, без признания за другими права требовать исполнения этого долга). Нравственным эмоциям соответствуют нравственные нормы («нормы первого рода, односторонние обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы»); правовые эмоции (это переживания нашего долга по отношению к другим, с признанием за другими права требовать исполнения этого долга). Правовым эмоциям соответствуют правовые (юридические) нормы («нормы второго рода, обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные нормы»).
Петражицкий определял право как совокупность психических переживаний долга и обязанностей, которые имеют императивно-атрибутивный характер. Императивность, в понимании Петражицкого, есть осознание индивидом своего долга, обязанности. Атрибутивность – это осознание своего права. Петражицкий выделял: интуитивное право (это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают без воздействия предписаний законов и обычаев) и позитивное право (это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев). Петражицкий высоко оценивал интуитивное право. Также он делил право на: право официальное (это право, которое действует при поддержке государства. Официальное право включает в себя позитивное и интуитивное право) и неофициальное право (право, которое не имеет поддержки государства. К нему относятся: право детское, партийное, городское и т.п.).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Юридический факультет
Кафедра Теории и истории государства и права
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
по учебной дисциплине
«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»
Тирасполь 2015