Россия и страны Евросоюза в 1990-е.
Одной из проблем для России стало Нато. В дек 1991 Ельцин заявил о желании страны вступить в НАТО. НАТО берет курс на расширение участников.
В Мюнхене заяв о партийном сотрудничестве (программа помощь для самопомощи)
Сделать:
1. Финансовая помощь ВМФ
2. Экспортные кредиты Западу
3. Поддержание частных инвесторов в сфере газа.
Европа в Мюнхене гарантирует помощь для продолжения реформ.
В 1994 программа- «партнерство во имя мира»
Решение НАТО о расширении альянса. Вывод наших войск из Зап Европы.( Венгрии, Чехословакии)
31 авг 1994 г. – послед рус солдат покинул немецкую землю. Россия оставила много ценного в Германии.
В нач. 90-х заявки России о вступлении в Совет Европы и в 1996 г. Россия вступила в Совет (39-я)
Факт вступления влёк обязательства:
1. вРоссии запретить смертную казнь;
2. видеться с адвокатом во время ареста;
3. Р. Должна признать высшую судебную инстанцию в Страсбурге.
После распада Югославии на 6 государств в 91 г.- Балкан кризис.
Между Рос. Евросоюзом ,Нато – Югославия стала яблоком раздора
2 полов.90-х – Рос-европейские отношения осложнились из=за расширения НАТО на Восток (при примакове) Венгр, Чех и Польша + к НАТО.Евросоюз, как торговый партнер России. Выясняется, что Россия всем должна! Хотя нефть и газ ниже стоимости продавались партнерам – дисбаланс в торговле.
Т.Об. вначале + отношения с Евросоюзом, а со 2 пол. –ухудшаются. Россия отстаивала свои геополитические интересы.
Россия и страны СНГ
Беловежское соглашение , Снг основано в дек 1988 (РОС, УК, Белар)-другие не присутствовали 13 дек. 1991- встреча през.Азиатских стран. Подписали Алматинскую декларацию ( не приехали Латвия, литва, эстония, Гр)- зафиксировали цели и принципы СНГ. Подписали протокол согласия по созданию СНГ, ещё раз утвердились, что Сов Союз больше не существует. Заявили о желании войти в состав СНГ: Абхазия, Нагорный Карабах, Крым, Татарстан, Югославия.
Два первых года существования Содружества характеризовались центробежными тенденциями, быстрым распадом целостности пространства бывшего СССР. В 1993 г., с ликвидацией единой рублевой зоны, прекратилось существование общего экономического пространства. В разных направлениях развивались политические и правовые системы. Новые государства активно устанавливали самостоятельные экономические, политические и военно-политические отношения с третьими странами. К 1993 г. завершился раздел Советской Армии и формирование национальных Вооруженных сил.
Российская политика в отношении стран СНГ в 1990-е годы СНГ определялась противоборством двух тенденций. Часть политиков считали необходимым сохранить Содружество в качестве сплоченного геополитического объединения при доминирующей роли России. Сохранение и укрепление многостороннего сотрудничества в рамках СНГ рассматривалось в качестве главного направления российской политики. Другой подход исходил из признания неизбежности геополитического и геоэкономического плюрализма на постсоветском пространстве, обусловленного как ограниченностью ресурсов России, так и ее приоритетной заинтересованностью в интеграции в глобальные экономические процессы. В середине 1990-х доминировала первая линия, которая определена Б. Н. Ельциным, утвердившим своим указом в сентябре 1995 г. документ “Стратегический курс России с государствами — участниками Содружества Независимых Государств”.
В январе 1993 г. принят Устав СНГ. Координация действий в рамках Содружества осуществлялась Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны и Советом командующих пограничными войсками, Межпарламентской ассамблеей, а также через органы отраслевого сотрудничества. В Минске функционировал Исполнительный секретариат СНГ. Всего в рамках Содружества в 1990-е годы было подписано около 2 тыс. различных соглашений, большая часть которых не реализована.
К концу десятилетия стало очевидным, что в рамках СНГ удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели не достигнуты. Сократилось экономическое сотрудничество между Россией и странами СНГ (уменьшился объем внешнеторгового оборота, не удалось создать ни Экономический союз, ни даже зону свободной торговли). Не увенчалось успехом взаимодействие и в военно-политической области: не выполнен в полном объеме Ташкентский договор о коллективной безопасности (1992), сокращалось российское военное присутствие в государствах Содружества, оказалась нереализованной концепция совместной охраны границ. В политической сфере не удалось решить главную поставленную задачу — превратить СНГ в “политическое объединение государств, способное претендовать на достойное место в мировом сообществе”. Более того, внутри СНГ шел процесс формирования разнонаправленных коалиций, притом без участия России. Не сложилось многостороннего сотрудничества стран СНГ и в гуманитарной сфере.
Во второй половине 1990-х в российской политике в отношении СНГ обозначились перемены. Наша страна стала более прагматично подходить к его проблемам. Отступили на второй план задачи интеграции в военно-политической сфере, происходила “экономизация” связей. С 1999 г. Россия перестала настаивать на наделении органов СНГ наднациональными полномочиями, против чего возражало большинство государств-участников. Постепенно акцент переносился на эффективность двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках Союза Белоруссии и России, а также с участниками Договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.