Основы управления межотраслевой сферы
2.1. Основные направления развития межотраслевой сферой
Межотраслевая сфера государственного управления - это комплекс организационных отношений, связанных с осуществлением межотраслевых функций специального характера (например: прогнозирование, планирование, ценообразование, кредитование и т.д.)
Основное назначение данной сферы государственного управления - это обеспечение межотраслевого управления (межотраслевой координации), т.е. установление правильного, целесообразного общегосударственного соотношения. Развития отраслей или отдельных показателей в них.
Под межотраслевым государственным управлением понимается исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, наделенными надведомственными полномочиями по отношению к организационно не подчиненным им управляемым объектам, в ходе которой обеспечивается согласованность и единство действий при решении общегосударственных или межотраслевых задач [10, с. 210].
Субъектами межотраслевого управления являются органы, не имеющие отраслевого профиля деятельности, специализирующиеся на выполнении межотраслевых задач и функций.
Объектами межотраслевого управления являются межотраслевые сферы: экономика, финансы, статистика, налоги, стандартизация и сертификация, таможенное дело и др.
Среди субъектов межотраслевого управления в решении межотраслевых проблем главная роль принадлежит органам общей компетенции — Совету Министров Республики Беларусь, исполкомам местных советов депутатов. Они объединяют и направляют комплексное социально-экономическое развитие на соответствующей территории.
Субъектами межотраслевого управления в узком смысле являются органы, не имеющие отраслевого профиля деятельности и специализирующиеся на выполнении межотраслевых функций.
Органы, выполняющие специализированные межотраслевые функции, создаются в формеминистерств, государственных комитетов и иных центральных ведомств. Они осуществляют полномочия, главным образом, в отношении организационно не подчиненных им органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций.
Сущность межотраслевого управления составляют: определение основных направлений экономической и социальной политики государства, разработка целевых, комплексных и иных общегосударственных программ развития отраслей управления; обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления; реализация программ и задач, выходящих за пределы той или иной отрасли государственного управления, а также решение вопросов, имеющих смежное или общегосударственное значение [12, с. 1120].
Деятельность органов, осуществляющих межотраслевое управление, отличается фундаментальным характером, распространяется на все или ряд отраслей управления.
Усиление роли межотраслевого управления в современный период повлекло за собой развитие и конструктивное закрепление организационных форм ее обеспечения. В настоящее время наиболее важные вопросы межотраслевого управления разрешаются высшими органами государственной власти и управления Республики Беларусь, местными Советами депутатов, их исполкомами. Они осуществляют общую координацию отраслевых систем управления промышленностью, строительством, агропромышленным комплексом, транспортом и т.д., обеспечивает их согласованную деятельность и контроль по вопросам функционального характера.
Если придерживаться широкой трактовки межотраслевого управления и органов, осуществляющих управление ими, то совокупность указанных межотраслевых сфер составят экономики:
- финансы и кредит,
- налогообложение,
- таможенное регулирование,
- прогнозирование экономического и социального развития, учет, статистика и анализ,
- стандартизация и сертификация,
- труд,
- стандартизация, метрология и сертификация,
- чрезвычайные ситуации и проблемы последствий катастрофы на ЧАЭС.
Разумеется, это относительно условная классификация, но она позволяет охватить широкими социально-экономическими связями эти сферы, некоторые из которых только весьма условно могут быть отнесены к межотраслевым сферам.
Проанализируем подробнее на основе соответствующих законов, иных нормативно-правовых актов правовой статус и организацию управления некоторых из перечисленных межотраслевых сфер.
Управление в области прогнозирования экономического и социального развития, учёта, статистики и анализа [15, с. 88].
Главными целями разработки прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа.
Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития используются при принятии республиканскими органами государственного управления решений в области социально-экономической политики государства.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь - деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения [3, с. 87].
Структура органов управления в области прогнозирования экономического и социального развития:
1) Министерство экономики
2) органы цен,
3) инвестиций,
4) по экономическим вопросам обороны при нем,
5) органы по экономическому регулированию и рыночным отношениям местных исполнительных и распорядительных органов составляют единую систему экономических органов республики.
В осуществлении контроля за выполнением государственных заданий, заказов, планов важная роль отводится статистике.
Государственная статистика - система сбора, обработки, обобщения, накопления, хранения, защиты, представления, распространения и использования органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями первичных статистических данных и сводных статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь.
Национальный статистический комитет Республики Беларусь в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров от 26 августа 2008 г. N 445 (в действ. ред.) является республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, проводит государственную политику в области государственной статистики, осуществляет регулирование и управление, а также координацию деятельности других государственных органов, иных организаций в этой области.
В систему Белстата входят центральный аппарат Белстата, территориальные органы государственной статистики, а также государственные организации, подчиненные Белстату. В структуру центрального аппарата Белстата входятглавные управления, управления, отделы, секторы.
Основными задачами Белстата являются: разработка научно обоснованной статистической методологии и ее совершенствование в соответствии с национальными и международными стандартами в области статистики; сбор, обработка, обобщение, накопление, хранение и защита статистических данных (информации) на основе статистической методологии; представление сводных статистических данных (информации) Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Комитету государственного контроля Республики Беларусь, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам; распространение сводных статистических данных (информации) - может публиковать в печати сообщения о выполнении государственных планов и другие статистические материалы [16, с. 879].
В ОВД имеются свои структурные подразделения, занимающиеся вопросами статистики, анализа и учёта. Так, в МВД функционирует на правах отдела штаба информационный центр, структурными подразделениями которого являются:
отделы криминальной информации, государственной регистрации и учета правонарушений; оперативно-справочный отдел;
отделения: розыскной информации, специальной информации, обработки информации, учета правонарушений, статистической информации, организационно-контрольное, оперативно-справочной информации;
группы: архивной информации, режимно-секретной деятельности.
2.2. Решение вопросов, входящих в межотраслевую сферу
Межотраслевое управление призвано:
- Определять основные направления развития отраслевых систем управления;
- Объединять и согласовывать их работу;
- Решать вопросы, выходящие за рамки отдельной отрасли государственного управления.
Сущность межотраслевого государственного управления заключается в координации отраслевых систем народного хозяйства, административно-политической и социально-культурной сфер. Ее особенность состоит в том, что она осуществляется по отношению к организационно не подчиненным объектам управления и не затрагивает их оперативной самостоятельности [9, с.103].
Межотраслевое государственное управление осуществляется органами, которые занимают надведомственное положение и наделены надведомственными полномочиями директивного, координационного и контрольно-надзорного характера.
Таким образом, межотраслевое управление – это особый вид управленческой деятельности, осуществляемой органами управления, наделенными надведомственными полномочиями по отношению к организационно не подчиненным объектам управления, входе которой обеспечивается согласованность и единство их действий при решении межотраслевых задач.
Сферами межотраслевого управления являются:
- прогнозирование, программирование, планирование в социально-хозяйственной сфере;
- финансы и кредит;
- материально-техническое снабжение;
- научно-технический прогресс;
- государственный учет;
- государственная стандартизация;
- ценообразование;
- труд и социальные вопросы.
Таким образом основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Они имеют разветвленную вертикаль: органы исполнительной власти и органы власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти. Местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально- финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.
Построение организационной структуры государственного управления: линейное основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т.е. власть, сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный орган — это образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.
Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является Главой государства. Президент Республики Беларусь обладает обширными полномочиями в сфере исполнительной власти, которые относятся к области формирования ее организационной системы и содержательной части важнейших направлений ее функционирования.
Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
Также важным звеном в системе органов государственного управления (исполнительной власти) являются местные органы государственного управления.
Основными задачами местных исполнительных и распорядительных органов является решение вопросов местного значения с учетом общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Ни одно современное государство не может существовать без представительных органов, администрации и судопроизводства. Что касается органов прокуратуры и контроля, то они могут входить в состав органов, осуществляющих исполнительную власть и распорядительную деятельность. Некоторые элементы государства вообще могут отсутствовать в той или иной конкретной государственной структуре. Например, некоторые государства, Ватикан и ряд других не имеют такого органа, как армия. В то же время государства с диктаторскими режимами могут содержать специальные органы подавления, насилия, различные боевые отряды и т.д. Всё это говорит о том, что государство - довольно сложное общественное образование. Оно возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, как форма удовлетворения потребностей в упорядочении и управлении общественными процессами.
Каждое государство в современном мире отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. Та или иная форма государства складывается под воздействием многих факторов: соотношение классовых сил, исторических традиций (совокупность унаследованных от прошлого института взглядов, обычаев и т.д.); влияния личности выдающихся государственных деятелей; геополитических условий и т.д.