Фондовая лекция по теме занятия «Правовой режим государственной тайны»

Вопросы:

Понятие и признаки государственной тайны. Режимы секретности.

Правила засекречивания и рассекречивания информации.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

Цель лекционного занятия:

Общая цель:организовать целенаправленную познавательную деятельность обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Частные цели:

1. Рассмотреть понятие и признаки информации, составляющей государственную тайну.

2. Раскрыть содержание и основные элементы правового режима секретности.

3. Осветить вопросы ответственности за разглашение секретных сведений.

Задачи лекции:

1. Формирование системы знаний по учебной дисциплине.

2. Формирование умений аргументировано излагать научный материал.

3. Формирование профессионального кругозора и общей культуры.

Функции лекции:информационная, мотивационная, ориентировочная, воспитательная.

  1. Понятие и признаки государственной тайны. Режимы секретности.

Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства.

В Законе РФ от 21.07.1993 «О государственной тайне» (ред. от 08.11.2011) дано определение:

«государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Любая информация тесно связана с ее носителями – материальными объектами.

Сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Правовой основой режима секретности являются:

Конституция РФ,

законы Российской Федерации от 28.12.2010 «О безопасности», от 21.07.1993 «О государственной тайне»,

принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства.

К примеру,

Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 21.09.2011) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»

Распоряжение Президента РФ от 15.01.2010 № 24-рп (ред. от 14.01.2011) «Об утверждении перечня должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне»

Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 № 151-рп (ред. от 27.10.2012) «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне».

Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» – первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались.

Во времена Советского Союза вопросы государственной тайны регулировались не законом, а различными в большей части секретными постановлениями и ведомственными инструкциями.

Однако четкого определения этого термина в законодательстве СССР не существовало. Государство использовало этот законодательный «пробел», в том числе и для уголовного преследования диссидентов.

Добиться эффективной защиты по уголовным делам, связанным с государственной тайной еще до недавнего времени было практически невозможно. Дела сразу приобретали закрытый характер. Расследованием таких дел занимался КГБ, надзором за предварительным следствием – специальный отдел прокуратуры. Рассмотрение поручалось особому составу суда, сформированному из числа лиц, одобренных КГБ.

Признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.

Секретность является важным средством обеспечения государственной безопасности.

С другой стороны, засекречивание сведений – это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного в ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Наши рекомендации