Социальная природа государственной службы
Государственная служба Российской Федерации, формируемая как социальный институт, призвана опираться на принципы взаимодействия государства и общества, соблюдения гражданских свобод и прав человека.
Демократический социально-правовой характер государственной службы проявляется в том, что она вступает в контакт с гражданским обществом и представляет государство в его действиях по защите общественных интересов в целом и человека - как отдельной личности.
Госслужащие нацелены прежде всего на обеспечение реализации функций власти, политики, управления.
Социально-правово йхарактер профессиональной деятельности госслужащего раскрывается в его участии в практической реализации политической линии, определяемой избранными народом руководителями, сочетающей индивидуальный, общенародный и государственный интересы. Такой социальный статус делает чиновника обладателем делегированной официальной власти.
Государственная служба имеет социальную обусловленность, т. к. преследует общественно-полезные цели и задачи, состоящие в служении общенародным интересам. Решая многие общественные и государственные задачи государственная служба выполняет функции обеспечения, исполнения и реализации государственной власти, которая должна обществу. Социальная природа государственной службы предопределены характером общественно-политического строя, социально-классовой структуры общества, типом государства.
Социальный характер функционирования государственной службы:
-качества государственных служащих (политические, профессиональные, личностные);
- реагирование на изменения, происходящие в обществе (создание атмосферы социального партнёрства - связующего звена между государством и обществом);
- демократические процедуры управленческой деятельности госслужащих (коллективный характер принятия управленческих решений, учёт и контроль принятия решений, личное и общественное подчинение).
Сущность государственной и муниципальной службы как социального института.
Как институциональное понятие государственная служба отличается многогранным и сложным содержанием, выражает важное и противоречивое общественное явление. Характеристики государственной службы как одного из социальных институтов, определяются особенностями конкретного общества, его политическим развитием, традициями, государственным устройством. Институционализация государственной службы отражает существующие в данном обществе экономические, политические, духовные отношения и способ организации социального управления.
Понятийное содержание государственной службы как социальной публично-правовой категории заключается в том, что она представляет собой нормативно установленный механизм профессионального обеспечения реализации властных полномочий по исполнению законодательства в интересах граждан, защиты их прав и свобод.
Оставаясь государственно-правовым институтом, она приобретает в своем воздействии на человека и общество социальную ориентацию, изменяющую приоритеты государственного служения. Выступая от имени государства, она становится менее директивной, но более обслуживающей общество и человека в той мере, в какой она способствует реализации его интересов, прав и свобод как гражданина и суверенной личности.
В социальном плане институт государственной службы представляет собой орган взаимодействия общества и государства, госаппарата и общественных структур, госслужащего и гражданина. В этом смысле система госслужбы обеспечивает выполнение функций регулятора поведения людей в различных социальных отношениях, порождаемых потребностями, интересами, склонностями, привычками, инстинктами и другими побуждениями. Именно на госслужбу возлагается решение задач по обеспечению социальных гарантий и прав граждан, определяемых Конституцией РФ и законодательством. Государственное служение обществу должно помогать человеку решать его проблемы, способствовать удовлетворению его социальных потребностей.
Место государственной службы в системе социальных институтов общества:
Государственная служба связана с другими институтами:
1) институтом права, т.к. госслужба действует на правовой основе;
2)институтом экономики – институты собственности, хозяйственных и финансовых проведений, т.к. он нужен для единой экономической политики;
3)духовная жизнь общества, т.к. госслужба опирается на СМИ и общественное мнение;
4)органы социального управления, т.к. основная функция этих органов – социальный контроль за деятельностью государства и органов государственной власти.