Таможенное право Евросоюза. Общий таможенный тариф
Таможенное право ЕС, подобно национальному таможенному праву, является отраслью права, а именно отраслью европейского права. Поскольку Европейские сообщества возникли на основе передачи государствами-членами части своего суверенитета наднациональным структурам, вопросы таможенного регулирования перешли на основе учредительных договоров в юрисдикцию интеграционных образований.
Выделяют две основные сферы таможенного регулирования, осуществляемого нормами права ЕС:
1. отношения внутри таможенного союза, образованного государствами-членами;
2. отношения, регулирующие торговый товарооборот ЕС с третьими странами.
Термин «таможенное право ЕС» охватывает более широкий круг правовых норм: как нормы права Сообществ, так и нормы, принятые в рамках второй и третьей опор ЕС (сотрудничество по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и т. п.). Однако последние не обладают особенностями норм права Сообществ, поскольку не имеют прямого действия, нуждаются в имплементации в национальном праве государств-членов и не пользуются судебной защитой.
Договор о ЕС устанавливает исключительную компетенцию ЕС в сфере таможенного и внешнеторгового регулирования. В некоторых случаях государства-члены вправе принимать собственные нормативноправовые акты. К таким случаям относятся:
1. запреты и ограничения импорта и экспорта на основаниях общественной морали, публичной политики и общественной безопасности; защиты жизни и здоровья людей, охраны животных и растений; охраны национального художественного, исторического и археологического достояния; охраны промышленной или коммерческой собственности;
2. меры по охране окружающей среды и защите прав потребителей;
3. меры, принимаемые в интересах безопасности государствчленов (торговля оружием, боеприпасами, товарами двойного назначения);
4. меры, предпринимаемые государствами членами в случаях серьезных нарушений правопорядка, в случае войны, а также для выполнения обязательств по поддержанию мира и международной безопасности;
5. реализация прав и обязанностей, вытекающих из соглашений государств-членов с третьими странами, заключенных до 1 января 1958 г. (для новых государствчленов – до даты их присоединения к ЕС).
Все товары независимо от их природы, количества, страны происхождения, страны отправления и места назначения, при соблюдении определенных условий в любое время могут быть помещены под один из таможенных режимов.
Существует пять таможенных режимов (один из режимов объединяет восемь таможенных процедур):
1) помещение товара под одну из таможенных процедур:
а) выпуск товара в свободное обращение (придание иностранному товару статуса товаров ЕС);
б) транзит товара (ввоз иностранных товаров на территорию ЕС с целью их транспортировки до места таможенного оформления внутри таможенной территории либо для последующего вывоза с территории);
в) помещение товара на таможенный склад (обеспечение хранения товаров, не подлежащих свободному перемещению на территории);
г) переработка товара внутри таможенной территории (процедура переработки иностранных товаров на таможенной территории ЕС без взимания таможенных пошлин и применения других мер торговой политики, если продукты переработки этих товаров подлежат обратному вывозу за пределы ЕС);
д) переработка под таможенным контролем (изменение природы или состояния иностранного товара на таможенной территории ЕС, но без уплаты импортных пошлин и без применения других мер торговой политики);
е) временный ввоз (ввоз в ЕС иностранных товаров, подлежащих реэкспорту без изменения своего состояния, с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин);
ж) переработка товара за пределами таможенной территории (временный вывоз товаров ЕС для переработки за пределами таможенной территории ЕС);
з) экспорт товара (товары ЕС покидают таможенную территорию ЕС и лишаются своего таможенного статуса);
2) помещение товаров в свободную зону или на свободный склад;
3) реэкспорт товаров из таможенной территории Сообщества;
4) уничтожение товаров;
5) отказ от товаров.
Таможенные процедуры классифицируют следующим образом:
а) отлагательные процедуры : внешний транзит, таможенный склад, внутренняя переработка по отлагательной системе, переработка под таможенным контролем, временный ввоз; данные процедуры предполагают возможность «отложить» уплату таможенных пошлин до соблюдения определенных условий;
б) экономические процедуры : три процедуры переработки, временный ввоз, таможенный склад; их реализация затрагивает экономические интересы ЕС и, помимо волеизъявления декларанта, требует разрешения таможенных органов.
Положения Регламента № 2658/87 обязывают Комиссию составлять на базе Комбинированной номенклатуры Интегрированный тариф Сообщества (ТАРИК). ТАРИК составлен таким образом, чтобы для каждой товарной позиции отображать все применяемые в Сообществе меры в отношении импорта и, иногда, экспорта. То есть, кроме собственно импортных (и экспортных) таможенных пошлин, ТАРИК содержит все действующие преференциальные меры, а также нетарифные меры Сообщества.
Помимо Комбинированной номенклатуры и ставок ОТТ, ТАРИК включает: тарифные изъятия (освобождения от импортных пошлин для отдельных товаров), тарифные преференции (автономные и конвенциональные), тарифные квоты (количественные или стоимостные «потолки» для льготного или беспошлинного ввоза товаров в рамках тарифных изъятий и тарифных преференций), антидемпинговые и компенсационные пошлины, таможенные сборы в государствах-членах, запреты на импорт и экспорт, количественные ограничения импорта и экспорта (квоты, лицензии, сертификаты), меры безопасности импорта и экспорта, случаи возврата таможенных платежей при экспорте, другие меры торговой и сельскохозяйственной политики.
Таможенный тариф по общему принципу состоит из двух основных частей;
1) товарная номенклатура — систематизированный и классифицированный перечень товаров, перемещаемых через таможенную границу; товары разбиты на крупные видовые группы (главы), которые, в свою очередь, подразделяются на более специфичные группы (позиции и субпозиции) с присвоением им цифровых кодов;
2) ставки таможенных пошлин, а также освобождения от пошлин, соответствующие наиболее специфичным товарным позициям (субпозициям) в товарной номенклатуре.
Таможенный кодекс Сообщества устанавливает, что правомерное взимание таможенных пошлин в ЕС производится на основании Общего таможенного тарифа.
В Сообществе используются следующие номенклатуры:
1) комбинированная номенклатура (КН) — основа Общего таможенного тарифа, содержит восьмизначные товарные коды;
2) номенклатура ТАРИЮ — содержит 10-значные коды, указываемые при импорте товаров, а также в статистических целях; иногда содержит дополнительные коды для обозначения особых мер торговой политики (сельскохозяйственные пошлины, антидемпинговые пошлины, меры по контролю за товарами двойного назначения, экспортные возмещения и т. п.).
Таможенный тариф Сообщества составлен в форме таблицы. Первая колонка содержит коды Комбинированной номенклатуры. Во второй колонке содержится описание товаров. Третья колонка содержит так называемые автономные ставки таможенных пошлин — ставки, устанавливаемые Сообществом в одностороннем порядке. В четвертой колонке указаны конвенциональные ставки пошлин, устанавливаемые в соответствии с международными обязательствами Сообщества о предоставлении статуса наибольшего благоприятствования. Автономные ставки применяются тогда, когда они ниже конвенциональных или когда конвенциональная ставка для данной товарной позиции отсутствует. Однако ставки ОТТ не применяются в случае применения автономных или конвенциональных преференций (тарифных льгот), а также благоприятных тарифных режимов. Пятая колонка тарифа содержит дополнительные сведения в отношении товаров соответствующей позиции (субпозиции), такие как вес, объем, размер и т. п.