Евразийская теория Л.Н. Гумилева.
Славянские племена: расселение, быт, хозяйство, традиции и обычаи.
В Восточной Европе славяне встретились с обитавшими там финно-угорскими племенами и равномерно расселились среди них. Плотность населения была низка и земля была слабо заселена, поэтому расселение происходило мирно. Со временем финно-угры (коми, марийцы, мордва) были ассимилированы славянами как носителями более высокой культуры.
Славяне расселились по всей Восточно-Европейской равнине: в Среднем Поднепровье – поляне, к северу от них (на левом берегу Днепра) – северяне, к северо-западу – древляне.
На р. Припять – дреговичи («дрягва» - болото)
На реках Сож и Сейм – радимичи.
В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины – кривичи.
На Ильмень-озере и р. Волхов – ильменские словене.
В междуречье Оки и Волги – вятичи.
В междуречье Днестра и Дуная – тиверцы.
В бассейне р. Западный Буг – бужане и волыняне.
В низовьях Днепра и Южного Буга – угличи.
Главным занятием древних славян было подсечно-огневое земледелие и переложное земледелие.
Животноводство имело подсобное значение. Скотоводами они не были, т.к. не кочевали за стадами и не перегоняли их с пастбища на пастбище. Важную роль играла охота на пушных зверей – куницу, белку, соболя. Занимались бортничеством – собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности (в основном в Византии).
Основной торговый путь – из Варяг в Греки: Балтийское море – р. Нева - о. Ладожское – р. Волхов – о. Ильмень – р. Ловать – волоки до притоков Днепра – р. Днепр – Черное море.
В XII-IX вв. происходила смена родовой общины на соседскую. Выделялась родоплеменная знать – князья и старейшины. Они окружали себя дружинниками, способных принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом славянское племя подходило к развитию государственности.
6.Образование Древнерусского государства. Предпосылки, движущая сила и этапы. Норманская теория.
К 7-8 вв начинается тенденция объединения территорий, где проживали славяне, а именно: племена начали объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, которая начинает выполнять административные функции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять судебные функции.
Причины оформления государственности у восточных славян:
§ усложнение экономической жизни
§ отделение ремесла от с/х
§ выделение военного сословия
§ появление экономического неравенства
Первыми киевскими князьями были варяги. В 60-е годы 9 века на княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новгорода и Киева ознаменовал факт образования единого восточнославянского государства.
Предпосылки создания гос-ва на Руси к 9 веку:
§ Образование крупных союзов племён.
§ Выделение сильной знати
§ Необходимость охраны территории от внешних набегов
Согласно «повести временных лет» в 862г. Рюрик был призван на княжение.
Концепции возникновения русской государственности:
1. Норманская теория.
Создатели теории: (нем. ученые на рус. службе) Байер, Миллер, Шлёцер.
Государственность на Русь принесли варяги, приглашенные в 862г. на княжение в Новгород. Варяжская династия Рюриковичей объединила северную и южную Русь, создала систему сбора дани, управления и судопроизводства на огромной территории.
Роль варяжского элемента в формировании рус. государственности:
1. Варяги способствовали объединению сев. и южн. Руси.
2. Варяги дали новую правящую династию Рюриковичей (862-1598г.г.)
3. Предположительно название Русь происходит от варяжского племени Руси, к которому принадлежал Рюрик.
Возвышение Киевской Руси
Лучшие годы Киевской Руси пришлись на времена правления князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого.
При правлении Владимира I, впоследствии прозванного Великим, были объединены все восточнославянские города и земли. Государственный аппарат был укреплен, однако при Владимире зародилась будущая разобщенность государства – важные центры были отданы на княжение сыновьям князя и полководцам. Однако при правлении Владимира государство стало мощным, оно было прекрасно защищено от набегов кочевых племен (преимущественно печенегов). Главным достижением Владимира считается введение Христианства в качестве государственной религии.
Правление Ярослава, прозванного Мудрым, продлилось с 1019 до 1054 года. В этот период государство достигло наивысшего своего расцвета. Киев при его правлении стал одним из самых крупных европейских городов. Найденные записи указывают, что в городе было выстроено до 4 сотен церквей и 8 крупных рынков. Также в городе были выстроены Золотые ворота, а также величественный храм София Киевская, скопированный с византийской Айя-София.
Описывая расцвет Киевской Руси кратко, следует добавить, что в это время это государство стало значимой силой на международной политической арене Европы. Ярослав женился на шведской принцессе, и наладил связь с ведущими европейскими государствами.
ПРЕДПОСЫЛКИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА.
Социально-экономические:
1. Развитие феодального землевладения.
2.Стремление бояр приобретать вотчины за пределами своих княжеств.
Духовные:
1.Наличие общей официальной религии – православия – во всех русских землях.
2.Осознание необходимости духовного и культурного единства Руси.
Политические:
1.Укрепление на Руси власти и лидерства московских князей.
2.Необходимость освобождения от ордынского ига, стремление к самостоятельности.
Представители русской политической мысли настойчиво проводили идею единства всех русских земель как основы государственного существования Руси. Росло недовольство населения, вспыхивали восстания против золотоордынского гнета и феодальной эксплуатации. Объединение русских земель становится общенародным стремлением. Но главной причиной централизации русских государств явился общий подъем производительных сил. Постепенно созрели условия для дальнейшего развития феодальной экономики. Ее основу составляли сельское хозяйство и ремесло. Происходит увеличение посевных площадей, внедрение паровой зерновой системы земледелия.
Политическое объединения русских земель требовало усиления экономических связей, территориальная разобщенность и раздоры между князьями существенно тормозили эту сферу экономики. Происходит процесс обмена в виде торговли между городом и деревней. В этот период усиливается эксплуатация крестьян, что приводит к обострению классовой борьбы. Усилилось стремление феодалов юридически закрепить, т. е. закрепостить крестьян за своими вотчинами. Угроза нападения извне ускорила процесс централизации Русского государства.
15. Законодательное оформление основ централизованного Русского государства. Процесс формирования общегосударственной символики (XIV–XVI вв.).
Основу права централизованного государства составило княжеское законодательство, его совместные с Боярской думой приговоры, жалованные, указные, духовные грамоты великих князей. Перечисленные акты были использованы при составлении первого общерусского кодекса – Судебника 1497 года. Он внёс единообразие в судебную практику Российского государства. Судебник имел и другую цель – закрепить новые общественные порядки, в частности постепенное выдвижение мелких и средних феодалов – дворян и детей боярских. Он внёс новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков, а главное, положил начало всеобщему закрепощению, введя повсеместно, так называемый Юрьев день.
До Судебника 1497 года на территории Московского государства в качестве основного законодательного акта действовала Русская правда. Однако развитие феодальных отношений и образование централизованного государства требовали создания нового законодательного акта, а именно Судебника 1497 года, источниками которого явились Русская Правда, Псковская судная грамота, текущее законодательство московских князей. Но он не просто обобщил накопившийся правовой материал. Больше половины статей были написаны заново, а старые нормы часто сильно переработаны.
Судебник не целиком заменил предшествовавшее законодательство. В нём содержались главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права, а некоторые вопросы раскрывались менее полно, чем в Русской Правде. Это относится к гражданскому и особенно к обязательному праву.
16. Государственное устройство Русского государства. Формы управления и самоуправления. Приказы (XIV–XVI вв.).
Местное управление в Русском государстве 14 и 16 вв. находилось у наместников и волостелей. Наместники правили городами и «подгородними станами», волостели управляли волостями. Их подчиненные органы — тиуны, доводчики, праветчики, недельщики — являлись их слугами (но не государственными чиновниками). Должности областных управителей назывались «кормлениями», а они сами — «кормленщиками». «Управитель кормился за счет управляемых областей в буквальном смысле этого слова. Содержание его состояло из кормов и пошлин. Кормы вносились целыми обществами в определенные сроки, пошлинами отдельные лица оплачивали правительственные акты, в которых они нуждались».
Чтобы оградить население от произвола и злоупотреблений «кормленщиков», правительство устанавливала норму кормлений. В уставных и жалованных грамотах, которые давались самим кормленщикам. Позднее натуральные кормы (хлеб, масло, мясо, птица и т. д.) были переложены на деньги, а сбор кормов с населения был поручен выборным от обществ (старостам, сотским и др.).
В XVI в. произошла замена суда кормленщиков судом выборных земских властей. Сначала из рук наместников и волостелей изъяли суд по тяжелым уголовным преступлениям и передали избираемым местным обществам «губных старост» и их помощников «губных целовальников».
Губные старосты избирались из дворян и детей боярских всеми классами населения, включая крестьян; губные целовальники избирались из среды тяглых (посадских и сельских) людей. При Иване IV отменили кормления, заменив наместников и волостелей выборными земскими властями, «излюбленными» старостами и земскими судьями, которым поручался суд по всем делам (уголовным и гражданским) и все местное
управление вообще. Вместо кормов и пошлин посадские и волостные люди должны были платить денежный «оброк» в царскую казну.
Органами центрального управления в Московском государстве были приказы.
Одни приказы ведали на всей территории, другие, наоборот, ведали только в отдельных областях, третьи управляли отдельными отраслями, четвертые ведали небольшими отдельными предприятиями (как приказы Аптекарский и Книгопечатный). Было около 15 приказов по военному управлению, не менее 10 по государственному хозяйству, около 13 по дворцовому ведомству и 12 приказов «в сфере внутреннего благоустройства и благочиния».
Важнейшими приказами общегосударственного значения были следующие:
- Посольский приказ, ведавший внешние сношения;
-Поместный приказ, ведавший служилое землевладение;
-Разрядный приказ, или Разряд, заведовавший военным делом и назначением командного состава;
-Холопий приказ ведал регистрацией холопов;
- Разбойный приказ (с подчиненными ему губными старостами на местах) ведал важнейшие уголовные дела по всему государству;
-приказы Большой казны и Большого прихода ведали государственное хозяйство и финансы;
-важнейшими территориальными приказами были Малороссийский, Сибирский, а также дво́рцы Казанский, Новгородский, Тверской.
Начальниками, или «судьями», главнейших приказов были обычно бояре и «думные люди», с ними в приказах сидели дьяки (секретари) и подьячие (писцы). Второстепенными приказами управляли дворяне с дьяками или одни дьяки.
17. Причины и последствия территориальных приращений Русского государства во второй половине XVI в.
К концу XVI в. территория России увеличилась почти вдвое. В нее вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Башкирия. Шло освоение плодородных земель на южной окраине страны - Диком поле. Были предприняты попытки выхода к Балтийскому морю.
Основные задачи внешней политики России в XVI в.: на западе - борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге - защита страны от набегов крымского хана. В 1552 г. было взято Казанское ханство. В 1556 г. Иван Грозный завоевал Астраханское ханство. С этого периода все Поволжье являлось территорией России. Свободный Волжский торговый путь значительно улучшил условия торговли с Востоком.
В середине XVI в. в состав России вошли Башкирия, Чувашия, Кабарда. В 1598 г. Западная Сибирь была присоединена к Российскому государству (ее столицей стал Тобольск). На присоединенных территориях утвердились общероссийские законы. Началось освоение Сибири русскими промышленниками, крестьянами и ремесленниками.
Внешнеполитические действия России на Западе - борьба за выход к Балтийскому морю, за прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом. В 1558 г . русские войска двинулись на Запад, началась Ливонская война, продолжавшаяся до 1583 г . Ливонская война завершилась поражением. Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, кроме Полоцка. За Швецией оставалось освоенное побережье Балтики, города Корела, Ям, Нарва, Копорье. Неудача Ливонской войны в конечном счете явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Разорение страны годы опричнины лишь усугубило дело.
18. Историко-политическое значение образования централизованного Русского государства (XIV–XVI вв.).
В период правления Ивана III и его сына Василия III в истории Русского государства продолжается процесс собирания русских земель в единое государство. Этот процесс завершился при Василии III. Центром единого государства стала Москва.
Внешнеполитические последствия:
1. Московское княжество превратилось в национальное великорусское государство, в котором под единой властью объединилась великорусская народность.
2. Положительные изменения в геополитике Московского княжества. Если в период раздробленности оно было окружено другими русскими княжествами, то после объединения выходит к границам иностранных государств. Следовательно:
3. Московское гос-во выступает как суверенное на более широкой сцене, появляются дипломатические отношения с западноевропейскими государствами - Польшей, Литвой, Швецией, Тевтонским и Ливонским орденами, германским императором и др.
4. Собирание земель изменило общественное сознание московских князей. Их эгоистичной работе оно придавало характер народного дела и патриотического подвига. Главной была мысль о государственном единстве.
Внутренние последствия:
5. Ликвидация сепаратизма удельных княжеств и князей, который так ослаблял Русь в период раздробленности..
6. Избавление от татаро-монгольского ига.
7. Создание единой системы управления и законодательства, принятые Судебником Ивана III в 1497 г.
9. Сложение благоприятных условий для экономического роста, для более интенсивного развития торговли, ремёсел.
10. Формирование единой идеологии (Москва – третий Рим), становление Москвы единственным центром православия.
19. Бунташный век: причины и последствия (XIV-XVI вв.)
Бунташный XVII век - Время правления царя Алексея Михайловича. В этот период произошло огромное количество различных восстаний и бунтов, которые были вызваны усилением налогового гнёта и ужесточением государственной политики.
Причины:
1. складывание посадского тяглого сословия (горожане заговорили о своих интересах во весь голос);
2. усиление централизации и крепостничества, злоупотреблений власти;
3. непосильность налогового бремени (строительство государства при скудности природных богатств, суровом климате, бедности и относительной малочисленности населения, низких урожаях и частых стихийных бедствиях).
4. правительство иногда пускалось на откровенные финансовые авантюры (пример – замена серебряной монеты медной при той же стоимости);
5. 1613—1633 гг. – 7 раз собирались чрезвычайные налоги (государству требовались средства для содержания армии и возвращения утраченных земель);
6. правительство стремилось включить в состав тяглого населения все новые категории жителей.
1648г. – московское восстание (соляной бунт); действия восставших были направлены против всей правительственной верхушки, соединились устремления различных социальных сил и слоев жителей Москвы и провинции. Причины: рост «соляного налога», злоупотребления и алчность московской администрации.
1650г. – восстание в Пскове и Новгороде, толчком к нему послужила попытка правительства рассчитаться со Швецией за перебежчиков из областей, захваченных ею у России, хлебом, скупленным на псковском рынке→резкий подъем цены на хлеб. Социальной базой движения в обоих случаях были рядовые, «молодшие», посадские люди и приборные чины.
25 июля 1662г. – восстание в Москве (медный бунт); неумеренный выпуск медных денег, а также появление «воровских» медных монет привели к их обесцениванию→рост цен и голода.
1666г. – восстание донского казака Василия Уса.
Конец 60х-начало 70х – «бунт Стеньки Разина»; действия восставших считали антигосударственными, объясняя их причину столкновением удельно-вечевого и единодержавного укладов русской жизни.
Главное значение – в ограничении эксплуатации, злоупотреблений властей.
Итоги бунташного века
Неправильное управление страной и игнорирование воли и желаний народа. Итогом бунташного века стала безрезультатность. Несмотря на все восстания и противостояния, голос селян не был услышан, продолжались обложения налогами и игнорирование людей. Злоупотребление властью только расширялось и усилилось, все жаждали расширения полномочий, никто не соблюдал закон, который им не угоден.
Основные этапы революции.
Первый этап (1905): события развивались по нарастающей.
Ключевые даты этого этапа
9 января— Кровавое воскресенье. Расстрел мирной демонстрации рабочих в Петербурге послужил поводом к началу революции.
Февраль— март— массовые демонстрации и забастовки во всех регионах страны.
Май— июнь— стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Начало создания Советов рабочих депутатов как альтернативных органов власти.
14—24 июня — восстание на броненосце «Потемкин». Причина — злоупотребления офицеров. Показало правительству, что на вооруженные силы в полной мере рассчитывать нельзя, и вызвало первые уступки с его стороны.
Август — проект закона о Булыгинской думе (по фамилии министра внутренних дел А. Г. Булыгина — главного разработчика этого проекта.) — попытка создания законосовещательной Думы. Это была явно запоздалая уступка, которая не удовлетворила ни одну общественную силу, кроме монархистов.
7—17 октября — Всероссийская октябрьская стачка, кульминация революции. Участвовало более 2 млн человек. Парализовала экономическую жизнь, вынудила правительство пойти на серьезные уступки.
17 октября !!! — манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Дарованы демократические права и свободы, объявлено о проведении выборов в законодательный парламент — Государственную думу и о создании Совета министров (первый председатель — С. Ю. Витте, он же — инициатор издания Манифеста 17 октября и избирательного закона).
26—27 октября — восстание матросов в Кронштадте. Подавлено.
11—15 ноября — восстание моряков Черноморского флота, солдат Севастопольского гарнизона и рабочих порта и Морского завода под руководством лейтенанта П. П. Шмидта. Подавлено.
9—19 декабря — Московское вооруженное восстание. В ходе боев на Пресне большевики попытались поднять всеобщее вооруженное восстание. Окончилось неудачей.
Второй этап (1906 — 3 июня 1907 г.) характеризуется спадом вооруженной борьбы, переходом ее в русло парламентской борьбы в I и II Государственной думе. Все это происходило на фоне активизации крестьянских выступлений и ответных карательных акций правительства, политической борьбы различных партий.
Ключевые даты этого этапа
Март — апрель 1906г. — проведение выборов в I Государственную думу.
23 апреля 1906г. — издание новой редакции Основных законов Российской империи: Россия юридически перестала быть абсолютной монархией.
27 апреля — 8 июля 1906 г.— I Государственная дума. Основным вопросом в Думе стал аграрный: «проект 42-х» кадетов и «проект 104-х» трудовиков. Дума досрочно распущена по обвинению в негативном влиянии на общество.
20 февраля — 2 июня 1907 г. —II Государственная дума. По составу оказалась радикальнее предыдущей: первое место у трудовиков, второе — у кадетов. Основной вопрос — аграрный.
3 июня 1907 г.— государственный переворот: роспуск II Думы. Николай II своим указом изменил избирательный закон без санкции Думы, что являлось нарушением Основных законов1906 г. Это событием стало окончанием революции.
Итоги революции:
- главный итог — изменение формы правления в России. Она стала конституционной (ограниченной) монархией;
- правительство было вынуждено приступить к проведению аграрной реформы и отменить выкупные платежи;
- несколько улучшилось положение рабочих (повышение заработной платы, сокращение рабочего дня до 9—10 часов, введение пособий по болезни, но, правда, не на всех предприятиях).
36. Царский манифест от 17 октября 1905г.: попытки демократизации общественной жизни и создания представительной системы власти в стране. Государственная дума.
Манифест 17 октября 1905 года был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II . Граждане России впервые в истории страны обрели основные демократические свободы. В нем декларировалось высочайшее повеление:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.
С другой стороны, свободы, обещанные Манифестом 17 октября 1905 г., в условиях революции оказались пустым звуком. Свобода слова была минимизирована Законом от 13 февраля 1906 г., согласно которому любое лицо могло быть подвергнуто преследованию за "антиправительственную пропаганду". Свобода забастовок была резко сужена Законом от 2 декабря 1905 г., запрещающим бастовать государственным служащим и рабочим предприятий, имеющих жизненно важное для экономики страны значение.
Государственная Дума просуществовала около 12 лет, всего было 4 созыва. Дума избиралась на пять лет. Выборы в Первую Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г. Выборы не были всеобщими, равными и прямыми: исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств; Председателем был избран кадет С. А. Муромцев. За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта — об отмене смертной казни и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая. Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности», 8 июля распустило Думу. Первая Дума просуществовала всего 72 дня.
Выборы во Вторую Государственную Думу проходили в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. Председателем думы был избран один из лидеров кадетов Федор Александрович Головин. Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «военной организацией РСДРП», которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что «никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой».
Третья Государственная Дума продолжала свою работу с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 год. За пять лет существования Третья Государственная дума приняла ряд важных законопроектов в области народного просвещения, укрепления армии, местного самоуправления. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.
Четвертая Государственная Дума созыва начала свою работу 15 ноября 1912 года и продолжала её до 25 февраля 1917. Председателем всё это время был октябрист М.В. Родзянко. Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.
3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.
Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала. Новая Государственная Дума возобновила свою работу только в 1993 г.
37. Столыпинская модернизация России. Основные формы преобразования аграрного сектора страны. Национальный вопрос.
Программа преобразований Столыпина, опубликованная 24 августа 1906 г., включала систему чрезвычайных мер, направленных на стабилизацию положения в стране, и аграрные преобразования.
Идея Столыпина, высказанная им в разгар революционного движения, заключавшаяся в том, что сначала стране необходимо успокоение, а уж затем – реформы, легла в основу программы правительства.
Начатая в 1906 г. аграрная реформа Столыпина предусматривала:
-устранение множества сословных и правовых ограничений, которые мешали развитию хозяйственной деятельности крестьянства;
-постепенное введение частной собственности крестьян на земельные наделы;
-увеличение эффективности крестьянского труда;
-реформа поощряла покупку крестьянами земель, в том числе и помещичьих;
-реформа предусматривала и поддержку деятельности крестьянских товариществ и кооперативных хозяйств.
Итогом аграрной реформы П. А. Столыпина стало увеличение площадей посевных земель, рост экспорта зерна. Так же, эта реформа привела к окончательному уходу от феодальных пережитков, увеличению производительных сил в деревнях. В соответствии со статистическими данными, из общин вышли до 35% крестьян, 10% из них организовали хуторские хозяйства.
Учитывала земельная реформа Столыпина и проблему перенаселенности центральных районов России. Предполагалось разрешить проблему недостатка земель при помощи переселения части крестьян в другие районы, например, за Урал. Правительство выделяло немалые суммы для обустройства поселенцев. Однако, результаты этой, безусловно прогрессивной для России того времени реформы были недостаточны для коренного изменения ситуации.
Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.
Безусловно, реформа стала значительным шагом в развитии России по капиталистическому пути. Реформа резко изменила структуру общества. Процесс дифференциации в деревне привел к наплыву в город чернорабочих, что способствовало снижению заработной платы у всех рабочих, а значит, к ухудшению их положения и росту революционности. Таким образом, реформа не смогла снять остроту земельного вопроса и создать слой зажиточных крестьян. Стремление П.А Столыпина приспособить феодальную форму правления к развивающимся буржуазным отношениям подвергалось все большим нападкам слева и справа. Правым был нужен Столыпин - «успокоитель», в Столыпине-реформаторе они не нуждались. Поэтому часть его законопроектов, прошедших через Думу, отклонялась Государственным Советом.
38. Общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в России в годы Первой Мировой войны 1914-1917.
Участие России в Первой мировой войне было обусловлено обострением российско-германских противоречий, вызванных образованием Тройственного союза и Антанты. Убийство в столице Боснии и Герцеговины городе Сараеве наследника австро-венгерского престола стало поводом для начала военных действий. 26 октября 1917 г. 2-й Всероссийский съезд Советов принял Декрет о мире, в котором всем воюющим сторонам предлагалось начать переговоры о мире. 14 ноября Германия ответила согласием на проведение переговоров, которые начались 20 ноября 1917 г. в Брест-Литовске.
Военные действия 1917 г. происходили в условиях явно назревшего политического кризиса в стране.В России произошла Февральская буржуазно-демократическая революция, в результате которой пришедшее на смену самодержавию Временное правительство оказалось заложником прежних обязательств царизма. Курс на продолжение войны до победного конца привел к обострению ситуации в стране и к приходу к власти большевиков.
Кризис “верхов” был налицо: невозможность справиться с ситуацией, рост коррупции и произвола чиновников, заговор и убийство Григория Распутина и т. д. События нарастали стремительно. В январе усилилось забастовочное движение. Начавшаяся 18 февраля забастовка рабочих Путиловского завода 25 февраля переросла во всеобщую. Наряду с экономическими стали выдвигаться политические лозунги. 25—26 февраля произошли кровавые столкновения с войсками, началось вооруженное восстание.
Государственная дума была распущена (указ от 26 февраля). 27 февраля столица оказалась во власти восставших, деятельность органов власти оказалась парализована. Был создан Временный Исполком Петроградского Совета рабочих депутатов (Н. С. Чхеидзе, М. И. Скобелев, А. Ф. Керенский) и одновременно сформирован Временный комитет членов Государственной думы, а затем и Временное правительство во главе с Г. Е. Львовым.
В стране сложилось двоевластие. Были обнародованы программы обоих органов власти, провозглашавшие ряд демократических прав и свобод. Приказ № 1 по Петроградскому гарнизону содержал положения о демократизации армии. Николай II отрекся от престола. Однозначно определить характер февральской революции нельзя. В ней одновременно действовал ряд потоков: пролетарский, крестьянский, национально-освободительный, антивоенный (в армии). В ходе революции решались антифеодальные, антикапиталистические, общедемократические и узкоклассовые задачи.
Важнейший итог событий февраля 1917 г. — свержение под давлением левых сил самодержавной власти, появление возможности демократического развития страны.
39. Крах российского самодержавия и приход к власти буржуазии. Деятельность Временного правительства.
Военные действия 1917 г. происходили в условиях явно назревшего политического кризиса в стране. В России произошла Февральская буржуазно-демократическая революция, в результате которой пришедшее на смену самодержавию Временное правительство оказалось заложником прежних обязательств царизма. Курс на продолжение войны до победного конца привел к обострению ситуации в стране и к приходу к власти большевиков.
Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.2 марта 1917 года. Временный комитет членов Гос. Думы во главе с М.В.Родзянко объявил о создании временного правительства. Возглавил правительство близкий к кадетам князь Г.Е. Львов.
Внутренняя политика. Социально-политический курс - на «классовый мир» в стране. В декларации правительства от 3 марта и его обращении к народу от 6 марта была оглашена программа: политическая амнистия, отмена смертной казни, ликвидация сословного строя и национальных ограничений. Запрет арестов без суда. Ведение войны до победного конца.
Изменение системы гос.власти: распущен Гос.Совет и Гос.Дума. Законодательные акты принимались непосредственными распоряжениями правительства. Уничтожен царский репрессивный аппарат: полиция, цензура. Для охраны общественного порядка- создание милиции (17 апреля) и Чрезвычайная комиссия.
Реформа местного самоуправления: на всю Россию распространены сеть земств.15 апр.1917 было принято «Положение о выборах в новые органы местного самоуправления» - провозглашалось всеобщее и равное избир.право, даже для женщин и представителей всех национальностей. Июнь, 1917 – реформа местного самоуправления – новые органы местной власти – комитеты общественной безопасности.
Аграрная политика: отложили решение до Учр.собрания; национализация бывших царских земель; создание земельных комитетов; в начале мая прошла 1 сессия Главного Земельного комитета, которому было поручено готовить аграрную реформу. Крестьянство же на общинных сходах создавало собственные комитеты, которые присваивали необрабатываемые земли, захватывали инвентарь.
Решение рабочего вопроса: 12 апреля – свобода профессиональных объединений; вводится рабочий контроль на предприятиях; разрешены забастовки; но 8-часовой трудовой день не закреплен законодательно.
Национальная политика: закон от 20 марта отменяет национальные ограничения; отстаиваю идею единой и неделимой России, но пришлось дать большую автономию Финляндии и Польше.
Экономика: 25 марта, 1917 – закон о хлебной монополии (весь остаточный хлеб скупался по твердым ценам).
Попытка нейтрализовать Приказ №1 – Приказ №2 Гучкова– вольности разрешены только в свободное время. ВП пользовалось поддержкой полит.элиты, интеллигенции, но не было достаточной опоры на местах.
Внешняя политика- Выполнение союзнических обязательств – участие в войне против германского блока вместе со странами Антанты;Поиски путей и условий заключения мира.
Через 2 дня после создания ВП министр иностранных дел Милюков подтвердил, что Россия продолжит войну в рядах Антанты и будет платить по долгам царского правительства.
Национальная политика - Сложным оказался вопрос о правах народов-поляков, украинцев,финнов. В национально-государственном вопросе ВП исходило из идеи "единой и неделимой России". Но вскоре Украина и Финляндия, и крупные национальные окраины стали заявлять о своем праве на автономию.
ВП взяло курс постепенных реформ, эволюционное развитие страны, без форсирования событий.
40. Октябрьская революция 1917 г. Установление С