Тема 11. Элитистские концепции власти
1. Ницшеанские истоки элитизма
2. Основоположения классического элитизма
Ый вопрос.
Элита (от. франц. - лучшее, отборное, избранное), используется с 17 века для обозначения качества растительных и животных сортов и пород
Как политическая теория элитизм родился в начале ХХ века и связан с именами В. Парето, Г. Моска, Р. Михельсом.
Смысл элитистского понимания истории выражен метафорической фразой В. Парето, «история – это кладбище элит».
Синонимы элитизма– аристократизм, вождизм.
Ф. Ницше (1844 – 1900).
Концепции Ницше в книгах «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин», «Воля к власти», «Генеалогия морали».
1.«Власть» у Ницше понимается не как политическая власть. Власть означает просто приказ. «Воля к власти» — это приказ себе: будь выше, сильней. Это приказ всегда превозмогать себя, расти. Все, что останавливается — сразу умирает. Все, что растет — живет. Не может быть промежуточного положения. Воля либо растет, либо уменьшается.
2. Волю к власти Ницше рассматривал не как средство к достижению других целей, а как самоцель, страсть, смысл жизни:
"Что есть счастье? Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия, не удовлетворенность, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей.
3.«Воля к власти» - удел «свободного ума» («герой»), развитию которого препятствует господствующая мораль, подчинение которой – удел массы, то есть людей порабощённых моральным инстинктом (масса), опираясь на который они противодействуют «свободному уму».
В этом «аристократизм» «свободного ума» - «аристократизм духа»
4. Девиз жизни героев в отличие от массы: „Живи опасно !”
Для Нише это означает жить на грани морально дозволеного, потому что мораль всегда стоих на стороне слабых
Единственной возможностью для героев реализовать себя - стать выше морали, стать „по ту сторону добра и зла” для того, чтобы самому создавать высшие ценности, способствующие развитию, росту обогащению жизни.
Поэтому современный человек должен бать преодолён «сверхчеловеком» - носителем новых ценностей, приход которого возвестил пророк Заратустра.
В чём трагизм существования современного человека?
Он должен быть преодолён «сверчеловеком», современный человек – мост над пропастьью между животным и «сверхчеловеком»
Английский историк Т. Карлейль (1795 -1881) в работе «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждает, что история — дело великих личностей.
Взгляды Карлейля, считал профессор Шарль Саролеа, в чём-то предвосхитили воззрения Ницше с его культом сверхчеловека, а через него — Гитлера и других фашистских идеологов.
Бертран Рассел в книге «История Западной философии» (1946) утверждал: «Следующий шаг после Карлейля и Ницше — Гитлер.»
Идеи Т. Карлейля:
1. Истинная сущность всех социальных процессов состоит в том, чтобы «возвести на трон самого способного человека».
2. Масса — пассивный элемент, лишь тормозящий процесс развития. Как только массы берут верх над творческими личностями, наступает упадок цивилизации.
3. «Великие лидеры — вожди тупоумной толпы, следующей за ними, точно повинуясь велениям судьбы».
«Лучше иметь армию баранов во главе со львом, чем армию львов во главе с бараном».
Основы интегрального национализма Д. Донцова:
- Нация — абсолютная ценность.
- Высшая цель — независимое государство.
- Высшая цель оправдывает средства её достижения.
- Государство доложен возглавить вождь с неограниченной властью.
- Политические партии должны объединиться во имя высшей цели.
- Необходимо действовать. Откинув всякие политические дискуссии.
- Социально-экономические вопросы второстепенны: государство будет аграрным с развитой кооперацией и рыночной промышленностью.
Ой вопрос.
В. Парето (1848 -1923): «Социальные системы», «Трактат общей социологии».
В. Парето учился в Туринском политехе, возглавлял управление металлургических заводов в Италии, преподавал экономику в Лозанском университете, в 1923 году был избран сенатором.
Г. Моска (1858 -1941): «Теория управления и парламентское правление», «Элементы политической науки».
После окончания университета Г.Моска в Палермо работал журналистом, преподавал право в Турине и Риме, в 1909 – 1913 был членом парламента. В 1914-1916 – член кабинета министров, в 1919 году – сенатор.
Р. Михельс (1876-1936): «Социология политической партии в условиях демократии».
Учился Михельс в университетах Германии, Франции, Италии. Михельс был восхищен Муссолини. Бывший революционный социалист становится для Михельса воплощением национальной воли, стремления к величию Италии.