Деревянное зодчество XII—XIV веков
Деревянные христианские церкви также имели в основе конструкции клети (четверики, шестерики, восьмерики в зависимости от конфигурации в плане), часто соединённые друг с другом. Кроме того, одной из основных конструкций был шатровый столп. Древнейшая деревянная церковь на территории Московского Кремлянаходилась на Боровицком холме, примерно в 50 м к западу от нынешних Боровицких ворот. Архитектурные традиции деревянных зданий впоследствии оказали большое влияние на каменное зодчество. Одно из первых известных по летописям храмовых зданий на территории Москвы — храм Даниила Столпника в Даниловом монастыре, построенный в 1282 году при князе Данииле, сыне Александра Невского. По некоторым данным, храм имел каменный подвал[18].
В Древней Руси дерево использовалось также в качестве основного строительного материала при сооружении оборонительных сооружений (острогов), мостов и др. Длина первых деревянных укреплений Кремля (детинца), созданных в 1156 году при Андрее Боголюбском и имевших треугольную в плане форму, оценивается, по разным данным, в 510—850 м[12]. Она неоднократно восстанавливалась после пожаров (1177, 1238, 1305, 1337 годы). В 1339—1340 годах при Иване Даниловиче Калите была построена дубовая крепость со рвом, имевшая периметр около 1670 м. Стены возводились вне периметра детинца. Использовались дубовые брёвна диаметром до метра. И эта крепость неоднократно горела: в 1343, 1354, 1365 годах.
Каменное зодчество XIV—XV веков
. На территории Кремля первым каменным зданием являлся Успенский собор, заложенный в 1326 году, при Иване Калите. Строители (вероятно, из Суздаля) возводили здания из белого камня (известняка). В 1329 году закладывается церковь Ивана Лиственичника, в 1330 — храм Спаса на княжеском дворе, в 1333 году на месте деревянной возводится церковь архангела Михаила.
Эти постройки не сохранились. Аналогом пространственного решения тогдашних храмов может, вероятно, служить Звенигородский Успенский собор (XIV век), продолжавший традиции Владимиро-Суздальской архитектуры. Это одноглавный храм строгих пропорций, квадратный в плане, с тремя апсидами. Фасад расчленён архитравом по горизонтали и опорными столбами по вертикали.
В 1367 году при Дмитрии Донском строятся первые белокаменные стены Кремля. Его периметр (около 2000 м) близок к нынешнему. Первоначально Кремль имел 8 или 9 башен. Каменная кладка была выполнена за один сезон. Количество рабочих оценивается примерно в 2000 человек[12]. Верхняя часть стен и башен, а также кровля были деревянными. В 1475—1479 годах сооружается Успенский собор Кремля, сохранившийся до наших дней. Его строительство связано с именем Аристотеля Фиораванти, который отказался от непрочного известняка и создал в Калитникове завод по производству глиняного обожжёного кирпича.
В 1485—1495 годах при Иване III стены Кремля были перестроены и приобрели вид, близкий к современному. При этом известняк также был заменен кирпичной кладкой. В некоторых местах (в частности, вдоль набережной) до сих пор остался белокаменный фундамент Кремля Дмитрия Донского. Одновременно возводятся Благовещенский собор, Грановитая палата, в начале XVI века — Архангельский собор, составляющие уникальный ансамбль Московского Кремля.
Архитектура XVI века
Во второй половине XVI века на Красной площади в честь взятия Казани был сооружен собор Василия Блаженного - замечательный памятник, внесенных в
73)
Феофан Грек (ок. 1340 - между 1405/1415 гг.) – русский
иконописец византийского происхождения; автор многих монументальных фресковых росписей, чье творческое наследие стало одним из эталонов иконописного мастерства; представитель новгородской иконописной школы. На Русь (в Великий Новгород) Феофан Грек прибыл по приглашению новгородских купцов, с которыми познакомился в Кафе (совр. Феодосия, Крым), где некоторое время проживал. Кисти мастера приписывают роспись около сорока церквей в Константинополе (совр. Стамбул, Турция), Фессалониках(Греция), Великом Новгороде, Нижнем Новгороде и Москве. Самые известные его работы, в том или ином виде сохранившиеся до сегодняшнего дня, это: фрески церкви Спаса Преображения на Ильине в Великом Новгороде; роспись соборов Рождества Богородицы, Архангела Михаила и Благовещения в Московском Кремле, выполненная совместно с другими иконописцами, а также ряд икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля; Донская икона Богоматери и храмовая икона Преображение Господне для Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского.
Андрей Рублев (ок. 1360-1428 гг.) – самый известный в мире русский иконописец, творчество которого высоко ценилось уже при жизни и до сих пор считается вершиной русского иконописного искусства; единственный святой из числа великих мастеров иконописи, трудившихся на Руси; представитель московской иконографической школы. Андрей Рублев участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, Спасского собора Андроникова монастыря в Москве, Успенского собора во Владимире. Его кисти принадлежит всемирно известная икона Троица, написанная для Свято-Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Дионисий (ок. 1440 – между 1502/1510 гг.) – еще один представитель московской иконописной школы, чьи фрески считаются совершенным образцом русского монументального искусства. Дионисий осуществил роспись многих соборов и монастырских храмов в Москве и Подмосковье, Ростове Великом и на Русском Севере, а также написал иконы для иконостасов некоторых из них. Среди его работ: роспись храмов Пафнутьево-Боровского монастыря; иконостасы и роспись Успенского собора Иосифо-Волоколамской, Павлово-Обнорской, Спасо-Прилуцкой и Кирилло-Белозерской обителей; иконостасы и фрески Успенского собора и собора Рождества Богородицы в Московском Кремле; иконостас Спасо-Каменного монастыря и роспись, фрески и иконостас Ферапонтова монастыря.