Характеристика государственной службы как социального института

Как социальный институт госслужба - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства. Своими истоками госслужба уходит в социальную природу.

Выступая элементом общественной структуры ГС имеет ряд особенностей присущих ей как социальному институту.

Во-первых, она представляет только свойственную ей сферу профессиональной деятельности со всем своим содержанием, формами и методами.

Во-вторых, ГС как связующее звено между государством и гражданином, призвана защищать права и интересы граждан.

В-третьих, ГС это своеобразная форма отражения общественных связей и отношений, показатель степени гуманности.

В-четвертых, ГС имеет социальную ориентацию, направленную на приближение конституционного идеала правового, демократического государства.

Выступая элементом общественной структуры, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту.

Во-первых, она представляет только свойственную ей сферу профессиональной деятельности. Всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях. Г.В. Атаманчук полагает, что государственная служба как социальный институт состоит из «двух системно организованных частей: а) норм, правил, стандартов, процедур, структур и других элементов, диктующих порядок осуществления государственной власти, а также требований, предъявляемых к тем, кто непосредственно участвует во властеотношениях, государственном управлении общественными процессами (правовая составляющая); б) граждан, профессионально подготовленных и постоянно участвующих в исполнении компетенции различных государственных органов (социальная составляющая)»

Во-вторых, как связующее звено между государством и гражданином государственная служба призвана защищать права и интересы граждан. Конституционное положение о том, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", выступает определяющим стержнем в деятельности государственных служащих, независимо от служебного статуса.

В-третьих, государственная служба как общественное явление представляет собой нечто большее, чем деятельность государственных служащих и органов управления. Это и своеобразная форма отражения общественных связей и отношений, показатель степени гуманности, человечности, существующих в обществе порядков.

В-четвертых, государственная служба не просто отражает общественные связи и отношения. Она имеет социальную ориентацию, направленную на приближение конституционного идеала правового, демократического государства к объективной реальности. В-пятых, государственная служба не только правовая, но и этическая система. Формируя правосознание граждан, она вместе с тем выступает носителем должной морали, моральных ценностей, ориентирует государственных служащих и граждан на соблюдение моральных норм, правил человеческого общежития. Социальная природа, смысл и назначение государственной службы предопределяют и соответствующий характер ее функционирования.

Особенности государственной службы как социального института:

•сфера профессиональной деятельности по защите прав, свобод и интересов граждан

•форма отражения общественных связей и отношений

•социальная ориентация на приближение конституционного идеала государства к объективной реальности

•не только правовая, но и этическая система - носитель должностной морали

ГС как соц. институт – организованная группа лиц, осуществляющих свою деятельность в иерархической самовоспроизводящейся системе ГО с едиными процедурами взаимодействия внутри себя и вовне, общим статусом лиц, исполняющих задачи ГО, направления деятельности которых определяется функциями государства.

ГС как соц. институт тесно связана с такими институтами как:

- институт права – ГС сама является правовым институтом и как правовой институт представляет собой систему правовых норм, кот регулируют отношении, складывающиеся в процессе организации самой системы ГС, статуса ГСлуж, гарантии процедур его реализации, а т.ж. механизма прохождения ГС

- эк институтами – ГС призвана обеспечивать проведение гос политики в эк области, осуществлять поддержку реального сектора экономики, гарантировать соблюдение эк прав и свобод, регулировать рыночные отношения и т.п.

- институтами гражданского общества – ГС является опосредующим звеном в системе взаимодействия государства и гражданского общества. С одной стороны ГС реализует функцию регулирования общественных процессов, а с другой стороны – повергается соц контролю.

- институтами, относящимися к соц сфере общества – ГС регулирует широкий круг соц проблем (соц защита, здравоохранение, образование, соц обеспечение и т.д.)

- институтами дух-культурной сферы общества – ГС сама воспринимает существующие в обществе системы ценностей и моральных норм, с др. стороны - особое место ГС в обществе предполагает культивирование в среде ГСлуж высоких моральных качеств и т.п.

Т.о. специфика ГС как соц института заключается в:

- организованность

- юридическая отрегулированность

- кадровое обеспечение

- внутренняя управляемость.

10. Функции государственной службы

Функции государственной службы - это основные направления деятельности государственной службы по ее кадрового, нормативно-правового и научного обеспечения, а также обеспечение реализации общих направлений политики в сфере государственной службы.

Функции государственной службы обусловлены объективными закономерностями. Содержание каждой функции определяется целями, которые стоят перед государством и государственным управлением, и спецификой объекта государственного управления, особенностями государственно-служебных полномочий, сферы деятельности и должностных обязанностей государственных служащих и т.д.
Рассматривая виды и классификацию функций государственной службы, целесообразно перечислить наиболее важные для современного этапа функции:

-регулировочные, то есть разработка и принятие правовых актов, повышения качества нормотворческой деятельности органов государственной власти;

-организационная, т.е. создание системы государственной службы и поддержание в ней порядка и законности;

-развитие кадровой политики и правового, экономического, социального, организационного и культурного институтов государственной службы;

-регулировочные, т.е. разработка и реализация политики, направленной на создание конкретных государственных программ;

-регулированию хозяйственной жизни в стране; управления предприятиями и учреждениями государственного сектора;

-регулирование деятельности предприятий негосударственного сектора;

-обеспечительных-восстановительная, т.е. обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

-принуждения, т.е. применение государством установленных в законодательстве мер государственного принуждения в строго определенных ситуациях как необходимый элемент демократического правового порядка;

-контроля, то есть обеспечение государственного контроля и надзора в сфере управленческой -деятельности государства.

как проф. деят-ти как правового института как социального института как политического института
Осуществление гос. управления: планирование, прогнозирование, принятие решений, исполнение, координация, информация, контроль, информация, контроль, стимулирование Организация аппарата на выполнение полномочий ГО Обеспечение ответственности, дисциплинированности аппарата Реализация законов гос-ва Разработка проектов законов и др. НПА о ГС Определение правовых правил прохождения ГС Разработка НПА, устанавливающих гос-служебные отношения Соблюдение законодательства о ГС Предупреждение нарушения законности Регулирование правового статуса ГС Правовая и соц защита ГС Производство гос соц услуг: образование, воспитание, правовая защита, безопасность. Реализация интересов, прав и свобод граждан. Эффективное решение соц задач гос-ва Регулирование и разрешение соц конфликтов Регулирование соц статуса ГС Защита политического строя страны Создание условий для укрепления взаимосвязи гос-ва с гражданами, соц группами и обществом в целом Преодоление отчуждения власти от народа Налаживание эффективных взаимосвязей политической элиты и ГС

Наши рекомендации