Великие географические открытия 5 страница

Что же такое Реформация? Реформация как общеевропейское явление – это разнородное религиозное, идеологическое и социально-политическое движение, охватившее большинство стран Западной и Центральной Европы и направленное против католической церкви. Каковы же причины Реформации?

Нам кажется, правы те историки, которые связывают Реформацию: а) с экономическими изменениями XVI века, т.е. с ранним капитализмом – это экономический фактор; б) с появлением новых социальных групп – социальный фактор; в) с зарождением новых идей, новых идеологических установок – идеологический фактор. А далее, хотелось бы еще раз напомнить Люсьена Февра – нет первичных и вторичных явлений, есть только единство всеобщего.

Реформация была первым серьезным ударом по миру Средневековья. Почему же этот удар был нанесен по церкви и представителям духовенства? Как вы знаете, жизнь средневекового человека вся пронизана религиозностью. Религия была понятна, близка, доступна. Реформация с самого начала облеклась в религиозные одежды, иначе и быть не могло: идеологическая революция могла в то время принимать лишь религиозные формы. Иначе она будет поверхностным, не затронувшим глубинные слои общества явлением. Говоря о Реформации, нужно помнить, что это движение, которое вспыхнуло ярким пламенем в начале века в Германии, затем в других странах, имело корни, уходящие в глубь веков. Были столетия скрытой и явной подготовки этого движения. Кто же они предвестники реформационного движения?

2. Возрождение и гуманизм как предпосылки Реформации

В первую очередь, предвестником Реформации была светская оппозиция схоластике, папству, католицизму, традиционному мышлению. Светской оппозицией стал гуманизм. Гуманизм – система взглядов, признающая ценности человека как личности, его право на свободу, счастье и т.д. Главным содержанием гуманизма был культ человека, поставленного в центр мироздания, признание первичности светского начала над религиозным. Гуманистическое миропонимание зародилось на Апеннинском полуострове, в Италии. В Италии в XIV-XV вв. возродился интерес к античности. Люди Возрождения или Ренессанса считали, что античность – это некий идеальный исторический период, когда процветали науки и искусства, государства и общественная жизнь. Они призывали изучать античное наследие. В XIV веке возникает понятие «studia humanitatis», то есть «изучение человеческого», от латинского «homo»–«человек». Гуманистами были люди разные по происхождению: монахи, дворяне, банкиры, купцы. Перед великой Античностью все они были равны. Сформировалась новая элита, т.е. совокупность лучших, наиболее уважаемых людей не по признаку происхождения, а по принципу обладания определенными познаниями и способностями. Центральными моральными принципами гуманистов были те, которые они называли «достоинством» и «доблестью». Пико делла Мирандолла (1463-1494) в своей «Речи о достоинстве человека» писал: «Великое чудо есть человек!» Суть человеческого достоинства великий итальянский гуманист видел в том, что человек не имеет определенного места во Вселенной. Он сам, по своей воле может быть и выше ангелов, и ниже скотов. Его судьба находится в его собственных руках.

С одной стороны, гуманисты утверждали принципы буржуазного индивидуализма, что противоречило католическому мировоззрению. С другой стороны, они обращались к источникам первоначального христианства. Несмотря на то, что все они были христианами, к текстам «Священного Писания» они подходили с точки зрения исторической критики. Но гуманизм не мог стать знаменем идеологической революции. Гуманисты – это узкий кружок людей, писавших на классической латыни, не имеющий связей с широким «миром людей».

Другим не менее важным источником Реформации стали средневековые еретические учения, так называемая, религиозная оппозиция католицизму. Что такое ересь? Как известно, ересь – это особое вероучение, отклонение в вопросах религиозной догматики. Еретические учения возникли очень давно, вероятно, вместе с христианством. И только в XIV-XV вв. в еретических учениях были сформулированы многие положения XVI века. К таким ересям можно отнести выступления Джона Виклефа в Англии, Яна Гуса в Чехии и др. Они отличались от ранних ересей тем, что в них уже звучат социальные идеи, земные устремления, надежды на лучшую жизнь на земле. Фридрих Энгельс писал: «Из равенства сынов божьих она (ересь) выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ».

Одно время в марксистской историографии была тенденция называть ереси XIV-XV вв. ранними реформационными движениями, или даже раннебуржуазными революциями. Однако это не верно. Еретические движения пока не вышли за рамки Средневековья и не стали общеевропейским явлением, как это стало с Реформацией. Но никакие идеологические теории не могут существовать независимо от общества и человека. В XV веке для Реформации созрели определенные предпосылки:

а) рост городов, развитие промышленности и торговли изменили менталитет средневекового бюргерства;

б) изменения в менталитете, а именно, отход от корпоративности, замкнутости, привели к повышению культурного уровня, "подъему чувства личности" в обществе - стремлению к свободе;

в) в среде духовенства (возможно, на уровне интуиции) возникает убеждение, что церковь уже не является «народной», ее нужно приспособить к нуждам людей (новых классов и социальных групп). Что же необходимо сделать для этого? Необходимо изменить традиционную католическую догматику и создать народную бюргерскую церковь. Это и сделали бюргерские реформаторы или, как их называют сейчас, протестанты XVI века – Лютер, Цвингли, Кальвин.

3. Основные положения протестантизма. Направления Реформации

Каковы же основные положения протестантизма?

Сделаем предварительные замечания:

а) протестанты не отрицали христианскую догматику вообще, а только отдельные ее части;

б) они разделяли католический тезис о «природной» греховности человека.

Что же нового они внесли в христианскую догму?

1. Идеологи Реформации выступали с утверждением, что человек для спасения своей греховной души не нуждается в посредничестве церкви. Спасение человека достигается не внешней религиозностью, а внутренней верою каждого. Впервые это положение протестантизма было четко сформулировано Мартином Лютером. Его знаменитый тезис так и назван «об оправдании верой». Это положение отрицало необходимость католической церкви в том виде, в каком она была в Западной Европе. А именно, отрицалось особое положение духовенства как посредника между Богом и людьми. В католицизме духовенство крайне необходимо, именно оно передает человеку т.н. «сверхблагодать». В ее помощью грешник и спасется на том свете. Черпает же «сверхблагодать» клир из «сокровищницы добрых дел». Продажа индульгенций (сверхблагодати) как способа отпущения грехов получила широкое распространение именно на рубеже XV и XVI столетий.

Реформаторы выступили против этого положения католицизма, опираясь на тезис «об оправдании верой». То есть, каждый человек спасется только собственной верой. Вера же не является свободным выбором людей, она есть Божья милость. Таким образом, с одной стороны, протестантизм провозглашает свободу личности, а с другой – сразу же эту свободу ограничивает. Выступая против торговли индульгенциями, реформаторы начали свою борьбу с папским Римом и католической церковью.

2. Протестанты отвергали авторитет Священного Предания, то есть постановления церковных соборов. Единственным источником религиозной истины, по их мнению, является Священное Писание, то есть Библия. Постановления церковных соборов созданы людьми, а все люди грешны. Поэтому Священное Предание не может быть безусловным авторитетом для верующих. Для всех реформационных учений было характерно обращение к раннехристианской церкви, к ее истокам, к ее общинной организации и т.д.

В отечественной марксистской историографии (М.М.Смирин, Ю.К.Некрасов, В.Е.Майер и др.), исходя из классового подхода анализа любых исторических явлений, принято выделять три направления в Реформации: 1) бюргерско-буржуазное; 2) народное или крестьянско-плебейское; 3) королевско-княжеское. Общим для всех трех направлений было признание двух основных положений Реформации: об оправдании верой и об истинности только Священного Писания. Следует помнить об условности всякой схемы, она присутствует и в этом разделении.

1. Бюргерско-буржуазное направление, считали отечественные медиевисты, наиболее четко отражено в учениях Лютера, Цвингли, Кальвина. Бюргерские реформаторы требовали упразднения сложной церковной иерархии, пышности культа, почитания икон, святых, сокращения многочисленных христианских праздников, словом – «дешевой церкви». Это соответствовало интересам нарождающейся буржуазии. Дешевая церковь устраняла монахов, прелатов, римскую курию, все то, что было в церкви дорогостоящим. Бюргерство при этом рассчитывало обогатиться за счет изъятия – секуляризации церковных земель. Ф. Энгельс писал: «Вся протестантская Реформация, если отбросить мелочные споры по поводу догматов, являлась широко задуманным планом конфискации земель». Думается Энгельс, а вслед за ним и историки традиционной советской школы, упрощают ситуацию до «обыденного». Вряд ли Лютер, Кальвин и другие реформаторы в первую очередь руководствовались этим правилом. Для них главной была идея обновленной церкви. Другое дело – умеренное немецкое бюргерство, или алчная королевская власть в Англии и других странах. Говоря о бюргерско-буржуазном направлении Реформации, историки марксистской школы подчеркивают его крайнюю неоднородность. Они выделяют в нем умеренное и радикальное крыло. Представители умеренного крыла, в первую очередь Мартин Лютер, могли и шли на компромисс с феодальными силами, в частности с князьями. Среди идеологов радикального направления наиболее последовательным был Жан Кальвин. Его учение – кальвинизм, дало буржуазии идеологическое оружие и организационные формы борьбы с феодализмом. В этом вопросе отечественная историография близка к позиции Макса Вебера. Он считал, что реформация Жана Кальвина содержала религиозное оправдание нормам буржуазной морали (учение о предопределении и мирском призвании).

2. Народное направление Реформации выражало интересы крестьянства и городского плебса. Высшим проявлением народной Реформации была крестьянская война 1524-1525 гг. в Германии. Здесь борьба против церкви вылилась в борьбу против существующих порядков, против феодального строя в целом. Томас Мюнцер, один из самых радикальных народных реформаторов, основываясь на Священном Писании, требовал восстановления раннехристианского равенства для всех членов религиозной общины. Представители этого направления не только добивались ликвидации церковной иерархии и духовного землевладения, но и выступали за упразднение духовной и светской власти вообще, и установления «царства Божьего на земле». При этом будущий строй мыслился ими или как строй, основанный на принципах охлократии, или же они доходили до идеалов примитивного утопического коммунизма, выступая за народовластие и требуя общности имущества. Общность имущества вожди крестьянско-плебейской Реформации предлагали осуществить в отношении земли, которая объявлялась собственностью всего народа. Отсюда и Реформация понималась ими как социальный и политический переворот в интересах простого народа, в первую очередь крестьянства. Результатом такого переворота должно стать установление «царства Божьего на земле», то есть строя социальной справедливости.

Кроме анабаптистов во главе с Мюнцером, к народному направлению Реформации относились социниане (ариане), особенно их левое крыло. Кто такие социниане? Это последователи религиозного учения Млия Социна (1525-1562) и его племянника Фауста Социна. Они отвергали догмат о Троице, говорили о единстве Бога. Христос, по мнению социниан, это человек. Социниане отрицали учение о первородном грехе. Авторитет Священного Писания признавался ими постольку, поскольку его содержание не противоречило разуму человека. Члены этой секты большое внимание уделяли образованию. В конце XVI-начале XVII вв. их учение получило распространение в Речи Посполитой. Но католическая реакция изгнала социниан из страны. В дальнейшем последователи этого учения расселились в Пруссии, Голландии и даже Северной Америке.

Однако далеко не во всех странах Реформация – это движение «снизу» или «движение низов». В ряде государств Западной Европы реформационные идеи используются королями в своих целях. Реформация проводится королевской властью, т. е. «сверху».

3. Реформация «сверху», по-мнению традиционной отечественной историографии, это королевско-княжеское направление в движении. Она была связана с попыткой королей и князей уменьшить влияние церкви на политику государств. Королевско-княжеская Реформация решила важнейший вопрос того времени, вопрос о месте церкви в политической системе государства. Чтобы подчинить церковь государству, нужно было не только лишить ее притязаний на светскую власть, но и уничтожить ее экономическое могущество. Поэтому Реформация «сверху» сопровождалась секуляризацией церковных земель в пользу светской власти. О мотивах секуляризации ярко и образно писал еще в первой трети XV веке чешский реформатор Ян Гус: «Миряне видят, что богатые священники носят одежду более пышную, чем они, что у священников и кони красивее и стол обильнее и жены прекрасней, что всего – и оружия и одежды у них больше, чем у мирян. Поэтому многие посягают на их богатство словом и делом, иные из зависти, а иные, как, например, короли и князья по праву».

Королевская власть в Англии, Швеции, Норвегии, Дании, проведя Реформацию, лишила церковь земель, распустила монастыри, всецело подчинила церковь государству. В таких случаях шел процесс укрепления абсолютизма, что, несомненно, было прогрессивным явлением.

Отличительные особенности имела Реформация во Франции. Здесь реформационные идеи были использованы феодальной знатью в борьбе с королевской властью. Начались длительные гражданские войны. Только в конце XVI века в стране установился мир.

В традиционной советской историографии выделяются три этапа Реформации:

1. Лютеранский этап - 20-30 гг. XVI в.

2. Кальвинистский этап 40-50 гг. XVI в.

3. Политическое и идеологическое противостояние протестантизма и католицизма с середины XVI века и до окончания Тридцатилетней войны 1648 г.

Характер реформационного движения в разных странах отличался и по своей сложности, и по задачам, и по результатам. Борьба шла не только между сторонниками Реформации и ее противниками, но и внутри реформационного лагеря, например, между Лютером и Цвингли. В XVI веке Реформация охватила большинство стран Западной Европы. Центром же и исходным пунктом реформационного движения была Германия. Германия представляла собой в экономическом отношении страну с разнородными тенденциями: были отрасли явно буржуазного типа, однако сохранилась и даже процветала цеховая система; в деревне широкое распространение получило товарное земледелие, но наблюдались все признаки феодальной реакции и возврата к крепостничеству. В политическом отношении Германия представляла конгломерат светских и духовных княжеств абсолютистского типа, но при этом оставалась Империей, объединенной чисто формальной властью выборного императора. И главное – ни одна страна Европы не имела столько земель, принадлежащих духовенству, как Германия. Вероятно, все это и сыграло главную роль в том, что Реформация началась именно в этой стране.

Л Е К Ц И Я 6

ГЕРМАНИЯ В XVI-XVII вв. РЕФОРМАЦИЯ И АБСОЛЮТИЗМ

1. Экономическое развитие Германии накануне и после Реформации.

2. Социально-политическое состояние страны. Предпосылки Реформации.

3. Учение Мартина Лютера и его деятельность.

4. Германия в период Реформации (1517-1555гг). Княжеский абсолютизм.

Литература

1. Белов Г.фон. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии. - М., 1912.

2. Вебер М. История хозяйства. - М., 2000.

3. Зомбарт В. Современный капитализм. - М., 1903. - Т.1.

4. Лампрехт К. История германского народа. - М., 1896. - Т.3.

5. Майер В.Е. Крестьянство Германии в эпоху позднего феодализма. - М., 1985.

6. Некрасов Ю.К. Реформация и Крестьянская война в германских землях XVI в. как раннебуржуазная революция. - Вологда, 1984.

7. Ранке Л.фон. История Германии эпохи Реформации. - М.,1898. -Т. 1- 6.

8. Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед Реформацией. - М., 1952.

9. Таценко Т.Н. Немецкое дворянство XVI // Европейское дворянство XVI-XVII вв.: Границы сословий. - М., 1997.

10. Циммерман В. История крестьянской войны. - М., 1937. - Т.1-3.

11. Янсен И. Экономическое, правовое и политическое состояние германского народа. - СПб., 1898.

1. Экономическое состояние Германии накануне и после Реформации

Исходным пунктом Реформации в Европе стала Германия. Это было связано с особенностями экономического и социально-политического положения Германии в XV-XVI вв. Государственная раздробленность, засилье папства, огромные церковные землевладения привели к тому, что антипапские настроения в Германии были особенно сильны. Главной задачей, стоящей перед Германией, было устранение политической раздробленности и установление национального единства.

В XVI веке Германия была страной с крайне неравномерным экономическим развитием: быстрый прогресс в одних отраслях хозяйства и отсталость, регресс в других. Попробуем выделить прогрессивные отрасли экономики. Главную роль в немецкой промышленности играло горнорудное дело. В 1470-1530 гг. Германия занимала первое место в Европе по добыче серебра. Это превосходство она сохранила вплоть до массового притока в Европу драгоценных металлов из Америки, но и тогда немецкие предприниматели продолжали господствовать в этой отрасли благодаря своим тесным связям с Испанией – главным поставщиком золота и серебра из Нового Света. Крупные торговые фирмы Фуггеров, Вельзеров и Гохштеттеров владели горными разработками не только в Германии, но и в Чехии, Венгрии, австрийских землях. Как было организовано производство на горных рудниках?

Уже в середине XV века в горном деле создавались товарищества разбогатевших рудокопов и плавильщиков. Они брали в лен горные участки и плавильные печи, проводили техническую реконструкцию, нанимали рабочих. В конце XV века появились паевые товарищества состоятельных бюргеров и купцов. Они строили плавильни, углубляли шахты, авансировали мелких и средних собственников рудников и плавилен. Но! Владельцами горных регалий были крупные княжеские фамилии. Богатейшие месторождения благородных металлов составляли основу финансового и военного могущества немецких князей. Императоры дома Габсбургов и влиятельные князья, постоянно нуждаясь в деньгах, заключали займы с крупными торгово-ростовщическими фирмами и закладывали горные богатства своих территорий тем же Фуггерам и т.д. Фуггеры и другие владельцы из Южной Германии сдавали горные промыслы предпринимателям или сами участвовали в эксплуатации рудников. То есть процесс капитализации производства шел и снизу и сверху. «Верхние» торгово-ростовщические формы капитализации постепенно вытеснили «нижние» купеческо-промышленные, что привело к кризису этой отрасли в конце XVI-середине XVII вв. С середины XVI века начинается усиленный отток капиталов из горного дела. Разбогатевшие новые патрицианские и купеческие фамилии сближаются с феодальной земельной аристократией, приобретая сеньории, поместья и замки.

С новыми формами развития было связано и текстильное производство. Оно было развито в Средней, Южной и Юго-Западной Германии. Развитие ткачества выражалось в освоении выпуска новых видов тканей из смешанных волокон льна и хлопка, шерсти и шелка: бумазеи, бархата, парчи; из хлопчатобумажной пряжи, шелка, тканей, изготовленных по новой технологии: легкого и дешевого сукна – зойген. Немецкое ткачество ориентировалось как на местный рынок, так и на экспорт, работало как на своем, так и на привозном сырье – хлопок привозился из стран Средиземноморья, шерсть – из Англии. Какие же формы организации производства преобладают в это время? Рассеянная мануфактура, система раздач и цеховое производство. Кризис цеха в этой отрасли проявился в том, что экономически наиболее сильными были цехи, связанные с заключительными операциями производства товарной продукции. Например, цех красильщиков мог подчинить цехи прядильщиков и чесальщиков. Из такого цеха выходили отдельные предприниматели, которые стремились в обход цеха расширить производство за счет раздаточно-скупочных операций. Цеховые ремесленники боролись с этими «нововведениями» как могли. В XVI веке широкое распространение получили «коллективные договоры» цехов с купцами о поставке сырья, красителей, полуфабрикатов. Такие договоры создавали иллюзию законности и регламентации, на самом же деле свидетельствовали о зависимости ремесленников-мастеров от предпринимателей-купцов.

Централизованные мануфактуры создавались в книгопечатании, судостроении, производстве бумаги и стекла.

Центром раннего капитализма был немецкий город. Германия славилась обилием городов, торговых и ремесленных центров. Города были имперскими, «вольными» и княжескими. Последние управлялись светскими или духовными князьями. На рубеже нового времени крупнейшими городами были Аугсбург, Кёльн, Нюрнберг, Страсбург и др. Как известно, в отличие от других европейских городов они не сыграли объединяющей роли в процессе становления национальной государственности: слишком различны были их интересы. Богатые независимые города Северной Германии, объединенные в Ганзу, вели торговлю с Нидерландами, Англией, Скандинавией, Балтией, а южно-немецкие города ориентировались на Италию и Средиземноморье. Это служило препятствием для складывания единого внутреннего рынка. Упадок Ганзы в XVI веке не отразился на экономическом процветании Гамбурга – он по-прежнему играл ведущую роль в торговле со странами Северной Европы.

Экономический кризис стран Средиземноморья, особенно Италии, заставил южно-немецкие города переориентироваться на торговлю с Испанией, а через нее с Новым Светом.

Немецкий город XV-XVI вв. – средоточие и двигатель цивилизации, – считает А.Л.Ястребицкая, становится центром культуры и учености, с которым уже не могли конкурировать резиденции сельской знати и еще не могли состязаться дворы территориальных князей. Городская среда сформировала характерный для эпохи новый тип личности: «делового человека», бюргера-предпринимателя, участника региональной и заморской торговли, коммерсанта или, подобно Якобу Фуггеру из Аугсбурга, главу фирмы, финансиста; деятеля гуманистической культуры, как нюрнбергский патриций Виллибальд Пиркгеймер; купца-мецената, как знаменитый книгоиздатель Антон Кобергер из Нюрнберга, и т.д. В XVI веке растет число немецких городов: наряду со старыми «цеховыми» городами появляются новые города, не связанные ни строгим городским правом, ни цеховой регламентацией. Именно в них исследователи нередко находят новые капиталистические формы организации ремесла и торговли.

О германской торговле нужно сказать отдельно. Мы уже отмечали, что политическая раздробленность страны препятствовала складыванию единого внутреннего рынка. Однако региональные рынки в Германии были. В их становлении большую роль сыграли ярмарки: общеимперские и региональные. На них все чаще продавались предметы массового потребления и сырье: английская шерсть, хлопок и шафран из Италии и Франции, лен из Пруссии, вайда из Тюрингии, вино, пиво, зерно, скот, рыба и т.д.

Торговля была розничная и оптовая. Оптовая торговля велась как отдельными купцами-оптовиками, так и купеческими компаниями. Компании были, как правило, семейными корпорациями. С возвышением торгово-ростовщических фирм, например, фирмы Фуггеров, происходила монополизация ими внешней торговли. Такие компании-монополии имели свои представительства в различных странах Европы и были богаче королей. Не случайно Якоб Фуггер писал Карлу V: «...без моей помощи Ваше императорское Величество не могли бы получить римской короны».

Однако, несмотря на высокий уровень развития городской жизни, Германия заметно отставала от государств, развивающихся на национальной основе, например, от Англии:

а) в раздробленной стране не было столицы и не могло сложиться единого экономического центра, типа Лондона или Парижа;

б) усиление территориальных князей и городов привело к жесткой таможенной политике. Чтобы провести товар с Севера на Юг, нужно было заплатить несколько десятков таможенных пошлин. Не случайно, в Гейльброннской программе 1525 года содержится предложение «устранить все имевшие доселе место пошлины, провозные поборы (Glait), пошлины на съестные припасы (Ungelt)».

Развитие капитализма в промышленности изменило и немецкую деревню. В.Е.Майер считал (как и Ф. Бродель), что эпоха позднего феодализма в Германии длилась с начала XVI до конца XVIII в. За 300 лет земледельческое производство трижды переживало заметный подъем. Первая волна подъема происходила в начале XVI века, до Крестьянской войны. Вторая волна относится к самому концу XVI века и первым восемнадцати годам XVII в. (т.е. до Тридцатилетней войны).

В третий раз сельское хозяйство Германии заметно оживилось с 50-х годов XVIII века.

Остановимся более подробно на XVI столетии. В отечественной историографии принято выделять три аграрных региона Германии: Восточная и Северо-Восточная Германия; Западная и Северо-Западная Германия; Южная и Юго-Западная часть страны. Эти регионы, несмотря на ряд общих черт, имели существенные различия в своем аграрном развитии.

1). Восток и северо-восток. Это область колонизации, плодородных почв и пашенного земледелия. Основной культурой была рожь. В Заэльбье в конце XV века утвердилась система рыцарских поместий. Рыцарское хозяйство использовало труд крепостных крестьян и поденщиков. Крестьяне-колонисты не могли конкурировать с рыцарями в производстве товарного хлеба (экспорт его шел через Ганзу в страны Балтии). Феодальная реакция здесь проявилась в том, что рыцарство, получая большие прибыли от торговли зерном, стремилось расширить свои имения за счет узурпации крестьянских наделов, прикрепления крестьян к земле и перевода их на барщину. Эти тенденции усилились после Крестьянской войны 1525 года, когда в Мекленбурге, Бранденбурге, Пруссии, Померании были созданы крупные рыцарские товарные хозяйства – фольварки, основанные на труде крепостных. Так в этом районе, по мнению историков марксистской школы, происходило второе издание крепостничества.

2) Запад и северо-запад. Здесь зерновое хозяйство сочеталось с мелким скотоводством. Рост цен на мясо, молочные продукты и шерсть стимулировал товарное скотоводство, особенно овцеводство, вблизи крупных городов в Рейнской области и по Майну. Кто же занимался разведением скота? В начале XVI века к западу от Эльбы развитие аграрных отношений протекало в рамках сеньории, и производство основной массы продуктов производилось не на господском домене, а в крестьянских хозяйствах. Право майората препятствовало дроблению крестьянских наделов, поэтому здесь была распространена мейерская и крестьянская аренда, а барщина не играла существенной роли. Аренда в форме издольщины открывала путь для освобождения крестьян от феодальной зависимости и развития капитализма. Но, положение изменилось уже в 20-е годы – феодальная реакция нашла выражение в этом регионе в захвате сеньорами общинных угодий в связи со стремительным ростом господского скотоводства, посевов под технические культуры; посягательстве на даровой крестьянский труд путем введения не фиксированных новых повинностей; в наступлении на права крестьян-арендаторов: издольщина заменялась фиксированной арендной платой, внедрялась барщина, ограничивались наследственные права крестьян, наследственные держания заменялись пожизненными или срочными.

3). Юг и юго-запад. Районы Вюртемберга и Швабии специализировались на выращивании садово-огородных и технических культур. В меньшей мере здесь было распространено скотоводство и производство зерна. До середины XVI века из зерновых культур значительное место занимала полба. Однако к концу XVI века князья Юго-Западной Германии, обеспокоенные проникновением иностранного хлеба на рынок, издают законы, поощряющие расширение посевных площадей под зерновые. Так, в Швабии полба вытесняется твердой пшеницей, в Вюртемберге наряду виноградарством растет производство зерна. Владетелями земель в регионе были или мелкие князья или города. И те, и другие сдавали большую часть земли в аренду на условиях издольщины. Небольшие крестьянские хозяйства специализировались на производстве одного какого-либо продукта (зерно, мясо, виноград, вайда, фрукты и т.д.) и ориентировались на местный спрос. На протяжении XVI века в регионе все шире используется барщинный труд, сеньоры почти всегда оплачивали часть труда барщинников или кормили их за свой счет.

Особенностью данного региона было многообразие форм владения землей: от крупных мейерских хозяйств (арендаторами в данном случае выступали зажиточные крестьяне и горожане) до мелких и средних держаний феодального типа. Интересное наблюдение сделал В.Е.Майер: все держатели земли платили многочисленные налоги, натуральные оброки, денежные чинши, баналитеты, арендаторы же домениальной земли были свободны от налогов. Имущественное расслоение в деревне здесь было особенно сильным. Пауперизация заставляла крестьян заниматься извозом, наниматься поденщиками, слугами. Это и привело к активному участию южного крестьянства в войне 1525 года. После войны на крестьян были возложены денежные платежи в качестве компенсации «за ущерб». Усиливается феодальный нажим, растет налогообложение. Во многих районах Юго-Западной Германии крестьяне были прикреплены к земле и могли уходить, только заплатив «откупной взнос».

Наши рекомендации