Реформы государственного управления.

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения.

Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года.

Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артерии войны».

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом, Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю.

С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный вобер-секретаря.

С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат.

В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений.

Были введены:

· Коллегия чужестранных (иностранных) дел — заменила Посольский приказ, то есть ведала внешней политикой.

· Военная коллегия(Воинская)— комплектование,вооружение,снаряжениеиобучениесухопутной армии.

· Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.

· Вотчинная коллегия— заменила Поместный приказ, то есть ведала дворянскимземлевладением(рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в1721 году.

· Камер-коллегия — сбор доходов государства.

· Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,

· Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.

· Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.

· Берг-коллегия— горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).

· Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).

· Юстиц-коллегия— ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.

· Духовная коллегияилиСвятейший Правительствующий синод — управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха. Основан(а) в1721 году. Всоставэтой коллегии/Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку ихназначениеосуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, чтороссийский императорстал фактическим главой Русской православной церкви.ДействияСинодаот имени высшей светской власти контролировалобер-прокурор— гражданскийчиновник, назначаемый царём.

· Особым указом Пётр I(Петр I) приказалсвященникамнести просвещенческуюмиссиюсреди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у нихпочтениек царю и церкви.

· Малороссийская коллегия — осуществляла контрольза действиягетмана, которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в1722 годугетманаИ. И. Скоропадскогоновыевыборыгетманабыли запрещены, агетманвпервые был назначен царскимуказом. Коллегия возглавлялась царским офицером.

· С 28 февраля1720 годаГенеральный регламентввёл единую для всей странысистему делопроизводствав государственномаппарате. Согласнорегламентуколлегиясостояла из президента, 4-5советникови 4асессоров.

· Центральное место в системе управления занимала тайная полиция:Преображенский приказ(ведал делами о государственных преступлениях) иТайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора.

· Кроме того действовалиСоляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

· «Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.

· На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.

· Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уезднаяадминистрация.

2 вопрос

Наши рекомендации