Но нет возможности сравнить по степени власти двух людей, имеющих различные цели.
Следовательно главным является не власть, а самореализация, достижение поставленных целей в соответствии со своими склонностями
Есть способы физического подчинения человека, но нельзя властвовать над его умом и волей
В первом случае власть достигается простым физическим воздействием: силой, поощрением, муштрой.
Описывая различие между этими способами воздействия, Расселприводит такой пример: для того, чтобы доставить на пароход сопротивляющихся животных, можно 1) свинью связать; 2) ослу привязать перед мордой морковку; 3) бараны пойдут по трапу сами, если увидять на пароходе вожака стада.
Ий вопрос
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 гг.)
В 1913 году работа «Тотем и табу» В 1921 году была опубликована работа «Психология масс и анализ человеческого „я"».
В работе «Тотем и табу» пытается исследовать генезис политической власти из власти вождя в первобытном обществе.
Генезис восходит к тотемному поклонению вождю – следствие символического перенесение на него чувство раскаяния за некогда совершенное убийство отца.
Причина отцеубийства – двойственное отношение к власти отца. Это отношение носит амбивалентный характер: почитания, преклонения и соперничества, враждебности.
В работе «Психология масс и анализ человеческого „я"» психологическую модель отношений лидера и массы.
«Либидозная» энергия реализуется в обожании вождя, стоящего во главе массы.
Масса складывается как сумма стремлений ее членов. Каждый желает максимально приблизиться к лидеру, идентифицироваться с ним.
Поведение объединившихся индивидов обретает при этом черты инфантильности, безответственности.
Впоследствии критическое переосмысление учения Фрейда создало новое направление, получившее название неофрейдизма, представленное такими именами, как Г. Маркузе, А. Адлер, В. Райх, Э. Фромм, К. Хорни.
Неофрейдизм формировался в условиях возникновения тоталитарных политических режимом в Европе и СССР первой половины ХХ века.
Потому неофрейдизм называют ещё социофрейдизмом, так как в неофрейдизме акцент смещается на исследование социальной обусловленности бессознательного, в частности, в политике вплоть до психпатологических проявлений политического лидерства.
Последователем Зигмунда Фрейда был Альфред Адлер(1870—1937). (Основное сочинение: «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»).
Его теория компенсациисостоит в том, что люди, страдающие теми или физическими недостатками или же ущемлённые, униженные в морально-психологическом отношении, стремятся компенсировать эти недостатки и ущемлённость гипертрофированным стремлением к господству над людьми, в частности, к политической власти.
Фанатизм, садизм, жестокость политических лидеров третьего рейха служат, по мнению Адлера, иллюстрацией справедливости теории компенсации.
Крупный представитель неофрейдизма Вильгельм Райх(1897—1957) ( «Психология масс и фашизм»). С его точки зрения, решающее влияние на возникновение тоталитарных режимов оказывает наличие в психике индивидов генетически обусловленного садомазохического синдрома, который в условиях патриархальной семьи и тоталитарного мышления приобретает форму патологии.
Тоталитарные режимы власти, с точки зрения Райха, и представляют собой идеальную среду для реализации садомазохистского синдрома.
«Фашизм, — утверждает Райх, — это не дело рук какого-нибудь Гитлера или Муссолини, а выражение иррациональной структуры массового человека».
Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма стал
Ерих Фромм (1890 – 1980 гг.), философ, психолог. (Основными произведениями, которые представляют философские взгляды Фромма, стали „ Бегство от свободы”, „Иметь или быть”, „Искусство любви”,«Анатомия человеческой деструктивности»).
Стремясь избавиться от чувства бессилия, неуверенности, одиночества, человек часто выбирает путь „бегства от свободы”.
Неуверенность в себе, в собственных силах заставляет людей интегрироваться с такими же неуверенными людьми, что является причиной порождения фашистской идеологии.
Как пример, Фромм приводит то, что А.Гитлер пришёл к власти, пользуясь поддержкой неуверенной в себе мелкой буржуазии и люмпен-пролетариата.