Устройства Российской Империи
К основным государственным институтам Российской Империи относится Государственный совет, образованный по инициативе Михаила Михайловича Сперанского в рамках либеральных реформ начала XIX века во времена правления Александра I.
Высший законосовещательный орган Российской Империи – Государственный мовет (1810—1917гг) был преобразован в марте 1906г. в верхнюю палату Государственной думы.
В Государственный совет члены назначались и увольнялись по воле императора. Им мог стать любой и пожизненно. Принцип разделения властей отсутствовал, поэтому в Госсовет входили министры, великие князья. Председателя Государственного совета и вице-председателя назначал царь ежегодно.
Государственный совет обладал полномочиями рассмотрения:
- новых законов, предположений и изменений в законах;
- вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных положениях;
- ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов;
- отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г).
В результате реформаторской деятельности царя 23 апреля 1906г. был подписан свод «Основных Государственных Законов», который стал фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение власти и полномочий между императором и российским парламентом.
В результате реформы возник «парламент», состоящий из Государственного совета и Государственной думы. Законы, принимаемые Думой, утверждались императором, а исполнительная власть в стране подчинялась ему. «Свод» разрешал царю между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. Царь лишил себя неограниченного права законодательства и распоряжения государственным бюджетом. Николай II сохранил власть над Думой, которую мог распустить при желании.
Именно этот Свод стал фактически первой Конституцией России, а период с 1906 по 1917г.г. назван историками конституционной монархии.
Основные Государственные Законы (далее по тексту Конституция 1906г.)[29] предоставляет подданным Российской Империи полный перечень прав и свобод, которыми сегодня наделены граждане Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года. Подданными Российской Империи признавались все жители России, в том числе, ранее причисляемые к инородцам и иноземцам. Если ранее в армию призывали служить исключительно православных, которых и рассматривали в качестве верноподданных царя, то с принятием Конституции 1906 года призыву в армию подлежали все независимо от вероисповедания и состояний. Подданным предоставлялись политические права, гарантировалась неприкосновенность жилища, свобода передвижений, в том числе свободный выезд и въезд в Россию, предоставлялись избирательные права, свобода собраний и организаций. Основная часть Конституции 1906 года о правах подданных вошла и в состав Конституции Российской Федерации 1993 года.
У царя было право чеканки монеты и определение внешнего ее вида, в то время как, например, у президента РФ, такого права нет. Отличием положения царя в Российской Империи от Президента Российской Федерации является постоянность осуществления им верховной власти, получение и передача власти по Акту престолонаследия. Президент РФ является выборным лицом со сроком избрания 6 лет, согласно последних изменений Конституции.
М.Р. Игрицкая отмечает: «Сходство самодержавной республики с классической республикой заключалось в наличии личных и политических прав у граждан государства, в предоставлении автономии административно-территориальным образованиям. В проекте самодержавной республики яркой чертой абсолютизма являлись наследственная верховная власть и ее неограниченность».
В отличие от Государственного совета Государственная дума наделялась законодательной инициативой.
Исполнительная власть в Российской империи осуществлялась Комитетом министров. Функции председателя Комитета были ограничены. Комитет представлял собрание административно независимых друг от друга чиновников. Министров назначал царь и каждый имел право доступа к царю.
Судебную власть возглавлял царь, а суд действовал от его имени. Правом вмешательства в конкретное судебное дело царь не пользовался, но выступал в роли высшего арбитра.
Контрольные функции над судом и администрацией принадлежали Правительствующему Сенату.
Россия состояла из 78 губерний, 18 областей и острова Сахалин, также в состав России входило княжество Финляндии. Губернатора назначал царь по рекомендации министра внутренних дел. Главой Финляндии являлся император, однако оно имело автономию в виде правительства (сенат), таможню, полицию, денежную единицу.
Бухарское и Хивинское ханства входили в состав России на правах вассалов, правители которых имели автономные права.
Местное самоуправление представлено в России городскими думами и управами. Они решали административно-хозяйственные вопросы.
Избирательная система в случае городских выборах была ограничена имущественным цензом.
Уже к концу XIX в результате реформ в 34 губерниях было налажено земское самоуправление. Земское управление осуществлялось через губернские и уездные собрания и исполнительные органы земских управ.
Согласно исследованиям М.Р. Игрицкой леворадикальные круги были убеждены, что весь континент, включая Россию, должен стать федеративной демократической республикой. То есть исходя из текстов обсуждаемых вариантов развития России никто из лиц, участвующих в обсуждении дальнейшего пути развития России не рассматривал вариант искусственного расчленения территории России с целью осуществления целей федерализма.
Вариант конституционной монархии был интересен в первую очередь великим князьям, их детям и приближенным к ним лицам, не имевших надежд взойти на трон. Поэтому в конце XIX - начале XX веков у них возникли идеи трансформации монархии в конституционную монархию с дальнейшим переходом в республиканскую форму правления.
Перед кругами, ратующими за федеративное республиканское будущее России, в 1917 году стояли сложные задачи, которые включали в себя:
- переход Финляндии к республиканской форме управления;
- определение названия части территории Российской Империи без Финляндии;
- заключение федеративного договора между Финляндией и остальной частью Российской Империи.
С момента отречения Николая II и передачи великим князем Михаилом власти народу монархические партии и организации потерпели поражение в своих базовых программах развития России.
Автор не согласен с такой точкой зрения юриста Владимира Набокова о том, что царь не имел никаких прав на отказ от престола за своего сына Алексея. Цесаревич Алексей был несовершеннолетним, а следовательно, его законным представителем был его отец Николай II. Невозможно оспорить право отца на лишение сына своих привилегий, имущества, прав и обязанностей.
Николай II не оставил страну без монарха. Он отрекся в пользу законного наследника престола великого князя Михаила. Великого князя Михаила тоже невозможно лишить права на решение о принятии власти или отказе от принятия власти. Великий князь Михаил передал власть народу, предложив народу подчиниться Временному Правительству до проведения Учредительного Собрания. Таким образом, народ стал Монархом.
Особый интерес вызывает процедура формирования состава Временного Правительства.
Указом 25 февраля 1917г. заседания Государственной думы были прерваны царем. Автор имеет мнение о том, что полномочия депутатов Государственной Думы этим указом прекращались, а потому после этого все юридические действия членов Государственной Думы ничтожны, независимо от признания их таковыми судом.
Днём 27 февраля 1917 года в условиях роспуска Государственной Думы (а следовательно, в условиях отсутствия полномочий у депутатов Думы) на заседании Совета старейшин депутатами был сформирован орган власти — Временный комитет Государственной думы (ВКГД), под управлением М. В. Родзянко. С точки зрения автора указанные действия и акты, так называемого Временного комитета, носят противоправный антигосударственный характер, вследствие чего недействительны.
Надо учитывать то обстоятельство, что народ в своей массе был за царя. Автор имеет мнение, что волнения в Петрограде и Москве в конце февраля 1917г. были вызваны слухами о готовящемся свержении царя и смене власти, что не могло не вызвать обеспокоенности народа за свою судьбу. Дальнейшие факты подтверждают точку зрения автора, сметая сформированную идеологами всех мастей версию участия народа в свержении своего законного государя.
Общеизвестно, что первое (учредительное) заседание Петросовета открылось в Таврическом дворце в 9 часов вечера 27-го и закончилось в ночь на 28 февраля 1917г. На нём был избран первоначальный состав постоянного Исполнительного комитета. Решения заседания недействительны в силу ничтожности, поскольку и Петросовет был организован депутатами, лишенными полномочий. Этот факт отражает уже внутреннюю борьбу политических сил самой Государственной Думы.
М. В. Родзянко от имени ВКГД обратился 1 марта 1917г. к действующей армии и флоту с призывом продолжать вести борьбу против внешнего врага. В тот же день Временный комитет получил признание правительств Франции и Великобритании, что является их вмешательством во внутренние дела России.
С этого момента Временному Комитету можно уже не считаться с царём и его окружением, но договариваться с Петроградским Советом. В ходе переговоров с 1 на 2 марта 1917г. между делегациями Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и ВКГД были достигнуты ряд договоренностей. ВКГД обязался объявить политическую амнистию, обеспечить демократические свободы гражданам, отменить сословные, вероисповедные и национальные ограничения, заменить полицию народной милицией, подчинённой органам местного самоуправления, начать подготовку к выборам в учредительное собрание и в органы местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, не разоружать и не выводить из Петрограда воинские части, принимавшие участие в революционном движении.
Не вызывает сомнения отсутствие легитимности действий депутатов Государственной думы после отзыва их полномочий царем. Позднее П. Н. Милюков писал: «вмешательство Государственной думы дало уличному и военному движению центр, дало ему знамя и лозунг и тем превратило восстание в революцию, которая кончилась свержением старого режима и династии»[30].
Утром 3 марта 1917г. Родзянко, которому уже поступили под управление войска от князя Кирилла, заявляет великому князю Михаилу о том, что в случае принятия им престола немедленно разразится новое восстание, и что следует передать рассмотрение вопроса о монархии учредительному собранию. Его поддерживает Керенский, «против» выступает Милюков. Великий князь Михаил узнал от Родзянко, что депутаты отказывают ему в безопасности и подписал манифест об отказе от престола.
В ночь на 2 марта 1917г. состоялись переговоры между делегациями Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Временного комитета Государственной думы, которые ознаменовались формированием состава Временного правительства. В состав его вошли люди, не имевшие полномочий, запятнавшие себя в преступлениях против государства.
Состав первого Временного правительства неожиданно приобрел видимость легитимности в результате воли Великого Князя Михаила, выраженной им в отказе от восприятия верховной власти.
Единственной функцией Временного правительства было проведение Учредительного собрания. Никаких прав по определению пути Российской Империи у Временного правительства или его членов не было и не могло быть.
По приказу Временного правительства арестованы царь и его семья.
Прощальный приказ войскам отдал царь 8 марта 1917г. в Могилёве в котором завещал «сражаться до победы» и «повиноваться Временному правительству». Благодаря этому видимость легитимности Временного правительства, как бы присутствует, что в свою очередь позволяет провозглашенной ею Российской Республикой приобрести право преемственности от Российской Империи как части Российской Империи.
Период с марта по ноябрь 1917г. характерен острой борьбой разных политических течений, выставлявших себя на торги перед «народом», которому надлежало вынести свое решение через представителей на Учредительном собрании. Изначально идея проведения Учредительного Собрания утопична.
Утопия заключена в том, что:
- в Своде Российской Империи отсутствовало юридическое определение понятия «народ», и не был определен его состав;
- отсутствовало законодательство об Учредительном собрании, его составе и полномочиях;
- отсутствовало процессуальное законодательство об установлении полномочий депутатов Учредительного собрания.
Острой проблемой 1917г. стало разрешение вопроса продолжения участия Российской Империи в первой мировой войне. Продолжение России в войне означало поддержку Англией и Францией того Правительства, которое продолжит ведение войны. Выход из войны означал отказ мирового сообщества признать новое Правительство. И все политические течения остро реагировали на обсуждение вопросов о возможности заключения мира.
Отречение Николая II всколыхнуло волну народного движения. На местах стали создаваться Советы, которые брали власть в свои руки. Период с марта по конец июня 1917г. принято в истории называть периодом «двоевластия», с чем автор в корне не согласен. Власть и тогда и сегодня и навеки веков с 3 марта 1917г. перешла к народу. Вышеуказанный период автор склонен трактовать как борьбу двух сил за право регентства.
Привыкший подчиняться народ не понимал своего статуса «Монарх» и ошибочно рассматривал партии как власть.
Временное правительство принимало многочисленные нормативные акты в условиях отсутствия юридической власти, а созыв Учредительного собрания откладывало. Сам же созыв Учредительного собрания переносился по срокам. Первый срок был установлен на 30 сентября 1917г., затем выборы были перенесены на 12 ноября, а созыв — на 28 ноября 1917г.
Лозунг о проведении Учредительного собрания стал рассматриваться народными массами как средство обмана общественного мнения. На Государственном совещании в Москве 12 августа 1917г. Временное правительство заявило о том, что оно отказывается от социальных и земельных реформ, от каких бы то ни было посягательств на частную собственность отдельных групп и сословий, будет продолжать войну до победного конца.
На территории Российской Империи 1 сентября 1917г. Временное правительство провозглашает Российскую Республику (туда не могла входить Финляндия в силу своего статуса княжества) и это определило единственный путь развития государства – республиканский, что само по себе было кабальным навязыванием народу условий его самоопределения, превышением полномочий Временного правительства.
Действовавший в октябре уже четвертый состав Временного правительства вызывает сомнения в легитимности своей деятельности, поскольку переизбрание и переназначение состава Временного правительства не установлено законодательством. При таких обстоятельствах основным принципом регулирования была сила. Сила была на стороне тех, кого поддержит народ. Советы, созданные большевиками, на местах оказались достаточно эффективными и оперативными центрами по избранию представителей народа на Съезд.
I Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов проводился с 3 по 24 июня 1917г. в Петрограде.
На Съезде присутствовало 1090 делегатов, представлявших 305 объединённых Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 53 областных, губернских и районных объединения Советов, 21 организацию действующей армии, 5 организаций флота, 8 тыловых воинских организаций.
О своей партийности заявили лишь 777 делегатов, среди них оказалось 285 эсеров, 248 меньшевиков, 105 большевиков, 32 меньшевика-интернационалиста, 10 меньшевиков-объединенцев, ещё 24 делегата принадлежали к другим фракциям и группам.
Делегаты Съезда отвергли резолюции большевиков о прекращении войны и передаче всей власти Советам. Съезд принял резолюции эсеров-меньшевиков, провозглашавших полную поддержку министров-социалистов и продолжение «революционной войны» на принципах отказа от аннексий и контрибуций.
Съездом был избран постоянный орган - Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов рабочих и солдатских депутатов (ВЦИК). ВЦИК состоял из 320 членов: 123 меньшевика, 119 эсеров, 58 большевиков, 13 «объединённых социал-демократов», 7 прочих. Председателем ВЦИК стал меньшевик Н. С. Чхеидзе.
На фронте в этот период сильно ухудшилась обстановка. 3 октября 1917 года отдан приказ об эвакуации г. Ревеля, 8 октября 1917г. немцы овладели Моонзундскими островами, чем создали угрозу г. Петрограду.
II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, проходивший 25—27 октября 1917г. в Смольном в Петрограде, стал окончательным завершением противостояния Советов и Временного правительства.
Автор указывает, что законная власть с 3 марта 1917г. принадлежит народу, а значит двоевластие - это ошибочное мнение историков.
Деятельность любых политических партий с 1917 по 1924г.г. автор склонен рассматривать в качестве контор, которые предлагали свои услуги «власть имущему народу» по управлению «фирмы» предлагали управленческие услуги монарху Российской Империи – Народу.
Каменев на Съезде в ночь с 25-го на 26 октября 1917г. объявляет о падении Зимнего дворца и аресте министров Временного правительства. После этого Съезд принимает обращение «К рабочим, солдатам и крестьянам», в котором сообщается, что «Временное правительство низложено».
Автор склоняется к мысли о мифологичности этих событий. Миф про «низложение» Временного Правительства выгоден любым кругам: большевикам – для популяризации своих действий среди бедных слоев народа; меньшевикам, эсерам, кадетам, буржуазным и монархическим организациям для оправдания бездеятельности Временного правительства и заявлений о не легитимности любых действий большевистской партии.
Все члены Временного правительства оставались на свободе и имели возможность ведения политической борьбы за занятие места «Управляющей фирмы» в случае одобрения их действий народом. Временное правительство до 15 ноября 1917г. продолжало вести финансовую деятельность, выделяя на нужды государства средства из Государственного Банка. Но после оглашения Акта о низложении Временное правительство не совершило никаких реальных юридических действий по опротестованию этого акта. Окончательной датой прекращения деятельности Временного правительства следует считать 15 ноября 1917г. (дата последнего распоряжения), через три дня после проведенных выборов делегатов для работы в Учредительном собрании, назначенном и переназначенном вплоть до января 1918г.
Единственный в стране Монарх (народ), принял сторону большевиков, избрав большевистскую партию в качестве управляющей конторы (опекуном). Народ в 1917г. состоял из множества сословий, за отмену которых выступали большевики. Автор считает, что правомочность осуществления власти любым представителем народа должна определяться не сословием, положением в обществе, принадлежностью к вере или роду – племени, а сохранением этого претендента права наследования (по аналогии с наследственным законодательством).
Любые лица, принимавшие участие в террористических организациях против государства, поддержавшие февральскую революцию так или иначе склонявшие царя к отречению, принявшие участия в репрессиях против своего государя – народа, как и их потомки, лишаются права наследования монаршей власти. Но не на право работы в управляющих конторах на условиях договора с Монархом.
На II Съезде было представлено 402 Совета: из них 195 объединённых Советов рабочих и солдатских депутатов, 119 Советов рабочих и солдатских депутатов с участием крестьянских депутатов, 46 Советов рабочих депутатов, 22 Совета солдатских и матросских депутатов, 19 Советов крестьянских депутатов и 1 Совет казачьих депутатов.
По данным бюро всех фракций, к открытию Съезда насчитывалось 649 делегатов, из них: 390 большевиков, 160 эсеров, 72 меньшевика, 6 меньшевиков - интернационалистов, 14 объединённых интернационалистов, 7 украинских социалистов. К концу Съезда, после ухода правых социалистов и с прибытием новых делегатов, насчитывалось 625 человек, из них: 390 большевиков, 179 левых эсеров, 35 объединённых интернационалистов, 21 украинский социалист.
Съезд принимает декреты о мире и о земле, формирует правительство — Временное рабочее и крестьянское правительство Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. С этого момента можно считать, что большевики встали на путь оказания народу содействия в определении пути развития государства и народ доверчиво поддержал большевиков с их предложениями обустройства России.
ГЛАВА 2.