Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
Сформировавшуюся в XIX в. российскую общественную мысль и общественное движение принято делить на три основных направления: консервативно-охранительное, которое стремилось к сохранению традиционных государственных структур; либерально-оппозиционное, требовавшее ограничения прав монарха парламентом, установления конституционного строя, предоставления некоторых демократических свобод; радикально-революционное, ставившее в основу насильственные методы решения социально-политических и экономических преобразований. Первое направление принято называть правым крылом общественной мысли (движения). Третье – левым. Между ними второе – центр (центризм).
После заграничных походов 1812-1815гг. знакомства со взглядами французских революционеров на формы государственного устройства в европейских странах, в среде молодых дворян-офицеров началась подготовка антиправительственного переворота. С этой целью будущие декабристы (понятие сложилось по восстанию 14 декабря 1825г.) создали тайные организации - Северное общество и Южное общество. Согласно программному документу под названием «Русская правда» (автор - П. Пестель, один из руководителей Южного общества) в России предстояло установить республиканский строй с разделением властей: законодательной (Народное Вече), исполнительной (Державная Дума). Обе выборные. Законность блюсти должен был Верховный собор из 120 бояр, входящих в него пожизненно и не подконтрольных обществу. По «Конституции» руководителя Северного общества Н. Муравьева Россия должна была стать федеративным государством по типу Северной Америки. Идеология декабризма о несовместимости крепостничества и самодержавия с гражданскими свободами и человеческими правами положила начало революционному течению в общественном движении России, закрепившему раскол верховной власти и радикально настроенной части дворянства.
В 30-40-х годах XIX в. при поддержке императора Николая I получила оформление официальная охранительная государственная идеология, кратко выраженная министром народного просвещения С.С. Уваровым как «Православие, самодержавие, народность». В этой «триаде» Православие - духовная религиозно-нравственная основа единения всех слоев российского общества. Самодержавие мыслилось как исключительное свойство отечественной государственности, обеспечивающее единство царя с его подданными. Идея народности как бы объединяла принципы самодержавия и православия и состояла в утверждении незыблемости исторически сложившихся исконных начал народной жизни.
В споре вокруг мировоззренческой концепции Уварова общественность раскололась на два течения: «слявянофилов» и «западников». Первые – (А.С. Хомяков, К.С.Аксаков) утверждали самобытность развития России, допускали реформирование ее, но не нарушающее традиционных основ. Вторые (С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский) ставили в пример европейские либеральные преобразования и предлагали на них ориентироваться.
В Николаевскую эпоху появилась и радикально-революционная струя общественной жизни, заложенная В.Г. Белинским, пытавшимся в своих взглядах соединить борьбу за социализм с революцией, А.И. Герценом, определявшим путь к социализму через русскую крестьянскую общину. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим справедливым переделам. Поэтому в крестьянской общине Герцен видел готовую ячейку социалистического строя.
В середине XIX в. на арене общественно-политической борьбы выступали три основных течения: дворянско-консервативное, буржуазно-либеральное и революционно-демократическое. Консерваторы: обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев, редактор популярного журнала «Русский вестник» М.Н. Катков считали, что единство многонациональной страны, раскинутой на огромной территории, может обеспечить только самодержавие, а не представительная власть. Они оказывали большое влияние на политику императора Александра III (1881-1894 гг.).
Либерализм российский (либерально настроенные помещики, либерально-монархическая буржуазия, разночинная интеллигенция) объективно отражал интересы капиталистического развития страны. Сосредоточив свою деятельность в земских учреждениях, либералы выступали за осуществление принципа разделения властей, гражданские права, введение в России конституции, отстаивали ориентацию на западный путь развития.
Рупором революционно-демократического движения в 60-е годы был журнал «Современник». Н.Г. Чернышевский, ориентируясь на народ как активного деятеля истории, утверждал, что для самодержавной России невозможен мирный, реформистский путь преобразований. Реформу 1861 г. он воспринял как обман народа и призывал его «к топору». Чернышевский развивал теорию о русском общинном социализме.
Период с 70-х по 80-е гг. отмечен влиянием на российское общество деятельности революционных народников («хождения в народ», создание организаций «Земля и воля», «Народная воля»). Основными направлениями в идеологии народничества были: пропагандистское Л. Лаврова, анархистское М. Бакунина, заговорщеское П. Ткачева. Многие народники рассматривали террор как единственный способ дезорганизовать правительственные верхи, разбудить низы и подтолкнуть их к революции.
В 70-80-х годах в Росси стало стихийно развиваться рабочее движение. Возникшие «Южно-Российский союз» (1875г.) и «Северный союз русских рабочих» (1878-1880гг.) не сумели возглавить борьбу пролетариата. С ростом рабочего класса и рабочего движения в России в 80-е годы началось распространение марксизма. Видную роль в этом сыграла группа «Освобождение труда», созданная под руководством Г.В. Плеханова в 1883 г. в Женеве.
В 1895г. на арене идейно-политической борьбы выдвинулся В.И. Ульянов-Ленин, который объединил разрозненные марксистские кружки Петербурга в единый «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Имя Ленина, как исторической личности, воплощение ленинизма в практике большевизма – одна из острых тем отечественной истории. Известно, что Маркс утверждал, что социалистическая революция возможна лишь в промышленно развитой стране с многочисленным рабочим классом. Россияпока оставалась преимущественно крестьянской страной. Однако В.И. Ленин по-своему разрешил эту дилемму. Он выдвинул предположение о том, что социализм может быть осуществлен в России, невзираяна малочисленность рабочего класса. Его модель марксизма строилась на идее союза рабочего класса со всем крестьянством в буржуазно-демократической, а с беднейшим крестьянством - в социалистической революции. Но, тем не менее, стратегический расчет Ленина был ориентирован на зрелость западного пролетариата, единение русской революции с мировой. Можно сказать, что в ленинской идеологии, принципах строения партии смыкались традиции немецкой социал-демократии, взглядов вождей русских революционных демократов и организационного единения народовольцев.
2 вопрос