Вопрос 1. Развитие демократических процессов в России (1990-1991). Съезды народных депутатов

Вопрос 1. Развитие демократических процессов в России (1990-1991). Съезды народных депутатов

Время перестройки шло зря, потому что только с 1988 г. началось ПОНИМАНИЕ перестройки ----- не экономические, а ПОЛИТИЧЕСКИЕ преобразования. Многое предлагалось, но все в одно русло- демократизация: заговорили о выборах альтернативных. Провозглашена ГЛАСНОСТЬ! Реабилитированы «Звезда» и «Ленинград», «открытие» белых пятен в истории и др.

Решено создать сьезд народных депутатов = создание «двухэтажной» системы формирования высших органов Советской власти.( 1/3 из общественных организаций делегаты). Реформация ЦК: вместо 20 отделений – 6 комитетов.

В период между съездами его функции в стране осуществлял Верховный Совет. Двухуровневая система «Съезд – Верховный Совет». Горбача критиковали за то, что сложилась не очень логичная ситуация – существовало два законодательных и представительных органа, один из которых занимал подчиненную позицию по отношению к другому.

На I съезде народных депутатов СССР (25 мая – 9 июня 1989 г.) М. С. Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР.Съезд рассмотрел основные направления внешней и внутренней политики СССР, программу предстоящей деятельности правительства. Став народным депутатом СССР на первых альтернативных выборах в марте 1989 г., Б. Н . Ельцин оказался избранным в Верховный Совет СССР. На съезде сформировалась Межрегиональная группа депутатов в составе А. Д. Сахарова, Г. X. Попова, А. А. Собчака, Б. Н. Ельцина и др. Она стала первой организационно оформленной оппозицией в высшем органе государственной власти СССР за многие десятилетия советской власти. Эта группа не имела программы, но критиковала многие аспекты горбачевского курса с демократических позиций. Ее бесспорным лидером был академик А. Д. Сахаров --------I съезд стал открытым уроком политической демократии. Впервые за много лет во время предвыборной кампании шла открытая политическая борьба, в печати развернулись острые дискуссии. Впервые дебаты на нем полностью транслировались и по радио, и по телевидению. За его работой с напряжением следила вся страна.

II съезд 12–24 декабря 1989 г. На нем были приняты постановления о работе Верховного Совета СССР, сформирован Совет Министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссий и комитетов. Было принято также постановление , осуждавшее пакт Молотова – Риббентропа. На этом съезде демократы выдвинули программу, требовавшую: отмены 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС; немедленного введения рыночных принципов и создания смешанной экономики с различными формами собственности. Во время работы II съезда народных депутатов СССР скоропостижно скончался академик А. Д. Сахаров, лидером Межрегиональной группы стал Б. Н. Ельцин.

Съезды народных депутатов собирались не реже чем два раза в год (в 1990 г. их было три).

III внеочередной съезд народных депутатов СССР работал 12–15 марта 1990 г. На нем был поставлен вопрос о введении должности президента СССР , которым 14 марта 1990 г. был избран М. С. Горбачев.

Тогда же, 14 марта 1990 г., была отменена 6-я статья Конституции.

Деятельность народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР

прекратилась фактически в конце августа – начале сентября 1991 г., значительно ранее завершения срока их пятилетних полномочий.

Основные цели и задачи государственной

национальной политики

Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.

Россия и страны СНГ

Беловежское соглашение , Снг основано в дек 1988 (РОС, УК, Белар)-другие не присутствовали 13 дек. 1991- встреча през.Азиатских стран. Подписали Алматинскую декларацию ( не приехали Латвия, литва, эстония, Гр)- зафиксировали цели и принципы СНГ. Подписали протокол согласия по созданию СНГ, ещё раз утвердились, что Сов Союз больше не существует. Заявили о желании войти в состав СНГ: Абхазия, Нагорный Карабах, Крым, Татарстан, Югославия.

Два первых года существования Содружества характеризовались центробежными тенденциями, быстрым распадом целостности пространства бывшего СССР. В 1993 г., с ликвидацией единой рублевой зоны, прекратилось существование общего экономического пространства. В разных направлениях развивались политические и правовые системы. Новые государства активно устанавливали самостоятельные экономические, политические и военно-политические отношения с третьими странами. К 1993 г. завершился раздел Советской Армии и формирование национальных Вооруженных сил.
Российская политика в отношении стран СНГ в 1990-е годы СНГ определялась противоборством двух тенденций. Часть политиков считали необходимым сохранить Содружество в качестве сплоченного геополитического объединения при доминирующей роли России. Сохранение и укрепление многостороннего сотрудничества в рамках СНГ рассматривалось в качестве главного направления российской политики. Другой подход исходил из признания неизбежности геополитического и геоэкономического плюрализма на постсоветском пространстве, обусловленного как ограниченностью ресурсов России, так и ее приоритетной заинтересованностью в интеграции в глобальные экономические процессы. В середине 1990-х доминировала первая линия, которая определена Б. Н. Ельциным, утвердившим своим указом в сентябре 1995 г. документ “Стратегический курс России с государствами — участниками Содружества Независимых Государств”.
В январе 1993 г. принят Устав СНГ. Координация действий в рамках Содружества осуществлялась Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны и Советом командующих пограничными войсками, Межпарламентской ассамблеей, а также через органы отраслевого сотрудничества. В Минске функционировал Исполнительный секретариат СНГ. Всего в рамках Содружества в 1990-е годы было подписано около 2 тыс. различных соглашений, большая часть которых не реализована.
К концу десятилетия стало очевидным, что в рамках СНГ удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели не достигнуты. Сократилось экономическое сотрудничество между Россией и странами СНГ (уменьшился объем внешнеторгового оборота, не удалось создать ни Экономический союз, ни даже зону свободной торговли). Не увенчалось успехом взаимодействие и в военно-политической области: не выполнен в полном объеме Ташкентский договор о коллективной безопасности (1992), сокращалось российское военное присутствие в государствах Содружества, оказалась нереализованной концепция совместной охраны границ. В политической сфере не удалось решить главную поставленную задачу — превратить СНГ в “политическое объединение государств, способное претендовать на достойное место в мировом сообществе”. Более того, внутри СНГ шел процесс формирования разнонаправленных коалиций, притом без участия России. Не сложилось многостороннего сотрудничества стран СНГ и в гуманитарной сфере.
Во второй половине 1990-х в российской политике в отношении СНГ обозначились перемены. Наша страна стала более прагматично подходить к его проблемам. Отступили на второй план задачи интеграции в военно-политической сфере, происходила “экономизация” связей. С 1999 г. Россия перестала настаивать на наделении органов СНГ наднациональными полномочиями, против чего возражало большинство государств-участников. Постепенно акцент переносился на эффективность двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках Союза Белоруссии и России, а также с участниками Договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Основные положения

· Введение единогогосэкзамена.

· Введение и развитие многоуровневого высшего образования, в соответствии с Болонским процессом. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла — бакалавриат и магистратура. Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня. Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы. В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей будет сохранена многоуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени «дипломированный специалист».

· Сокращение учительского и преподавательского состава.

· Сокращение числа вузов. Осенью 2012 года Минобразования провело оценку 502 российских госвузов (учитывался средний балл ЕГЭ у первокурсников, уровень инфраструктуры и т. д.). В итоге 136 учебных заведений были признаны неэффективными, самым проблемным из них пообещали «реорганизацию» — закрытие с присоединением к другому вузу

Критика

8 мая 2010 года данный законопроект был подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым и превратился в закон № 83-ФЗ. Согласно новому закону с 1 января 2011 года большая часть нынешних бюджетных учреждений переводится на новую систему финансирования — т. н. систему гос. заказа и перестает получать обязательное государственное финансирование. Подобная законодательная инициатива встретила гнев и недовольство родителей и педагогов. Замминистра образования и науки Владимир Миклушевский сказал, что количество предметов и часов, которые изучает школьник в рамках бесплатного курса основной образовательной программы, «закреплены в госстандарте». Однако проект, который по утверждению министра образования А. А. Фурсенко, должен быть принят в ноябре 2010 года, то есть за месяц до вступления в силу самого закона, не содержит количества обязательных часов по каждому из предметов, да и предметы описывает относительно.

По словам Ирины Прохоровой.

  ...происходит сокращение обязательной программы, где нет ни физики, ни химии, уменьшается количество литературы. Здравый смысл подсказывает, что при сокращении базовых предметов хорошее образование неизбежно станет платным.  

Подобные опасения высказывает и педагог и общественный деятель Евгений Бунимович. По его словам, образование должно сглаживать, а не усиливать и без того огромное имущественное неравенство в России[11].

Теперь доступ к достойному образованию для малоимущих закрыт, посторонним вход запрещён.

Юнна Мориц (сент. 2012)[12]

Общественность продолжает бороться против коммерциализации бюджетной сферы, в том числе реформы образования. Против выступают педагоги и родители городов по всей России. В ряде случаев эти акции влекут за собой реакцию со стороны правоохранительных органов. Например, 1 апреля 2012 года в Уссурийске были задержаны два жителя Владивостока Николай Соснов и Виктор Потапейко. Полицейские изъяли у них тираж листовки с критикой правительственного законопроекта об образовании и рассказом об альтернативном проекте об образовании, подготовленном депутатом Государственной Думы РФ Олегом Смолиным. В связи с инцидентом Смолин направил министру внутренних дел депутатский запроc.

Пока панике подвержены родители школьников — они обсуждают информацию, поступающую от директоров школ о том, что в бесплатный лимит (гос.заказ), скорее всего, войдут лишь 2 часа русского языка в неделю, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3 часа основ православной культуры (т. наз. ОПК, светская этика или уроки по другим конфессиям, в зависимости от школы). Такой эксперимент, по словам некоторых родителей, уже начался в Южном административном округе Москвы.

СМИ

(СМИ) России — средства (органы) повседневной практики сбора, обработки и распространения информации, предназначенной для массовых аудиторий, в Российской Федерации.

Особенности

Согласно статье 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается:

· периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

· радиоканал;

· телеканал;

· видеопрограмма;

· кинохроникальная программа;

· сетевое издание;

· иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)[1]. Например, массовые (1000 и более конкретных адресатов) периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ).

Печать

Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской Федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тыс. из них. Также, зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано свыше 51 тысячи печатных СМИ

Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным за май-октябрь 2008 года составила 6,5 млн человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания — 14 млн человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс.+, 16 лет+ соответственно.

Общая аудитория журналов 36,2 млн человек (конец 2008). Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %).[5]

В 2008 году выходили 8978 газет, что на 62 % больше показателя 1999 года[6][7]. Общий годовой тираж российских газет в 2008 году составил 8 млрд экземпляров[8].

В 2008 году было 6698 журналов и других периодических изданий, что в два раза больше показателя 1999 года[6][9]. Годовой тираж журналов и других периодических изданий в 2008 году — 1,61 млрдэксземпляров, что в 2,7 раза больше показателя 1999 года[10].

Российские газеты:

· Комсомольская правда

· Коммерсантъ

· Московский комсомолец

· Известия

· Российская газета

· Независимая газета

· Труд

· Аргументы и Факты

Печатные СМИ по языкам, на основе доклада по Российской Федерации Совета Европы

Телевидение

Регулярное телевизионное вещание началось в СССР 1 октября 1931 года. Передачи оптико-механического телевидения принимались во многих городах, в том числе в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Томске.

На сегодняшний день в РФ вещают: 16 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 7 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 330.

Наиболее популярные из них: Первый канал, Россия 1, НТВ, ТНТ, РЕН ТВ, СТС, Культура, Домашний, Пятый канал, ТВ Центр, Матч ТВ, Че, Муз-ТВ, OCEAN-TV, MTV, ТВ3, A-ONE, Канал Disney, 2×2, РБК,Звезда, Карусель, Bridge TV, Евроновости, Мир, Спас, Союз, Благовест, Ностальгия, ТДК и множество других спутниковых, кабельных, региональных телеканалов. Самым близким к оппозиции является телеканал «Дождь».

«Клуб путешественников» — советская и российская телевизионная программа, посвящённая популяризации туризма и путешествий; занесена в «Книгу рекордов Гиннесса» как старейшая программа российского телевидения.

Радио[

Радиовещание в России делится на государственное и коммерческое. Государственный вещатель - ВГТРК, включает в себя две общенациональные радиостанции - "Радио России" и "Маяк", коммерческими радиовещателями являются радиостанции вещающие почти во всех регионах - "Русское радио", "Авторадио", "Европа плюс", "Дорожное радио", более чем в половине регионов - "Ретро FM".

Свобода СМИ в России

Конституция РФ устанавливает определённые ограничения свободы информации. Законный способ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (в том числе массовой) предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Запрещено использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний: для призыва к захвату власти; насильственному изменению конституционного строя и целостности государства; разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни: для пропаганды войны и для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости

Донецк и Луганск

В апреле 2014 года массовые протесты против новых украинских властей на востоке страны переросли в вооружённый конфликт между вооружёнными силами, добровольческими военизированными формированиями и отрядами повстанцев (в основном сторонников самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных Республик).

Согласно официальной позиции руководства Украины, сепаратистские настроения целенаправленно разжигались Россией, а многие радикальные «сторонники федерализации» являлись приезжими россиянами, которые занимались на территории Украины диверсионной деятельностью[23].

Украина, США и ряд других государств, а также НАТО, Совет Европы, ПА ОБСЕ и Европейский союз обвиняют Российскую Федерацию во вмешательстве в конфликт — в частности, использованием регулярных войск в боевых действиях на стороне повстанцев, поставками оружия и финансовой поддержкой. Российское руководство последовательно отвергает эти обвинения, заявляя, что Россия не является стороной противостояния. Российское руководство рассматривает конфликт на востоке Украины как гражданскую войну, которую спровоцировали США, причастные, по мнению России, также к свержению президента Украины Виктора Януковича.

Но попытка достичь соглашения между противостоящими сторонами не имела успеха. 22 апреля и. о. президента Украины Александр Турчинов потребовал от силовых структур возобновить проведение «результативных антитеррористических мероприятий для защиты от террористов украинских граждан, проживающих на востоке Украины». Поводом для возобновления АТО послужили жестокие убийства депутата Горловского горсовета от партии «Батькивщина» В. Рыбака и студента — активиста Евромайдана, в совершении которых СБУ обвинила повстанцев. Турчинов назвал произошедшее «демонстративным надругательством над Женевскими соглашениями» — преступлениями, которые «совершаются при полной поддержке и попустительстве Российской Федерации».

2 мая 2014 года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил в связи с началом военной операции в Славянске о срыве Украиной женевских соглашений. Позднее министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер призвал возобновить прямые переговоры между Россией и Украиной для урегулирования конфликта, признав необходимость проведения второго раунда Женевских переговоров после того, как первый раунд не принёс позитивных результатов.

В дальнейшем поиск решения конфликта дипломатическими методами продолжился в так называемом нормандском формате с участием высокопоставленных представителей Германии, Франции, Украины и России, а также в формате трёхсторонней контактной группы по Украине привело, в частности, к подписанию Минского соглашения от 5 сентября 2014 года и недолгому относительному перемирию.

До конца апреля 2014 года противостояние повстанцев и украинских силовиков ограничивалось периодическими стычками, рейдами и нападениями на блокпосты с использованием стрелкового оружия. Постепенно украинская вооружённая группировка была усилена бронетехникой, вертолётами, начались артиллерийские ­обстрелы. На авиаудары повстанцы отвечали огнём из переносных зенитно-ракетных комплексов, сбивая самолёты и вертолёты. К началу августа 2014 года силы АТО, вчетверо сократив территорию, контролировавшуюся повстанцами с начала боевых действий, почти окружили Донецк и Луганск. Но в середине августа, после смены руководства ДНР и ЛНР, новые лидеры повстанцев объявили о получении существенного подкрепления. В ходе начавшегося контрнаступления повстанцев в окружении («котлах») оказались несколько тысяч украинских военных. В начале сентября 2014 года было заключено соглашение о перемирии, после чего интенсивность боевых действий снизилась, однако на отдельных направлениях столкновения и обстрелы продолжались с различной степенью интенсивности. С середины января 2015 года возобновились активные боевые действия на всем протяжении фронта. В результате боёв к началу февраля 2015 года повстанцам удалось достичь значительных успехов. На переговорах 11-12 февраля был согласован новый комплекс мер по выполнению сентябрьского соглашения о перемирии.

Россия и мир 2014 -16.

с 7 по 23 февраля 2014 года в городе Сочи прошли XXII Зимние Олимпийские игры. Столица Олимпийских игр — 2014 была выбрана во время 119-й сессии МОК в Гватемале 4 июля 2007 года.

По мнению известного блогера и оппозиционера Алексея Навального, проведшего собственное расследование, он оценил бюджет олимпиады в 1,5 трлн рублей, превышение смет он оценил в 1,5-2,5 раза относительно изначально заявленных данных

Экономический кризис

В конце 2014 года экономическая обстановка в России ухудшилась, в стране начался cоциально-экономический кризис. Это было вызвано в первую очередь резким спадом мировых цен на энергоресурсы, продажа которых составляет значительную часть в доходах бюджета России. 25 декабря 2014 года президент Владимир Путин на встрече с правительством предложил начать работать в формате кризисного 2009 года.

За первое полугодие 2015 года снижение ВВП составило 3,5 %. По причине девальвации, падения фондового рынка из-за кризиса и санкций, российские компании по рыночной капитализации вернулись на 10 лет назад.

В первой половине 2015 года оборот розничной торговли упал на 8,1 %. Это стало самым резким падением с 1991 года. Предыдущий рекорд падения принадлежал 1995 году: −6,2 % по итогам года.

В октябре 2015 года средняя реальная зарплата в России сократилась на 10,9 %. Это стало рекордным с 1999 года падением реальных доходов россиян.

2016 год начался ослаблением и крайней нестабильностью курса рубля на фоне падения цен на нефть. В январе биржевой курс рубля по отношению к доллару несколько раз обновлял минимальные значения с так называемого «черного вторника» декабря 2014 года.

В соответствии с консенсусными прогнозами Аналитического центра при правительстве РФ (АЦ), РАНХиГС, ЦМАКПа и Всемирного банка, официальный уровень бедности будет расти в 2015 и 2016 годах, и достигнет максимума с 2005 года.

Убийство Бориса Немцова

27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту неизвестными был застрелен российский политик и оппозиционер Борис Немцов. Это убийство вызвало большой резонанс в России и за рубежом.

Вопрос 1. Развитие демократических процессов в России (1990-1991). Съезды народных депутатов

Время перестройки шло зря, потому что только с 1988 г. началось ПОНИМАНИЕ перестройки ----- не экономические, а ПОЛИТИЧЕСКИЕ преобразования. Многое предлагалось, но все в одно русло- демократизация: заговорили о выборах альтернативных. Провозглашена ГЛАСНОСТЬ! Реабилитированы «Звезда» и «Ленинград», «открытие» белых пятен в истории и др.

Решено создать сьезд народных депутатов = создание «двухэтажной» системы формирования высших органов Советской власти.( 1/3 из общественных организаций делегаты). Реформация ЦК: вместо 20 отделений – 6 комитетов.

В период между съездами его функции в стране осуществлял Верховный Совет. Двухуровневая система «Съезд – Верховный Совет». Горбача критиковали за то, что сложилась не очень логичная ситуация – существовало два законодательных и представительных органа, один из которых занимал подчиненную позицию по отношению к другому.

На I съезде народных депутатов СССР (25 мая – 9 июня 1989 г.) М. С. Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР.Съезд рассмотрел основные направления внешней и внутренней политики СССР, программу предстоящей деятельности правительства. Став народным депутатом СССР на первых альтернативных выборах в марте 1989 г., Б. Н . Ельцин оказался избранным в Верховный Совет СССР. На съезде сформировалась Межрегиональная группа депутатов в составе А. Д. Сахарова, Г. X. Попова, А. А. Собчака, Б. Н. Ельцина и др. Она стала первой организационно оформленной оппозицией в высшем органе государственной власти СССР за многие десятилетия советской власти. Эта группа не имела программы, но критиковала многие аспекты горбачевского курса с демократических позиций. Ее бесспорным лидером был академик А. Д. Сахаров --------I съезд стал открытым уроком политической демократии. Впервые за много лет во время предвыборной кампании шла открытая политическая борьба, в печати развернулись острые дискуссии. Впервые дебаты на нем полностью транслировались и по радио, и по телевидению. За его работой с напряжением следила вся страна.

II съезд 12–24 декабря 1989 г. На нем были приняты постановления о работе Верховного Совета СССР, сформирован Совет Министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссий и комитетов. Было принято также постановление , осуждавшее пакт Молотова – Риббентропа. На этом съезде демократы выдвинули программу, требовавшую: отмены 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС; немедленного введения рыночных принципов и создания смешанной экономики с различными формами собственности. Во время работы II съезда народных депутатов СССР скоропостижно скончался академик А. Д. Сахаров, лидером Межрегиональной группы стал Б. Н. Ельцин.

Съезды народных депутатов собирались не реже чем два раза в год (в 1990 г. их было три).

III внеочередной съезд народных депутатов СССР работал 12–15 марта 1990 г. На нем был поставлен вопрос о введении должности президента СССР , которым 14 марта 1990 г. был избран М. С. Горбачев.

Тогда же, 14 марта 1990 г., была отменена 6-я статья Конституции.

Деятельность народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР

прекратилась фактически в конце августа – начале сентября 1991 г., значительно ранее завершения срока их пятилетних полномочий.


Наши рекомендации