Охарактеризуйте причины падения Огузского государства.
В середине VIIIв. племена огузов под давлением карлуков покинули берега Иссык–Куля и откочевали в предгорья Каратау, где вступили в борьбу за обладание низовьями Сырдарьи и Приаралья. К середине IXв. сложилось Огузское государство, контролировавшее территорию от гор Каратау на востоке до реки Урал на западе, от Северного Приаралья на севере до реки Узбой на юге. Политическим центром стал город Янгикент на реке Сырдарья. Огузы делились на 24 племени. Во главе Огузского государства стоял джабгу, опиравшейся на государственный аппарат. Постоянные войны привели к ослаблению Огузского государства и поражению в борьбе с кыпчаками в середине XIв. В результате этого поражения произошла массовая откочевка огузов с берегов Сырдарьи в долину Мургаба и в Закавказье. В середине ХІ века в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кипчакской державы. Части их ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, а часть под власть караханидов.
Заполните схему «Последствия коллективизации сельского хозяйства в Казахстане».
В 1930-1932 годах в Казахстане разразился голод, потери от которого составили 40% населения республики. За годы коллективизации из пределов республики мигрировали свыше 1 млн казахов, из них 616 тыс. безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в Казахстан.
В 1931-1933 годах из 6,2 млн жителей республики погибли от голода около 2,1 млн, из них потери некоренного населения составили 400 тысяч. Численность казахского населения после коллективизации была восстановлена спустя почти 40 лет-в 1969 году. Казахский голодомор 1931-1933 годов получил в народе название «ашаршылык». Голод 1930-1932 годов в Казахстане вошел в историю как годы «великого джута», как величайшая трагедия казахского народа. Огромные потери при проведении коллективизации понесло животноводство. С 1928 по 1932 год численность крупного рогатого скота сократилась с 6 млн 509 тысяч до 965 тысяч; овец - с 18 млн 566 тысяч до 1 млн 386 тысяч; лошадей - с 3 млн 616 тысяч до 416; верблюдов - с 1 млн 42 тысяч до 63 тысячи.
В июле 1932 года группа деятелей республики: Г. Мусрепов, М. Гатауллин, М. Давлетгалиев, Е. Алтынбеков, К. Куанышев написали лично Ф. Голощекину о голоде, причинах катастрофы («Письмо пяти»).В марте 1933 года о голоде в казахской Степи в письме И.В.Сталину сообщал Т. Рыскулов. О голоде и эпидемиях в Актюбинской области, Тургайском и Балхашском районах в 1932 году имеются данные в докладе московского отряда «Красного креста». Крупным очагом народного недовольства в Восточном Казахстане стал Семипалатинский округ. Огромный резонанс по всему Казахстану имело Батпаккаринское восстание в Тургайской области, начавшееся 1 ноября 1929 года. Оно было квалифицировано Казкрайкомом как проявление бандитско-басмаческого движения.
Упорством и умелой организацией отличалось восстание в Сузакском районе, начавшееся 2 февраля 1930 года. Восставшие заняли районный центр Сузак, убили руководителей района. В ходе насильственной коллективизации в Казахстане имели место 372 массовых волнения и восстания.
Билет № 19
• Религиозная политика самодержавия в Казахстане в XIX-XX веках.
В своей колониальной политике царская администрация большое внимание уделяла христианизации кочевого и полукочевого казахского населения. В она видела один из путей, способных сделать из номадов настоящих верноподданных Российской империи. К началу XIX века социально-политическая ситуация в казахских жузах начала меняться, И для царского правительства сложились самые благоприятные условия для осуществления новой политики - христианизации казахов. Начало активизации царских властей по христианизации казахов относится к 1808 году когда в приграничных с Россией районах начался голод. Власти начали активно скупать казахских детей с последующим переходом их в православие. Как сообщает известный российский исследователь XIX века А. Добросмыслов, «...киргизских детей покупали чиновники, помещики, казаки, офицеры, купцы и даже были случаи приобретения их священниками». Некоторая активизация перехода казахов в православие происходила в 50-60-е годы XIX века. Она была связана с началом жестких запретов властей на перекочевку казахов во внутренние губернии России. Казахи-жатаки в поисках работы устремлялись в Тобольской и Томской губерний. Одним из способов «законного» проникновении казахов на территорию сопредельных внутренних российских губерний было вынужденное принятие им христианство. В этом случае они не платили паспортных сборов. Новокрещенные получали и существенные денежные ссуды. Все казахи, принявшие христианство, представляли, как правило, социальные низы казахского общества. Об этом, кстати, свидетельствуют, например, данные за 20 февраля 1868 года Совета общего областного Управления сибирскими киргизами: «...известно, что все принявшие до сих пор православную веру киргизы (казахи - авт.) принадлежат к числу бедняков, кочующих вблизи линии... Поэтому не подлежит сомнению, что движимою силою в перемене религии было не убеждение в несостоятельности исповедуемой религии, а по преимуществу какие-либо материальные расчеты...». стественно, ждать от них добросовестного соблюдения христианской религии не приходилось. Об этом свидетельствуют записки миссионера Филарета Синьковского: «...после же крещения при наблюдении за жизнью новокрещенного, приходится видеть в нем крайнее равнодушие к воспринятой им вере и вследствие этого неохоту в усвоении ее». Как правило, крещеные казахи оставаться в своих обществах не могли. Лица, принявшие христианство, жестоко преследовались и даже убивались. В 1869 году по инициативе бывшего старшего султана Кунанбая Оскенбайулы состоялся съезд казахских биев на территории Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Здесь казахская знать приняла решение предпринимать все возможные меры по противодействию деятельности христианских миссионеров. В частности, было рекомендовано объявить крещеных казахов вне защиты казахского обычного права. За грабеж, убийство лиц, изменивших своей вере, ответственность никто не нес. Христианизация степных казахов получает некоторый импульс с 1881 года, когда была открыта Киргизская миссия. Она была создана на основе Алтайской духовной миссии. Последняя занималась христианизацией калмыков Бийского округа Томской губернии. К тому же существовал обратный отток в ислам. Поэтому не случайно, что материалы Всероссийской переписи населения 1897 года показали на территории Казахстана наличие всего 660 неофитов. Параллельно с насаждением христианства царизм проводил политику ослабления ислама. Царское правительство считало ислам препятствием на пути распространения христианства. Казахам запрещали учиться в странах Востока, например, в Турции. В 1867 – 1868 гг. религиозные дела казахов были подчинены министру внутренних дел. Деятельность христианских миссионеров и ограничение позиций ислама вызывали протесты казахского населения. В 1889 г. казахи Кокчетавского уезда Акмолинской области обратились к царю с просьбой о назначении у казахов своего муфтия (лицо высшего мусульманского духовенства), но получили категоричный отказ. В 1903 г. в городах Кокчетаве, Петропавловске, Акмоле, Павлодаре, Семипалатинске были созданы подпольные религиозные организации. Движение возглавили муллы Науан Хазрет (Наурызбай Таласов), Мухамеджан Бекишев, Шаймерден Косшегулов и Смагул Балжанов. Они обращались с письмами о поддержке к влиятельным лицам в Степи – Саудакасу Шорманову из павлодарского уезда, Абаю Кунанбаеву из Семипалатинской области. В 1907 г. в Омске при степном генерал-губернаторе было созвано совещание, где обсуждались и актуальные проблемы духовной жизни казахского общества.
• Охарактеризуйте деятельность Коммунистической партии Казахстана в годы «застоя».
Весной 1979 года ЦК КПСС принял решение о создании в Казахстане немецкой автономии. По свидетельству руководителя республики Д. Кунаева это предложение было выдвинуто Председателем КГБ СССР Ю. Андроповым. Центр будущей немецкой автономии было намечено расположить в городе Ерейментау Акмолинской области.
В состав немецкой автономии должны были войти несколько районов Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской и Кокчетавской областей. Руководителем немецкой автономии был назначен первый заместитель Д. Кунаева А. Коркин.Большую роль в отмене решения о создании немецкой автономии в республике сыграли казахская молодежь и интеллигенция, когда в ходе демонстрации в июне 1979 года в Целинограде открыто подвергли сомнению эффективность экономической и национальной политики государства.