Мусульманское завоевание Индии

Начало исламизации Индии было положено в 1000 г. походом в Индию султана Махмуда из Газни. Великий мыслитель и ученый Аль Бируни писал: «Индусы превратились как бы в песчинки, разметанные во все стороны, в древние сказания в устах людей». Это завоевание, стоившее государствам Северной Индии полити­ческой свободы, не затронуло юг Индии, где продолжала суще­ствовать самобытная цивилизация, формой государственности была империя, управляемая династией Чолов, процветали ремесла и искусства, развивалось городское строительство и храмовая архи­тектура.

Завоеватели Северной Индии, тюрки по происхождению, об­ладали способностью ассимилировать чужую культуру, в то же время сохраняя статус правителей. Они включились в социальную и культурную жизнь Индии, их династии стали индийскими ди­настиями, индианизируясь сами, они сознательно не пытались изменить образ жизни и обычаи народа. Пришедшие В Индию в конце XII в. афганцы были близки индийцам по языку и культуре.





Индия стала для них родиной, а Дели — столицей нового госу­дарства, Делийского Султаната, провозглашенного Кутуб-уд-Ди-ном Айбеком, чье имя вошло в культурную историю Индии бла­годаря построенному им архитектурному сооружению — Кутуб минару, ставшему достопримечательностью не только Дели, но и всей Индии. В столицу хлынули потоки переселенцев из Ирана и Средней Азии, спасавшиеся от монгольских армий. Среди них были ученые, художники, поэты, ремесленники. Это сделало Дели круп­ным центром исламской цивилизации, в нем строились много­численные дворцы, разбивались сады, культивировались всевоз­можные удовольствия. К середине XIV в., времени правления династии Туглаков, на месте нынешней столицы существовало пять городов — пять Дели. Это был последний взлет цивилизации Султаната, разгромленного в 1398 г. Тимуром, тюрко-монголом по происхождению. С этого времени Дели приходит в упадок, но по всей Индии возникают новые центры мусульманской культу­ры — Агра, Лакхнау, Хайдерабад и др. С XVI в. Индией правят Великие Моголы — династия, начало которой положил выходец из Ферганы, правитель Кабула Бабур.

Взаимодействие культур

ВЦентральной Азии начиная с XVв. происходит активное взаи­модействие персидских и тюркских элементов. Их синтез, перене­сенный на индийскую почву, стал основной чертой могольской цивилизации. Тюрки по происхождению, моголы усвоили пер­сидские традиции и образ жизни. Они любили войну и охоту, но в то же время увлекались шахматами, поэзией, музыкой. В период своего расцвета, при правлении Акбара (1556—1605) империя расширилась к востоку и югу, до Декана. Административная сис­тема ориентировалась на привлечение к управлению индусских правителей — раджпутов. Мусульмане и индусы поддерживали кон­такты во многих областях социальной жизни. Индианизации му­сульманских правителей способствовали смешанные браки. Взаи­модействие индуистской и мусульманской культур можно проследить в области языка, архитектуры, музыки, ремесел. Тем не менее эти взаимодействие и взаимопроникновение распрост­ранялись лишь на определенные области культуры, в основном художественной, не затрагивая основ существования местного населения Индии: религиозных представлений, этических норм, социальных отношений, образа жизни. Индийское общество, от­личающееся высокой степенью ассимилятивности, легко вклю­чающее в свой структурный конгломерат новый клан или племен­ную общину, столкнулось с религиозным верованием, опирающимся на понятие целостной общины. Поэтому ассимиляция затронула в основном придворные круги, в которых она культивировалась как

желанная цель. Отношения индуистских и мусульманских общин всегда были и остаются сложными и неоднозначными, что во многом объясняется внутренней гетерогенностью каждой из них. Что касается обращения в ислам местного населения, оно проис­ходило в основном в родоплеменных общинах северо-запада, в городах Гангской долины и некоторых южных районах, в среде купечества и крестьянства. Новообращенные сельские жители про­должали соблюдать традиционные индийские обряды, поклоняться местным святыням. Часто ислам приходил к крестьянам через су­фиев, которые утверждали, что Аллах дарует милость всем, незави­симо от вероисповедания. Среди индийских мусульман нарастало стремление к культурно-религиозному синтезу, ярко выраженное в творчестве великого поэта и религиозного деятеля Кабира, жив­шего в конце XV—начале XVIв. Оно отражало интересы мощного движения низших классов, для которых ислам и индуизм были внешним выражением единой общей истины. Сходные настрое­ния при дворе выразились в попытке Акбара создать духовное един­ство империи при помощи новой религии — Дин-и-иллахи («боже­ственная вера»). Хотя в области религии исламо-индуистский синтез остался утопией, он дал прекрасные результаты в области художе­ственной культуры — архитектуры, живописи, музыки, танца. Индомусульманское искусство — это прекрасные памятники зод­чества, среди которых жемчужина индийской архитектуры — Тадж Махал, приравниваемый к чудесам света, это различные школы миниатюрной живописи, это новые формы классической музыки и танца.

Сикхизм

С упадком могольской империи, начавшемся с XVIIв., в об­ществе растут националистические настроения, особенно среди раджпутов, все большую популярность приобретают реформатор­ские движения, которые существовали и ранее, но в сектантских рамках. Одно из таких движений — сикхизм — обрел статус само­стоятельной религии и во многом определил социокультурную жизнь некоторых областей севера Индии. Он возник на севере, в Пенджабе, в XVIв. Его легендарный основатель — Гуру Нанак призывал к объединению мусульман и индуистов, проповедовал идеи добра и любви, воплощенные в божестве. Сикхизм был ос­нован на принципах всеобщего равенства, свободы от кастовых различий и ограничений, что способствовало росту его популяр­ности. Это, в свою очередь, вызвало репрессии по отношению к сикхам со стороны исламских правителей. В ответ на это сикхи создали военную организацию — кхалъса, принципы которой ос­таются организационным ядром сикхской общины до сегодняш­него дня. Община сикхов в современной Индии, хотя и не очень

многочисленная (около 6 млн человек) и локализованная в штате Пенджаб, весьма влиятельна в политическом и экономическом отношении. Сикхи сохранили все дистинктивные внешние атри­буты своей религии, существующие со времени создания кхальсы сикхским гуру Говинд Сингхом, известные как «5 к»: «кеш» — длин­ные волосы, «канга» — гребень, «кара» — браслет, «кирпан» — кинжал, «качча» — особый род нижнего белья. Благодаря этим атрибутам сикхи легко узнаваемы среди других жителей Индии.

Наши рекомендации