Главный вопрос, который стоит перед обществом, как вырастить человека, которым невозможно будет манипулировать?

--
Ошо «Радость, которая приходит изнутри».


Случилось так, что один из великих русских писателей Максим Горький, посетил Америку. Ему показали всевозможные вещи, изобретенные американцами, чтобы развлекать себя, чтобы в них потеряться. Экскурсовод надеялся, что он будет очень доволен. Но чем больше видел Максим Горький, тем более несчастным и грустным он казался. Экскурсовод спросил его:
-Что случилось? Разве вы не понимаете?
-Понимаю,- сказал Максим Горький. – Именно поэтому мне и грустно. Наверное, эта страна совсем лишена радости; иначе не было бы необходимости в таком количестве развлечений.

То, что мы обычно считаем радостью, - не радость; самое большее – это развлечение. Это просто способ бежать от себя. Это способ опьянить себя, способ в чем то себя утопить, чтобы можно было забыть свое страдание, беспокойство, тоску, тревогу. Поэтому считаются радостью всевозможные развлечения, но это не так! Все что приходит снаружи, - не радость, не может быть радостью. Все, что от чего-то зависит, - не радость и не может быть радостью. Радость возникает из самого вашего ядра. Она абсолютно независима – не зависима ни от какого обстоятельства. И это не бегство от себя, по сути это столкновение с собой. Радость возникает, только тогда когда вы приходите домой. Таким образом все что известно под названием радости – ее прямая противоположность, просто диаметральная противоположность: это не радость. По сути вы ищете развлечений потому, что лишены радости.

Только лишенный радости человек нуждается в развлечении. Чем меньше радости становится в мире, тем больше нам нужны телевизор, кино, аттракционы и еще тысяча и одна вещь.Нам все нужнее алкоголь, новые виды наркотиков – просто чтобы избежать наполняющего нас страдания, просто чтобы не приходилось сталкиваться лицом к лицу с наполняющей нас болью, просто так или иначе забыть все это. Но путем впадения в забытье ничто не будет достигнуто. Таким образом ,радость означает: войти в собственное существо. Поначалу это трудно, тяжело. Поначалу вам придется столкнуться со страданием. Но чем глубже вы входите, тем выше это вознаграждается, и вы начинаете становится более цельным.

Каждый ребенок рождается экстатичным. Экстаз естественен. Это не что-то такое, что случается только с великими мудрецами. Это нечто, что все мы приносим с собой в мир, с ним приходит каждый. Это глубочайшее внутреннее ядро жизни. Это часть того, чтобы быть живым. Жизнь – это экстаз. Каждый ребенок приносит его с собой в мир, но затем на ребенка набрасывается общество, начинает разрушать возможность экстаза, начинает делать его несчастным, начинает обуславливать ребенка.

Общество невротично, и оно не может допустить существования экстатичных людей. Они для него опасны. Попытайтесь понять этот механизм- тогда все будет проще. Нельзя контролировать экстатичного человека. Экстатичный человек неизбежно будет свободным. Экстаз-есть свобода. Когда вы экстатичны, вас нельзя довести до рабского существования. Вас не так легко разрушить: вас нельзя убедить жить в тюрьме. Вам хочется танцевать под звездами, вам хочется гулять вместе с ветром, вам хочется разговаривать с Солнцем и Луной. Вы живете собственную жизнь и делаете собственное дело.

Для общества это очень трудно. Если экстатичных людей будет много, общество почувствует, что разваливается на части. Его структура больше не сможет сохраняться. Экстатичные люди будут бунтарями. Помните, я называю его «бунтарем». Революционер – это тот, кто хочет изменить общество, но он хочет заменить его другим обществом. Бунтарь- это тот, кто хочет жить как индивидуальность, и ему хотелось бы, чтобы в мире не было никакой застывшей социальной структуры. Бунтарь- это тот, кто не хочет заменять это общество никаким другим обществом, потому что все виды общества оказались одним и тем же. Капиталист, коммунист, фашист, социалист – все они двоюродные братья, между ними нет большой разницы. Общество есть общество. Все церкви оказались одними и теми же- индуистская, христианская, мусульманская. Как только структура получает власть, она хочет, чтобы никто не был экстатичным, потому что экстаз против структуры.

Бунтарь – это тот, кто не хочет поддаваться правлению. Бунтарь – это тот, кто не хочет в мире никакого правления. Бунтарь – это тот, кто доверяет природе, а не созданным человеком структурам, который доверяет, что если оставить природу в покое, то все будет чудесно. Так оно и есть.
Вся эта безграничная вселенная продолжается без всякого правительства. Животные, птицы, деревья, все сущее продолжается безо всякого правительства. Почему в правительстве нуждается человек? Почему человек невротичен, что не может без правителей? Есть некий порочный круг. человек может жить без правителей, но он никогда не получал такой возможности. Как только вы узнаете, что можете жить без правителей, кому вообще захочется чтобы они были? Кто будет их поддерживать?

С самого детства нам не позволяют испытывать вкус свободы, потому что, однажды испытав, что такое свобода, мы не смиримся, не пойдем на компромисс, - тогда мы не будем жить в темной клетке. Мы скорее умрем, чем кому-нибудь позволим низвести нас в рабство. Мы сможем постоять за себя. Если однажды ребенок (а в душе ребенком является каждый человек) испытает вкус свободы, он никогда не станет частью никакого общества, никакого клуба и никакой политической партии. Он будет оставаться индивидуальностью, он будет свободным и создавать вокруг себя пульсацию свободы. Само его существо станет дверью в свободу.
Человеческие существа могут быть безмерно счастливы и безмерно несчастны – и они свободны в выборе. Эта свобода таит опасность, эта свобода очень трудна, потому что ответственность ложится только на вас.


--
Беседы с мастером Хора « Или Я- или весь Мир».
Как только вот этот культурно-традиционный гипноз спадает с человека - начинает проявляться совершенно другой человек. Человек международного класса, международного мышления, а не местечкового. Таким человеком сложно управлять, такого освобожденного человека, как куклу за нитки уже не повести, не подергать.

Наши рекомендации