Тема 10. Натуралистические концепции власти.
1. Антропологическая концепция власти Э. Канетти
2. Телеологическая концепция власти Б. Рассела
3. Фрейдистская и неофрейдистские концепции.
Ый вопрос.
Э. Канетти (1905-1994),немецкоязычный писатель и публицист, автор романа «Ослепление», драмы «Пронумерованные», публицистической прозы «Голоса Марракеша», «Масса и власть». Лауреат Нобелевской премии (1981 год).
Родился в болгарском городке Рущук, входившем в состав Австро-Венгрии, в который переселились его предки-евреи в 15 веке из Испании. В 1939 г. эмигрировал в Англию, где прожил большую часть жизни, пока не переехал в Швейцарию
В 20-ые годы начал писать политическую публицистику «Масса и власть» (1960).
Суть антропологического подхода Канетти:рассмотреть власть как самый действенный механизм защиты от угрозы насильственной смерти: «Власть – триумф выжившего» (Э. Канетти)
Но в отличие от насилия власть включает элемент игры.
Сущность власти:контролируемое пространство, где присутствуют надежда на спасение, с одной стороны, надзор и заинтересованность в умерщвлении, с другой.
Разницу между насилием и властью можно продемонстрировать на очень простом примере - на отношении между кошкой и мышью.
Власти в противоположность насилию присуща несколько большая широта, у нее больше и пространства, и времени.
Можно сказать, что тюрьма похожа на пасть: отношение между ними это отношение между властью и насилием.
Специфика власти:
1) Подчинение приказу: «Приказ в своей компактной завершённой форме… является одним из опаснейших элементов совместного человеческого существования.
Только выполненный приказ оставляет своё жало. Кто отклонил приказание, тот не хранит в себе жало.
Свободный человек» - тот, кто научился отклонять приказ, а не тот, кто освобождается от жала впоследствии.
Однако, тот, кто слишком долго тянет с таким освобождением, или вообще не осиливает его, тот, без сомнения, лишён минимума свободы».
2) Специфика человека в его необычной способности к превращению, то есть способности принимать роль другого.
Притворство первая ступень, а окончательная фигура – прожить в образе, который ты принял. Не создать образ, а частично оставаться в нём всегда.
Это «двое в одном», как египетские боги, что даёт «победу на смертью» (Пушкин: «Нет, весь я не умру…»)
Драма «Пронумерованные»: идеология выживания, где каждый человек знал дату своей смерти.
«Политический человек» - ограниченный человеческий тип.
«Лики власти»
Власть как скорость
Это скорость, позволяющая настичь и схватить.И в том и в другом случае образцами для человека служили животные
Быстрей всех во все времена была молния. Зачастую молния главное оружие самого могущественного бога. В подражание ей человек создал и свое особое оружие огнестрельное. Вспышка и гром выстрела из ружья и особенно из пушки вызывали страх у народов, которым это оружие было неведомо: оно воспринималось ими как молния.
И прежде люди всячески старались сделать себя быстрейшими из животных. Приручение лошади и образование конницы в ее наиболее совершенной форме привели к великому историческому прорыву с Востока.
Власть как прощение. Помилование
Власть прощения это власть, на которую у каждого есть право и которой обладает каждый. Властитель никогда не прощает на самом деле. Каждое враждебное действие берется на заметку, скрыто хранится в душе до поры до времени. Иногда прощение дастся в обмен на истинную покорность;
Помилование весьма высокий и концентрированный акт власти, ибо оно предполагает осуждение; без осуждения невозможен и акт помилования.
Высшее проявление власти это когда помилование происходит в последний момент
Власть как право на вопрошание.Всякий вопрос есть вторжение, он проникает словно нож в тело спрашиваемого.
Власть как тайна.Сердцевина власти. Акт выслеживания по своей природе тайный. Сокрытие своей сущности.
Власть как суждение и осуждение.Радость отрицательного суждения очевидна. Сам же ты принадлежишь к другому разряду – лучших.
Свойства массы
Можно выделить следующие четыре черты:
1. Масса хочет постоянно расти. Природных границ для ее роста не существует.Там, где такие границы искусственно созданы, то есть в институтах, служащих сохранению замкнутой массы, всегда возможен и время от времени происходит прорыв массы. Безусловно надежных учреждений, которые могли бы раз и навсегда помешать приросту массы, не существует.
2. Внутри массы господствует равенство. Оно абсолютно, бесспорно и никогда не ставится под вопрос самой массой. Оно имеет такое фундаментальное значение, что можно определить состояние массы именно как состояние абсолютного равенства. У всех есть головы, у всех есть руки, а чем там они отличаются, не так уж важно. Ради этого равенства и становятся массой. Все, что могло бы от этого отвлечь, не стоит принимать во внимание. Все лозунги справедливости, все теории равенства вдохновлены в конечном счете этим опытом равенства, который каждый по-своему пережил в массе.
3. Масса любит плотность. Никакая плотность для нее не чрезмерна. Освободить человека от страха перед прикосновением способна лишь масса.Не должно быть никаких перегородок, ничего чужеродного внутри, все должно по возможности ей принадлежать. Чувство наибольшей плотности она получает в момент разрядки. Возможно, еще удастся подробнее; определить и измерить эту плотность.
4. Массе нужно направление. Она находится в движении и движется к чему-то. Общность направления для всех, кто к ней принадлежит, усиливает чувство равенства.Цель, лежащая вне каждого в отдельности и относящаяся ко всем, вытесняет частные, неравные цели, которые были бы для массы смертельны. Для того чтобы она существовала, ей необходимо направление. Поскольку масса всегда боится распада, ее можно направить к какой-то цели. Но тут существует еще и темная инерция движения, зовущая к новым, более важным связям. Часто нет возможности предсказать, какого рода будут эти связи.
Ой вопрос
Б. Рассел (1872 – 1970) родился в семье Джона Рассела, виконта Эмберли, и Кэтрин (Стэнли) Рассел.
После смерти обоих родителей Бертрана и двух его старших братьев взяла на попечение их бабушка, графиня Рассел, придерживающаяся пуританских взглядов.
В 1896 году Рассел издает свою первую значительную работу «Германская социал-демократия», где удивительно глубоко для молодого философа рассматривает проблемы и пути развития левых идей.
В 1908 году философ становится членом фабианского общества, в состав которого входили известные писатели Бернард Шоу и Герберт Уэллс, экономист Джон Мейнард Кейнс. Рассел, однако, не разделяет полностью взгляды фабианцев. Он симпатизировал анархизму, а силу государства считал главной причиной несчастья в современном мире.
В годы Первой мировой Рассел как пацифист становится членом организации «Противодействие призыву на военную службу». За противодействие властям Рассела лишают места в Тринити-колледже
В 1961 году за участие в одной из антивоенных акций 89-летнего Нобелевского лауреата приговаривают к семидневному тюремному заключению. Магистрат предложил заменить его на «обещание хорошего поведения», но Рассел отказался.
1962 году во время обострения Карибского кризиса Рассел напрямую обращается к Кеннеди и Хрущеву с призывом немедленно вступить в переговоры.
Работы: «Мои политические идеалы» (1917), «Практика и теория большевизма» (1920), «Происхождение фашизма» (1935), «Власть: новый социальный анализ» (1938), «Власть и личность» (1949)
Б. Рассел: «Власть может быть определена как реализация намеченных целей».
Власть в обществе аналогична энергии в природе, стремление к власти имеет следствием повышенная жизненной энергии, но направленной на реализацию определённых целей.
С точки зрения целенаправленности различается стремление к власти над людьми и власти над природой.
Стремление к власти над людьми есть следствие определённой страсти, которая по силе равнозначна другой основной страсти - стремление к славе
Но здесь люди сильно различаются:
1) Энергично стремятся к власти или славе
2) Стремящиеся, но не склонные к борьбе за власть и славу
3) Большинство средних людей, не наделённых этими стремлениями
4) Одиночки, асоциальные люди, тяготящиеся обществом. публичностью
Вывод: Из двух людей большей властью обладает тот, кто может реализовать те же поставленные цели, что и другой, плюс ещё и нереализованные другим цели.