Семейно – клановые связи и роль государства.
Китайское общество на протяжении изучаемого периода истории представляло собой ярко выраженную иерархическую структуру с монархической, централизованной формой правления, преобладанием аристократических начал в социальной и политической жизни и весьма дробным сословным делением, отражавшим различную степень относительной личной свободы или зависимости. Как и в древности, для Китая в изучаемый период истории было характерно разделение населения на чиновников и всех остальных. Верховным собственником земли по-прежнему являлось государство с неограниченными возможностями вмешательства в институт частной собственности. Обеспечение благополучия народа было неразрывно связано с грубым вмешательством в систему общественных отношений.
Китайская цивилизация демонстрировала высокие достижения в области социального законодательства. Правовая защита старости и детства, укрепление института семьи развивается в систематизированных нормативно-правовых актах - кодексах.
Первоначальный вариант законов династии Мин был составлен в 1367г. и неоднократно перерабатывался на протяжении правления этой династии. Он устанавливал наказания в зависимости от возраста и состояния здоровья преступника и потерпевшего. Престарелые, малолетние, инвалиды или тяжелобольные люди, по закону, имели право на смягчение наказания даже в случае совершения тяжких умышленных преступлений. Эти правила содержались в разделе: «Восемь оснований для рассмотрения дела в особом порядке». В кодексе содержится норма о возможности указанных выше категорий населения по некоторым основаниям откупиться от наказания. Законы династии Мин во многом воспроизводили положения «Тан люй шу и», (законы династии Тан) однако следует обратить внимание на правовые нововведения, а также разные модификации старых норм, которые имеют социальную ориентацию, и могут расцениваться как проявление социальных обязательств китайского государства:
1) законом наказывались действия по переложению налогов и повинностей богачей на бедняков;
2) местным чиновникам предписывалось «выдавать на пропитание» всем вдовцам (вдовам), сиротам и бездетным старикам, а также больным неизлечимыми болезнями, беднякам, которые не в состоянии прокормить себя (помощь оказывалась в натуральной форме одеждой, зерном и т.д.);
3) не допускался отказ от родственных обязанностей по содержанию и уходу за своими больными и пожилыми родителями (80 лет);
4) предусматривалось материальное обеспечение бездетных вдов, не вышедших вторично замуж;
5) устанавливалась норма о праве сыновей и внуков военных чиновников на материальное содержание до достижения ими возраста 16 лет, а при отсутствии наследников мужского пола вдова военного чиновника имела право обратиться к государству с просьбой о назначения пожизненного содержания;
6) предусматривалась возможность наследовать чиновничью должность «в порядке покровительства» (решением императора потомок выдающегося государственного деятеля мог быть награжден рангом, титулом и т.д.
Таким образом, даже государство регламентировало и укрепляло семейно-клановые связи, представая своеобразной большой семьёй. Семья получает и сакральное освещение. Каждый член семьи несёт строго определенные функции. Генеральная установка – оптимально организованное бытие. Это обусловило примат инструментальной этики над религией.
Конфуцианство и его роль в оформлении китайского общества.
Главенствующую роль в регулировании социальных отношений взяло на себя конфуцианство. Цель – гармонизация отношений в обществе. Конфуцианство оказало большое влияние на организацию типа личности китайца. Играло определяющую роль в семейно-клановой и общественной организации. Исповедовало принцип сыновьей почтительности, который осознавался на уровне долга. Разрушить эту систему было практически невозможно. Китаец – это неотъемлемая часть социума, что выражалось в его социальном статусе. Человек должен был действовать в рамках своей роли, в противном случае он рисковал «потерять лицо». Но, несмотря на встроенность человека в определённую структуру, он должен следовать и своей совести. То, что противоречит совести вызывает протест.
Согласно конфуцианству, люди делятся на три категории:
1) Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.
2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.
3) Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.
Цзюнь-цзы (Благородный муж) занимает одно из центральных мест в учении Конфуция, ему отведена роль идеального человека, примера для подражания, который, независимо от своего происхождения, культивирует моральные ценности, знает свои обязанности и действует на благо общества, которому служит. Для того, чтобы достичь идеала Благородного мужа, необходима целостная система образования и воспитания. Учитель сказал: “Каждый может стать благородным мужем, нужно только решиться им стать”. Благородный муж, по словам Конфуция, непременно учтив, милосерден, и внушает уважение, но главное - обладает несокрушимой силой воли и стойкостью духа. Он не ведает страха и спокойно принимает удары судьбы, даже мученическую смерть, ибо знает, что всю жизнь служил добру и совесть его чиста. Ему легко повиноваться, потому что он требует от других только то, что им доступно, но ему трудно угодить, ибо он ценит людей не за услуги, ему оказанные, и даже не за их личные качества, а за бескорыстное служение Великому Пути. У благородного мужа есть его антипод - “низкий человек” (сяо жэнь). Таков тот, кто в своих поступках руководствуется лишь соображениями личной выгоды, кто повсюду ищет сообщников, но не уважает ни их, ни себя, кто домогается милостей, а, получив желаемое, забывает о благодарности: Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается. Благородный муж с достоинством ожидает велений Небес. Низкий человек надеется на удачу. Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
Вся философия Конфуция держится на пяти китах - так называемых, пять добродетелей «благородного мужа», воспитывая, которые человек достигает гармонии с внешним и внутренним миром. По Конфуцию, если каждый добропорядочный гражданин (или гражданка) станет в жизни развивать эти качества, то непременно наступит всеобщий мир, гармония и процветание.
Однако, этот идеал соблюдался очень редко. Зачастую, стремление к этому идеалу вело к эгоизму, лицемерию и равнодушию.
В конфуцианстве прослеживается понимание человека как «микрокосма». Порядок и гармония в обществе дополняются порядком и гармонией в природе. Отсюда холизм китайского сознания. (Онтологический принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, весь мир — это единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. В связи с этим, многими холистическими мыслителями религиозной и трансцендентальной ориентации делался вывод, что развитие мира должна направлять некая внешняя по отношению к нему сила. Холизм господствовал в европейской философской мысли с древности до XVII столетия. Пример холистического утверждения из трудов Гиппократа: «человек есть универсальная и единая часть от окружающего мира», или же «микрокосм в макрокосме». Представитель классического немецкого идеализма Г. В. Ф. Гегель говорил: «только целое имеет смысл».)