Теория иконографии геополитического пространства
В центре внимания европейских геополитиков после Второй мировой войны находились новые факторы, изменяющие геополитическое пространство. В первую очередь, сила человеческого духа, внутренняя связь между политикой и борьбой интересов и идей. Ибо само пространство представляется как символическая реальность, складывающаяся в процессе взаимодействия людей.
Основателем иконографического направления в политической географии и геополитике считается французский географ Жан Готтманн (1915—1994), уроженец Харькова. Его заслуга состоит в том, что он ввел в оборот термин «иконография пространства». Буквально «iconographies» означает систему символов, используемых в иконописи, где символы передают смысл иконописного образа. По Готтманну, «iconographie régionale» есть выражение представлений о картине окружающего мира сообщества определенного самоорганизованного пространства, сформировавшееся под воздействием религиозной, национальной, культурной и социальной истории этого пространства. Иконография пространства (территории) включает произведения искусства, архитектуры, а также все символы-формы общественной жизни и быта.
В книге «Политика государств и их география» (1952) Готтманн не только подверг критике творческое наследие отцов — основателей геополитики — Ратцеля, Хаусхофера, Маккиндера, Спайкмена и других геополитиков, но и осуществил пересмотр отдельных положений классической геополитики. В результате анализа Готтманн пришел к выводу, что классическая геополитика представляла собой науку о войне. По его мнению, к такому выводу подводит опыт государственного строительства фашистской Германии, где на практике были применены многие идеи Ф. Ратцеля и его последователей. Ж. Готтманн пытался переосмыслить основные постулаты геополитики.
1) Произошла переоценка роли пространства и его свойств. Считая пространство по-прежнему главной категорией геополитики, он пытался доказать, что размеры территории государства далеко не пропорциональны его мощи. Подтверждением этому тезису был тот факт, что европейские державы (Нидерланды, Испания) с довольно ограниченной территорией в течение веков доминировали в мире и смогли создать империи, размеры которых многократно превышали территории метрополий.
На первый план он ставил географическое положение государства и его организацию. По Готтманну, «географическое положение» государства определяется отношением к основным коммуникационным линиям и потокам, приуроченным к ним: движение людей, армий, товаров, капиталов, идей. В связи с этим, по Готтманну, центральным понятием должно стать понятие «циркуляция пространства» («circulation of communication»).
2) Организация пространства (в частности, дихотомия «Моря и Суши», океанических и континентальных государств) влияет на характер связи человека с пространством. Морским государствам, считал он, в отличие от континентальных, свойственна большая свобода, терпимость и меньшая склонность к автаркическим и абсолютистским формам организации. Многое в этих положительных свойствах морских стран определяется характером их коммуникационных связей. С зарождения цивилизации море было главной ареной связей, контактов. Море связывало самые различные географические районы, что расширяло кругозор жителей морских стран. Свобода мореплавания, подтвержденная римским правом, давала большие преимущества морским государствам, способствуя использованию опыта других стран, заимствованиям и отбору, вариантности развития. Континентальные же государства имели в своей истории менее дифференцированные, менее интенсивные и менее разнообразные контакты и обмены, из чего вытекают характерные черты континентального развития.
3) Формы политической, общественной и частной жизни, наблюдаемые и организованные в пространстве, являются результатом иконографии пространства, представляющей собой различные пространственные картины мира и отдельные представления о формах пространства. Они конструируются в процессе влияния религий, традиций, исторического опыта и обычаев, разных социальных моделей, характерных для определенных территорий с особой неповторимой культурой.
В понятие «иконография пространства» Готтманн включал мифы и образы ушедших столетий, легенды и саги, табу и символы культуры, топографически локализованные в определенном пространстве. Отношение к образу, иконе составляет глубинное пространственное измерение культуры. Сила иконографии как фактора, дифференцирующего пространство, заключается в том, что это духовное явление, обладающее большой психологической инертностью, очень слабо поддающееся трансформации. Поэтому, считает Готтманн, политическое единство или разобщенность уходят своими корнями в сферу духа, самосознания, которые он называл «психосоматикой территории». По его мнению, политические границы определяются в первую очередь действием духовных факторов, а не формами земной поверхности.
// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Роль геополитической иконографии как духовной основы связи человека с пространством велика. Иконография геополитического пространства, согласно Готтманну, представляет собой типические формы проявления жизни цивилизации в пространстве, систему политических институтов и многообразных форм политической жизни, а также духовный мир цивилизации, включая способы выражения политических, идей, формирующих смысловое пространство культуры. Символический мир образов, идей и смыслов способствует социокультурной идентификации и позволяет народу контролировать, осваивать и защищать определенную территорию как собственную.
Ж. Готтманн обратил внимание на то, что иконография пространства каждой культуры не статична, она динамично меняется, когда в нее вторгаются новые исторические факторы. Взаимное влияние региональных иконографии друг на друга в течение времени, диалог территориальных культур Готтман назвал «циркуляцией иконографии». По его мнению, иконография со временем может также отрываться от той реальной почвы, которая ее породила много веков или даже тысячелетий назад, и воспроизводиться инерционно. Он приводит множество примеров функционирования системы символов. Традиционно носителями этих символов являются эмигранты, попадающие в иные культурные среды, принесшие туда свой образ жизни, свою систему символов.
Не всегда подобная циркуляция является благом и может вызывать конфликты и войны. Современный транзит западных ценностей на Восток разрушает основы традиционного образа жизни, размывает систему символов, привычное единство пространственной целостности, что порождает протест и радикальные формы отрицания этой гуманитарной интервенции.
По Готтманну, главной проблемой политической географии и геополитики является вопрос взаимодействия между циркуляцией и иконографией. Циркуляция развивается последовательно и инертно в соответствии с конфигурацией коммуникационной сети, которая достаточно стабильна и изменяется благодаря прогрессу на транспорте и в связи или в результате изменений в географии центров человеческой деятельности. На коммуникационных перекрестках возникают центры контактов, обменов, трансформаций. Первоначально города, как центры коммуникации, вырабатывают из всего разнообразия влияний локальной иконографию. Затем город, превращаясь в политический или административный центр, притягивает и организует близлежащее пространство. Процесс расширяется и приводит к синтезу локальной иконографии в более широкие пространственные системы символов. В этом и заключается механизм формирования районов, государств, цивилизаций. Этот процесс не был линейным, часто на смену большим империям приходили автаркии (региональная обособленность, замкнутость).
. SplashImage='http://webarhimed.ru/assets/images/111/smart4.png'; SplashImageWidth=450; SplashImageHeight=388; SplashImageLink='http://lumenmarket.ru/component/k2/itemlist/category/8-smart'; google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);
Лекция 11 "СОВРЕМЕННАЯ АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ГЕОПОЛИТИКА"
Лекция 11 "СОВРЕМЕННАЯ АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ГЕОПОЛИТИКА"