Идеи жизненного пространства и анатомии сила

Идеи «жизненного пространства» и «мировой державы»

Основоположником современной геополити­ки как научной дисциплины считается не­мецкий этнограф и профессор политической географии Фридрих Ратцель (1844—1904). Он продолжил разработку принципа географиче­ского детерминизма. На его мировоззрение значительное влияние оказали идеи родоначальника социологии О.Конта: эволюционизм, признание воздействия географической среды на развитие народов и государств, роль демографического и космического факторов в жизни этносов и функционировании политических систем.

Ратцель считался признанным патриархом направления географического детерминизма в социальных и гуманитарных науках и основа­телем политической географии конца XIX — начала XX вв. Будучи профессором географии в Мюнхенском, а позже в Лейпцигском университете, Ф. Ратцель написал свои главные работы по политической географии: «Законы пространственного роста государств» (1896), «Политическая география» (1897), «Море как источник могущества народов» (1900), которые принесли ему мировую славу.

Доктринальные основы учения Ф. Ратцеля неоднородны и связаны с идеями авторов, ко­торые развивали идеи географического фатализма (И. Канта, В. фон Гумбольдта, К. Риттера и других немецких мыслителей).

В основе геополитической доктрины Ратцеля лежит учение о го­сударстве как географическом и биологическом организме и пространственной экспансии, что показывает влияние «органической теории общества» Г. Спенсера в социологии, согласно которой социальная эволюция является продолжением и составной частью биологической эволюции.

В работе «Поли­тическая география», опубликованной в 1898 году, ученый обосновал тезис: государство представляет собой биологический организм, дейст­вующий в соответствии с биологическими законами и стремя­щемся к постоянному расширению. По его мнению государство как продукт органической эволюции, укорененный в зем­ле подобно дереву нуждается в земле чтобы жить. В процессе взаимодействия ме­жду землей, почвой (Boden) и народом (Volk) государство приобре­тает свою организационную форму, свою органическую сущность.

Характеристики государства определяются свойствами этноса, территорией и местоположением, а процветание зависит от способности адаптироваться к условиям среды. Одним из путей усиления этого организма является террито­риальная экспансия и расширение жизненного пространства. Исходя из такой посылки, он проводил мысль о том, что основные экономи­ческие и политические проблемы Германии вызваны нехваткой тер­ритории, сковывающей динамизм нации.

По мнению Ратцеля, государство успешно развивается лишь то­гда, когда его политические деятели и население обладают чувством пространства. В работе «О законах пространственного роста государств» (1901) Ратцель сформулировал принципы пространственного роста го­сударств:

- пространство государства растет вместе с ростом его культуры;

- рост государства предполагает дальнейшее развитие идей, торговли, т. е. повышенную активность во всех сферах жизни общества;

- рост государства осуществляется в результате присоединения и поглощения малых государств;

- граница — это периферийный орган государства, признак его роста, силы или слабости, изменений в его организме;

- в своем росте государство стремится вобрать в себя наиболее цен­ные элементы физического окружения: береговые линии, русла рек, районы, богатые ресурсами;

- движение к территориальному росту приходит к неразвитым государствам извне, от более развитых (высоких) цивилизаций;

- тенденция к слиянию и поглощению более слабых наций — ха­рактерная черта государств, которая переходит от одного из них к другому, постоянно набирая силу.

Ратцель первым высказал мысль о возрастании значения моря для развития цивилизации. Конфигурация геополитического пространства, по Ратцелю, оп­ределяет противостояние между континентальными и морскими мировыми центрами.

Он считал, что главное противостояние произойдет в зоне Тихого океана, «океа­на будущего», где будет решаться соотношение пяти держав: Великобрита­нии, США, России, Китая и Японии. В этом конфликте континен­тальные державы с их богатыми ресурсами будут иметь преимуще­ство перед морскими державами, не обладающими ни достаточным пространством, ни достаточными ресурсами в качестве своей гео­политической базы. Государства, имеющие преимущества в зоне Тихого океана, смогут претендовать и на доминирующее положение в мире.

Положения теории Ратцеля показывают качественное отличие политико-географических теории от концеп­ций географического детерминизма. Для последних характерен акцент на роли физической среды в жизнедеятельности народов и государств, в политико-географических же теориях анализируются политические и политико-стратегические аспекты влияния геогра­фического фактора, особенно пространства.

На идеях Ратцеля основывали свои концепции Р. Челлен и К. Хаусхофер, их принимали во внимание А. Мэхэн и X. Маккиндер, русские евразийцы П. Савицкий и Л. Гумилев.

Доктрина «анатомии силы государства» и «великих держав»

Термин «геополитика» (сокращенный вариант словосочетания «гео­графическая политика») был введен в научный оборот шведским географом и государствоведом Рудольфом Челленом (1864-1922), учеником Ф. Ратцеля и германофилом по убеждениям. Челлену при­надлежит авторство первой модели «континен­тального блока» — «страны оси» (союза малых стран Европы во главе с Германией).

После знаком­ства с идеями Ф. Ратцеля мировоззрение Челлена стало основываться на социал-дарвинизме, который рассматривал биологические принципы естественного от­бора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных как определяю­щие факторы общественной жизни. В понимании Челлена геополитика — это наука о государстве как географическом организме, развиваю­щемся в пространстве. Геополитические взгляды Р. Челлена были изложены в работах: «Великие державы: очерки из области современной большой политики» (1914), «Государство как форма жизни» (1916), «Основы системы политики» (1920).

В главном своем труде «Государство как форма жизни» Челлен разрабатывал проблему географических основ создания сильного го­сударства.

По мнению ученого, государство как географический организм имеет «тело» в ви­де пространства и «душу», представленную нацией. Как биоло­гический организм государство обладает особым видом «разума» и наделено волей к власти, возвышаясь над индивидами и одновре­менно включая их в себя. Как живой организм государство стре­мится к постоянному расширению. Для этого ему приходится вести борьбу за существование, успешность которой зависит от его мощи (силы).

Силу государства Челлен определял как функцию пяти его свойств: 1) государство как народ; 2) государство как общество; 3) госу­дарство как географическое пространство; 4) государство как хозяй­ство; 5) государство как управление.

По мнению ученого, государства возвышаются бла­годаря силе. Сила — более важный фактор существования государства, чем закон, поскольку последний может поддерживаться только силой.

Наряду с хозяйственными, демографическими и управленческими, геополитические факторы, являются основой мощи государства, той силы, без которой государ­ство обречено на гибель. Представление о мощи государства, по Чел­лену, может быть выражено формулой: мощь государства = /(естест­венно-географические свойства + хозяйство + народ + форма государственного правления).

Сильное государство, с его точки зрения, должно стремиться к своему расширению путем завоеваний и колонизации. В борьбе за геогра­фическое пространство истощаются людские и материальные ресур­сы, но присоединение новых территорий приводит к многократному увеличению государственного могущества, компенсирующему затраты на их «освоение».

В этой связи Челлен проявлял интерес к обширным пространст­вам России. Они, по его мнению, были бы ценны как «приз» любому завоевателю и открывали бы доступ ко многим морям и океанам.

Согласно Челлену, рост крупных государств неминуемо ведет к вытеснению на периферию малых государств. К этому процессу не применимы понятия справедливости или несправедливости. Государ­ственный деятель обладает лишь свободой пролагать путь данной естественной необходимости, и это не подлежит осуждению.

Основной идеей геополитического учения Челлена было объедине­ние Европы под эгидой Германии. Развивая мысль Ратцеля о «конти­нентальном государстве», Челлен доказывал, что именно Германия является тем пространством, которое обладает осевым динамизмом и способно объеденить вокруг себя остальные европейские государства. Первая мировая воина была воспринята им как естественный геополитический кон­фликт между Германией и противодействующими ей периферийными европейскими и внеев­ропейскими государствами (Антантой).

После Первой мировой войны ученый обосновал тезис о трех географических факторах, играющих главную роль в глобальной геополитике: расширении, территориальной монолитности и свободе передвижения. Конкретизируя этот тезис, он утверждал, что Великобритания в большой степени обладает свободой передвижения благодаря могущественному флоту и господству на морских коммуникаци­ях, а также расширению, обусловленному масштабами колониальных владений. Вместе с тем она лишена территориальной монолитности ввиду разбросанности империи по земному шару, и это обстоятельство является ее слабой стороной. Россия же обладает протяженной территорией, монолитностью, но лишена свободы передвижения из-за ограниченного доступа к теплым морям.

Труды Челлена приобрели большую известность в Германии. Они были переведены на немецкий язык и широко рекламировались в нацистских учебных заведениях. Многие положения теории Челлена были опровергнуты после­дующим развитием истории.

Идеи Ратцеля и Челлена стимулировали дальнейшее развитие геополитических концепций. Принципиальное отличие этих концеп­ций от положений географического детерминизма прошлых времен состояло в создании общей геополитической картины мира. Из раз­розненных взглядов на пространственную структуру Земли рожда­лись геостратегическая теория и доктрины глобального масштаба.

2. Идея мировой поли­тики и концепция Срединной Европы

Ф.Науманн и его теория «Mitteleuropa»

// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Другую версию Центральной Европы сформулировал немец­кий публицист Ф. Науманн В разгар Первой мировой войны в 1915 г. В своей работе «Mitteleuropa» он обосновывает необходимость создания Сре­динной (Центральной) Европы последствиями Первой мировой войны.

Ф.Науманн видел такое устройство Европы, при котором будут две «великие китайские стены» военного и экономи­ческого характера, простирающиеся с севера на юг через весь кон­тинент: одна между Германией и Францией, а другая — между Гер­манией и Россией. Он обосновывал, что появление третьей стены между Австро-Венгрией и Германией могло ослабить обе страны, и этого нельзя было допустить.

Науманн полагал, что потребности обороны и экономическая цен­трализация сделают для малых стран невозможным выживание без союзов с великими державами. Поэтому он настойчиво обосновывал идею о необходимости присоединения к Срединной Европе балканских го­сударств и Италии.

В проекте Срединной Европы он предлагал создать подобие сверхгосударства (Oberstaat) в форме конфедерации, занимающейся прежде всего экономическими и оборонными вопросами. Эконо­мической основой конфедерации должен стать центрально-европейский общий рынок. Важным условием реализации своего проекта Науманн считал фор­мирование наднациональной центрально-европейской идентичности. В его модели предусматривалась возможность создания наднациональных, надгосударственных образований вплоть до формирования «Соединенных Штатов Планеты». Господствующие позиции в этом центрально-европейском сообществе Науманн отводил Германии.

Неоратцелизм

Развитие идей Ратцеля и Челлена в начале XX в. в Германии поро­дили новые теории, стремящие обосновать особое место Германской империи в мировой и европейской политике.

Именно в это время была сформулирована идея мировой поли­тики (Weltpolitik), включающая передел колониальных владений, а также преодоление отрицательных свойств континентальности Гер­мании за счет строительства военного флота. Достижение целей внешней экспансии предполагалось за счет континентальной и морской политики. Кон­тинентальная политика была устремлена на Восток, а морская по­литика предполагала приобретение новых территорий вдали от Германии за счет создания флота по примеру Великобритании.

Наряду с Weltpolitik появляется концепция Центральной (Сре­динной) Европы — Mitteleuropa, отражавшая стремление Германии овладеть жизненным пространством прилегающих государств и об­рести выход в Средиземное море и страны Азии. Другим народам региона также предлагалась защита от внешней опасности, особен­но от Франции на Западе и России на Востоке. Территориальная экспансия в Европе считалась единственным способом для дости­жения этой цели.

Одна из первых концепций Центральной Европы была сформу­лирована Ф. Ратцелем в 1901 г. В ней провозглашалась идея созда­ния экономического союза всех государств западнее Вислы под не­мецкой гегемонией, которая обосновывалась тем, что Германия находится в «сердце Европы». Наиболее законченный вид эти идеи получили в книге немецкого географа И. Парча «Mitteleuropa» (1906), разработавшего концепцию европейской конфедерации — конгло­мерата государств, основываясь на центральности положения Гер­мании. Он предложил «структурное образование», которое должно иметь границы, «пока что далекие от границ его отчизны». Итоги Первой мировой войны не реализовали данную идею.

Теория Центральной Европы была реанимирована в на­цистской Германии, где она была объединена с расистской и воен­но-политической доктринами.

Однако поражением Германии во Второй мировой войне, а поз­же раскол Германии на две части — ГДР и ФРГ, привели к потере актуальности данной идеи.

Реанимация концепта Центральной Европы произошла после объединения Германии и распада мировой системы социализма в 1989 г. В современных условиях она используется как теоретическая матрица для обоснования процесса возвращения этих бывших госу­дарств Варшавского договора (Польши, Венгрии, Чешской Респуб­лики, Словении, Словакии, Болгарии, Румынии) в Европу, а точнее, их интеграции в военно-политический блок НАТО и Европейский Союз. Обоснование этого подхода сводилось к тому, что культура, история, мировоззрение населения стран Центрально-Восточной Европы ближе к демократическим странам с рыночной экономикой Германии, Франции и др.

Наши рекомендации