Глобальные риски современной Африки

Цивилизационные риски мирового беспорядка

Современную Африку не обошла стороной ни одна из острых про­блем новейшей истории. Терроризм в некоторых из африканских стран стал одним из элементов жестокой повседневности, племен­ные и межконфессиональные конфликты потрясают многие госу­дарства и приводят к многочисленным жертвам, миллионы людей десятилетиями не могут выбраться из ужасающей нищеты. Ситуация кажется безнадежной, хотя очень не хочется верить, что она дейст­вительно такова.

Глобализация в ее со­временном варианте не расширяет, а резко сокращает область ус­тойчивости миропорядка. Благодаря новым финансовым, информа­ционным, технологическим возможностям международные игроки теперь способны оказывать глобальный и эффективный прессинг на общественное мнение в разных странах, политическую стабиль­ность, общее состояние международной безопасности. Разноцветие реальных и виртуальных акций, мировых политических и финансо­вых игр не только выходит за границы сложившегося миропорядка, но и проявляет способность обрушить многие его устои. Система глобального доминирования небольшой группы государств во главе с США задает упрощенные, жесткие параметры международной безопасности. Возникающий новый мир реализует такие варианты самоорганизации и саморегуляции, которые, строго говоря, находятся уже за рамками мировой цивилизации или мировой культуры как сети взаимодействий основных международных субъектов. Миро­вые процессы становятся более самопроизвольными, неопределен­ными, закрытыми для универсального понимания. Отсюда целый ряд ключевых рисков нарастания глобального хаоса:

»разрушение механизмов формирования и согласования нацио­нальных интересов;

»локализация принципа realpolitik — безопасность, прежде всего, глобальная;

»распространение практики нелегитимного принуждения и на­силия;

»институционализация в широких масштабах применения насилия;

»расширение «теневой зоны» как части нового мирового порядка.

Проблема безопасности

Для большинства африканских государств решение проблемы безопасности представляется не как задача усиления государственной военной машины, а исключительно как возможность эффективно решить ряд взаимозависимых и жизненно необходимых задач для выживания и воспроизводства собственного населения.

Говоря о военно-политических измерениях проблемы, следует сказать, что Африканский континент, как и вся «зона четвертого мира»», будет и в дальнейшем оставаться наиболее конфликтоло-генной зоной мира. При этом большая их часть будет происходить за права контроля над теми или иными полезными ископаемыми. Именно такой характер и подоплеку имеет сегодня большая часть африканских конфликтов.

Задача укрепления безопасности африканских государств не­возможна сегодня без участия международных организаций, реали­зации здесь долговременных планов социально-экономического и социально-политического развития. Механизм раннего предупреж­дения и реакции на возникающие конфликты под эгидой междуна­родного сообщества при непосредственном участии общеафрикан­ских организаций (Африканский Союз), региональных организаций стоит считать неотъемлемой частью системы мер, способных хотя бы в какой-то степени укрепить шаткую структуру национальной и региональной безопасности в Африке.

Миграция

Сложные перипетии XXI в. сделали миграцию политиче­ской дилеммой мирового сообщества. Сложности, связанные с ми­грацией, порождаются терроризмом, непрерывными вялотекущими конфликтами, геноцидом (отмеченным в Судане), ростом числа несостоятельных государств, несмотря на «третью волну» демократии, и нищетой на местах. Это вызывает бесконечный приток африкан­цев на Запад в поисках лучших возможностей. Согласно оценке, с 1990 г. ежегодно Африканский континент покидают, по крайней мере, 20 тыс. человек. Южная Африка не составляет исключения в отноше­нии массы проблем для Запада, которые несет с собой миграция.

Южная Африка индустриальная страна, которая предоставля­ет много возможностей другим африканским странам, нуждающим­ся в них. Однако в отличие от Запада, Южная Африка несет на себе дополнительное бремя, связанное с ожиданиями африканских ми­грантов, считающих, что в силу истории апартеида Южная Африка обязана предоставлять пристанище экономическим и политическим беженцам. Кроме того, в глазах некоторых африканских стран Юж­ная Африка является «большим братом», который должен прини­мать на себя и разрешать тяжелые проблемы континента и не при­бегать к жесткой иммиграционной политике, проводимой с 2003 г. Сравнение миграционной и иммиграционной политики США и Южной Африки выявляет много общего. Обе страны окружены странами с низким национальным доходом и присущей им полити­ческой нестабильностью. Тем не менее, феномен миграции не представляет собой всецело отрицательного явления для обеих стран. США часто предпринимают широкомасштабные действия с целью массового привлечения высококвалифицированных специалистов из развивающихся стран. Южная Африка также ощущает нехватку квалифицированной рабочей силы внутри страны, что вынуждает ее привлекать иностранцев. С другой стороны, Южная Африка и США ввели у себя иммиграционные законы, которые расцениваются как драконовские, способствующие криминализации иммигрантской среды.



Наши рекомендации