Предпосылки внедрения проектного управления в деятельность органов власти в России.
Два уровня инновационной деятельности (инноватики): операционный и стратегический.
Операционная инноватика обслуживает текущие краткосрочные цели организаций - получение текущих прибылей за счет стабильно действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных инноваций - отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах. Речь идет об изменениях в рамках конструкторского и технологического сопровождения производства, в рамках его технической подготовки.
Стратегическая инноватика призвана решать глобальные цели организаций по их выживанию в долгосрочной перспективе, способствовать достижению целей, направленных не на получение текущих прибылей, а на удовлетворение потребностей.
Инновационная деятельность такого масштаба не может ограничиваться одной функцией (пусть даже называемой проектированием), так как она органически представляет собой бизнес в целом (в целостном восприятии - от идеи продукта до его коммерческой реализации), интегрирующий исполнителей всех стадий цикла создания и реализации нового продукта, т.е. исполнителей всех функций организации. Здесь мы имеем дело уже не с функцией, а с проектом. Поскольку стратегическая инноватика требует значительных ресурсов организации, исполнители проекта конкурируют в потреблении ресурсов с исполнителями текущих стабильных процессов. Для одновременного осуществления обоих видов деятельности требуется их организационно разделить.
При организации стратегической инноватики необходимо провести большую работу по переходу от функционального мышления руководителей и исполнителей, ведущему к ограниченности восприятия задач и уходу от ответственности за конечные результаты всего дела, к проектному мышлению и проектному управлению, при которых вес функции, включая и само проектирование, и производство, и маркетинг, - всего лишь звенья одной цепи, которые должны служить одной цели, заключающейся в выпуске нового продукта, решающего проблемы потребителей.
Особенности стратегической инноватики как объекта проектного управления более четко видны из перечисленных ниже этапов.
1. Осознание необходимости стратегической инноватики. Исходные условия старта инновационных проектов обычно крайне неблагоприятны. Стратегическое управление по слабым сигналам отсутствует, и предприятия думают не о развитии, а о выживании. При этом отдельные улучшения в рамках операционной инноватики не только не спасают положения, а ускоряют катастрофу, поскольку создают ложные иллюзии, отнимают время, отвлекают ресурсы. Нужны радикальные преобразования организации, т.е. нужна стратегическая инноватика. Новый руководитель осознает, что без коренного перелома хода дела предприятие обречено и постепенно формирует контуры стратегической инноватики.
2. Необходимость лидера для успешной реализации инноваций. Для операционной инноватики достаточно менеджера, назначенного администрацией для планирования, организации, контроля работ по проведению изменений. Для стратегической инноватики требуется не менеджер, а лидер. Только лидер может объединить и вести участников сложного и непредсказуемого инновационного процесса, поскольку лишь лидер способен выдвигать далеко не очевидные (порой парадоксальные, но единственно возможные) решения, казалось бы, тупиковых ситуаций и только лидеру могут в этом случае поверить участники. Требуется содействие в выдвижении и становлении лидера (хотя чаще будущие лидеры выдвигаются сами).
3. Формулирование концепции инновационных изменений. Лидер вскрывает всю глубину кризисного положения, разрабатывает и выдвигает концепцию радикального развития организации, опираясь на возможности предприятия и потенциал его сотрудников, на глубокое знание и предвидение состояния внешней среды. В концепции, помимо целей и подходов к их ресурсному обеспечению, определяются принцип построения структуры, ключевые позиции структуры, на которые подбираются ключевые фигуры, способные возглавить свой участок и работать в команде, т.е. продвигать свое дело в координации с другими исполнителями и сообразуясь с интересами организации в целом.
4. Формирование структурной основы проекта. Лидеры уделяют преобразованию структуры самое пристальное внимание как залогу успеха. Это могут быть разные решения, в основе которых лежит создание сильной конструкторской и технологической базы, повышение ее роли до главного структурного звена и разделение ее на специализированные группы: разработки текущих проектов; разработки новых проектов; разработки и формулирования стратегического плана и поиска принципиально новых технологий; работы с кадрами и управления производительностью труда. Исходя из намеченной структурной схемы, подбираются соответствующие руководители - исключительно по деловым признакам и умению работать в команде. При функциональном управлении права и ответственность средних руководителей и исполнителей часто жестко расписаны, хотя они также часто односторонние - исполнитель не наделяется достаточным объемом прав, зато чрезмерно нагружается ответственностью. В проектном управлении такой путь просто невозможен. Команде предоставляются самые широкие полномочия по решению своего круга вопросов в части и применяемых методов, и использования ресурсов. Тем самым реально повышается мобильность и ответственность руководителей.
5. Осуществление мероприятий по маркетингу научно-технической продукции. Маркетинг на ранних стадиях жизненного цикла инновации предполагает прогнозирование особенностей формирующегося рынка, включая оценку емкости будущего рынка, возможную ценовую политику, ключевые требования потребителей и др. Руководители проектов определяют, какую продукцию и какого качества, каким потребителям они будут предлагать. В силу ограниченности ресурсов, прежде всего инвестиций, и времени проводится ранжирование стратегических задач по установленным приоритетам в области потребления ресурсов и очередности решения. Выход из кризиса и завоевание рынка в долгосрочной перспективе возможны только через высокое качество работ: в системе разработки и реализации проектов главное - не допускать ошибок с первого раза (переход на принципы бездефектной работы). Проектное управление эффективно лишь при переходе к стратегическому партнерству с поставщиками, соисполнителями, потребителями.
6. Сжатие инновационного процесса во времени. При современном темпе обновления рынка последовательное осуществление всех стадий проекта невозможно. Параллельное выполнение работ сокращает цикл, требуется координация и совместная работа уже на ранних этапах и отдельных работах, т.е. связь каждого исполнителя с каждым. Сам процесс выполнения проектных работ итеративен, так как требует многократной увязки решений исполнителей. Поэтому современные процессы осуществления проектов носят параллельно-итерационный (перекрестный) характер. На этапе реализации продуктов проекта необходимы операционный маркетинг(подготовка продукта к рынку, сервис и поддержка) и операционная инноватика (работа с текущими разработками и проведение усовершенствований).
14 апреля 2014 г. Министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев утвердил Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти
На сегодняшний день проектное управление выделяют как отдельную отрасль знаний со своими стандартами, методикой, сводом знаний. Она рассматривает процессы, общие для всех проектов и не зависящие от предметных областей. Анализ основных определений проекта позволяют выделить ряд основных его признаков. Любой проект предполагает направленность на достижение конечных целей и определенных результатов посредством организованных мероприятий и в условиях ограничений по срокам, стоимости и ресурсам. Текущая деятельность, как правило, представляет собой повторяющийся процесс, поскольку выполняется в соответствии с существующими в организации процедурами. А вот проект носит временный, однократный характер и предполагает определенную степень уникальности (новизны), которая может относиться к создаваемому продукту или услуге, или к условиям достижения поставленных задач. С одной стороны, это позволяет решать новые задачи и внедрять инновации. Однако, с другой стороны, это делает проект более уязвимым, поскольку отсутствует достаточный объем информации для его успешной реализации. Продукт создается в ходе проекта единственный раз, что исключает возможность исправить допущенные в хо- де выполнения работ ошибки. С В 2014 году опубликованы «Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти», в которых «управление проектами» выступает как элемент проектно-ориентированной системы управления наряду с управлением мотивацией участников проектов, управлением компетенциями участников проектной деятельности, организационной и технологической поддержкой проектной деятельности.
Таким образом, данные стандарты используют проектное управление как более широкое понятие, чем просто управление проектом. В то же время в большинстве отечественных теоретических и практических исследований проектного подхода последних лет используют оба словосочетания «управление проектами», «проектный менеджмент» и «проектное управление».
Наиболее комплексный подход в этом смысле выработан стандартом, в соответствии с которым проектное управление выполняется с помощью применения и интеграции логически сгруппированных 47 процессов, объединенных в 5 групп процессов:
1. инициация;
2. планирование;
3. исполнение;
4. мониторинг и контроль;
5. закрытие. (работа по формальному и фактическому завершению проекта и обеспечение соответствия итогового результата техническому заданию, требованиям прочей документации, а также ожиданиям участников проекта, сдача результата проекта в эксплуатацию)
С 1 сентября 2012 года вступили в силу национальные стандарты по управлению проектами, программами и портфелями проектов, утвержденные Росстандартом 22 декабря 2011 года: • ГОСТ Р 54869—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»; • ГОСТ Р 54870—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»; • ГОСТ Р 54871—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой». Стандарты содержат требования к управлению проектом от его стартовой точки до завершения, а также к управлению программой и портфелем проектов на этапах их формирования и реализации. Отличие ГОСТ Р 54869-2011 от американского стандарта достаточно формальные. Таким образом, российские ГОСТы по управлению проектами аккумулировали в себе методологию международных стандартов, адаптировав ее к российскому законодательству с учетом накопленного отечественного опыта управления проектами (рис. 3). Отметим, что ГОСТы носят концептуальный характер и не накладывают избыточных ограничений на процессы управления проектами, программами и портфелями, предоставляя организациям самим определять методы реализации требований.
Для того чтобы стимулировать стремление организаций привести свою деятельность в соответствие со стандартами необходимо, чтобы это стало конкурентным преимуществом при размещении государственных заказов. Так, когда потенциальный исполнитель указывает, что его проектное управление по- строено в соответствии с национальным стандартом, безусловно, это должно ис- 44 пользоваться заказчиком в качестве дополнительного критерия для выбора данного исполнителя.
соотношение проектного и программно-целевого управлени.
1. На государственном (региональном и отраслевом) уровне проект выступает лишь как элемент программы определенного уровня, и речь идет о программно-целевом управлении с позиций этого уровня.
2. На предприятии каждый проект отражает определенную проблему, решаемую в системе программно-целевого управления.
Правительство Российской Федерации использует программные методы управления. В их основе - система программ и проектов. Программы - основа проводимой государством бюджетной политики, ориентированной на реализацию важнейших задач развития. Выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые и объектные целевые программы (ЦП) и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных.
Процесс разработки ЦП базируется на следующих понятиях и принципах программно-целевого планирования:
o целенаправленность - целевая ориентация программ на достижение конечных результатов;
o системность - разработка всей совокупности мер, необходимых для реализации;
o комплексность - соответствие частных целей (подцелей) генеральной цели;
o обеспеченность финансовыми, информационными, материальными и трудовыми ресурсами;
o приоритетность - ранжирование проектов и программ по срочности исполнения и обеспечения ресурсами;
o экономическая безопасность проектов программы;
o согласованность программ различных уровней;
o своевременность достижения требуемого конечного результата.
Сущность, принципы и особенности программно-целевого планирования в системе государственного и муниципального управления.
Понятие, принципы, методы
Основной понятийный аппарат программно-целевого планирования включает следующие элементы: программно-целевой подход, программно-целевое планирование, комплексная целевая программа, программно-целевой метод.
Программно-целевой подход - это наиболее общее понятие, характеризующее применение отдельных элементов программно-целевого планирования в практике принятия плановых решений по экономическому и социальному развитию объекта управления (особенно на начальных этапах разработки планов при формировании целей и определении основных путей их достижения). В частности, программно-целевой подход может быть использован не только при разработке комплексных целевых программ, но и в бизнес-планировании, долгосрочных и среднесрочных планах.
Программно-целевое планирование - это метод управления экономическим и социальным развитием страны (региона, отрасли, комплекса предприятий) с помощью разработки и осуществления специфических плановых документов - комплексных целевых программ. Программно-целевое планирование построено по логической схеме: "цели - пути их достижения - способы (инструменты) достижения цели - средства, необходимые для достижения цели". При этом цели в отличие от внутрифирменного планирования формируются для решения важной проблемы и носят более конкретный характер.
Комплексная целевая программа (КЦП, программа) представляет собой директивный и адресный документ, увязывающий по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее важной и насущной проблемы эффективными путями в установленные сроки.
Программно-целевой метод определяет приемы и способы разработки программ и отражает последовательность принятия программных решений во времени и пространстве.
Особенностью данного метода является не прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов.
Еще одной особенностью программно-целевого планирования является способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система, уже сложившаяся, и ее структура, а элементы программы, которые могут не совпадать с системой (разрабатываются мероприятия по изменению системы).
Основным достоинством программно-целевого метода в современных условиях является концентрация ресурсов на реализацию взаимосвязанных мероприятий, возможность контроля за их расходованием, корректировки и стимулирования их эффективного использования.
КЦП может иметь сроки, не связанные с плановыми периодами. В то же время показатели программ находят свое отражение в планах исполнителей программных заданий и мероприятий, что предопределяет разбивку программного периода на сроки, совмещенные с плановыми периодами. В России такие программы в основном разрабатываются и реализуются с привлечением бюджетного финансирования (из федерального, регионального или местного), что отразилось на структуре программ и на сроках выполнения заданий (они привязаны к системе государственного планирования, разработке и исполнению бюджетов).
В последующем практически в каждом регионе были разработаны программы развития той или иной сферы деятельности, наиболее важной для региона. В частности, практически повсеместно разработаны и реализуются региональные программы поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне разработано и реализуется в настоящее время около 100 целевых программ.
На предприятиях наиболее серьезные и стратегически важные проблемы в основном решаются с помощью бизнес-планов инвестиционного или предпринимательского проектов. В то же время предприятия участвуют в процессе разработки и согласовании мероприятий КЦП, если задания или мероприятия касаются деятельности предприятия или оно участвует в их реализации. В то же время в последнее время и на уровне крупных предприятий начали разрабатываться и реализовываться комплексные целевые программы, что сформировало новое направление в менеджменте - управление по программам. Это вызвано тем, что КЦП - это достаточно универсальный документ, с помощью которого возможно целенаправленно и эффективно решать наиболее важные проблемы.
Наиболее интенсивно программно-целевое планирование используется в России с 2000 года для решения социально-экономических проблем, связанных с качеством жизни, демографией, приоритетным развитием наукоемких отраслей, а также отраслей сферы услуг (туризма, культуры, гостиничного хозяйства и т. д.).
Отличительными особенностями КЦП как планового документа являются следующие:
- программа решает наиболее важную, приоритетную проблему, которая четко очерчена и локализована (перечень проблем и выделение из них наиболее важных, требующих программного решения определяется в стратегическом плане, когда обосновываются различные варианты развития предприятий, отраслей, комплексов в перспективе и определяется разрыв между возможным и необходимым их развитием. Этот разрыв и указывает на проблему, которая оценивается по степени влияния на результативность экономики страны, региона, межотраслевого комплекса, предприятия);
- цели, задачи и мероприятия программы конкретизированы под программную проблему, обеспечивая ее решение в необходимые, установленные сроки;
- мероприятия и выделенные для их реализации ресурсы носят адресный характер, что повышает подконтрольность и ответственность за реализацию мероприятий и целевое использование средств и ресурсов;
- программа обеспечивается ресурсами в приоритетном порядке, в полном объеме и в установленные сроки как по количеству, так и по качеству;
- программы в основном носят межотраслевой, межрегиональный характер и не привязаны к возможностям развития конкретных предприятий и их объединений;
- программы носят локальный характер, что предопределяет состав их участников независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности;
- программы носят эпизодический характер, и их необходимость отпадает при решении проблемы.
Правила, требования, рамки разработки и организации выполнения программ определяются принципами, которые формируются исходя из методологии программно-целевого планирования. Эти принципы можно условно разделить на две группы:
1) общие, на основе которых разрабатываются все плановые документы, в том числе и целевые комплексные программы (директивность планов и программ, научность и реальность плановых и программных мероприятий, преемственность планов и программ различных временных границ и др.);
2) специфические, присущие в большей степени только программам. К таким специфическим принципам относятся: комплексность мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, целенаправленность программных мероприятий на решение проблемы, единство целей и ресурсов.
Общие принципы планирования изложены в главе 1 учебника, поэтому в этой главе основное внимание уделяется специфическим принципам.
Принцип комплексности программных решений определяет необходимость отражения в программе мероприятий и заданий по цепочке их взаимосвязей, а также по исполнителям независимо от их отраслевой или организационно-правовой принадлежности. Таким образом, обеспечивается более строгая, чем в плане, межотраслевая увязка программных показателей, отражение в программе не только заданий отраслевого характера, но и задач для других отраслей, предприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Требование этого принципа может быть обеспечено при условии четкой формулировки цели программы и определении основных путей ее реализации. При этом необходимо более зримо очерчивать границы решаемой проблемы и круг организаций и предприятий, включаемых в программу.
Следующим принципом разработки программ, тесно взаимосвязанных с принципом комплексности, является целенаправленность. Принцип целенаправленности означает обеспечение приоритета цели, определяемой в виде конечного результата, над ресурсами.
Программа потому и называется целевой, что она направлена на достижение определенной цели. При формулировке цели программы учитываются, во-первых, долговременная цель развития объекта программно-целевого планирования, во-вторых, функции и задачи, выполняемые объектом планирования в перспективе, в-третьих, локальная проблема, на решение которой направлена программа.
Принцип единства целей и ресурсов предопределяет взаимоувязку намеченных заданий и мероприятий программы с ресурсами, исполнителями и сроками. Целесообразно по каждому заданию программы проводить расчет необходимых ресурсов (финансовых, трудовых по квалификационному составу, материальных по их структуре) при условии обеспечения повышения эффективности их использования. При этом необходимо определить и источники поступления ресурсов по их видам, объему, качественному составу.
Эти основополагающие принципы разработки программ определяют основные направления использования программно-целевого подхода для эффективного решения проблем в социально-экономическом развитии страны, региона, межотраслевого комплекса, предприятия.
Принципы программно-целевого планирования находят свое конкретное проявление в методах, приемах и порядке разработки КЦП как документа.