Назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
32Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
33Итак Павел вышел из среды их.
34Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними.
Проповедь апостола Павла в Афинах, в результате которой святой Дионисий последовал за Христом….
Евангелие (от Матфея): 24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
31Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
33Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
34Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
36Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; 39враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
44Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
45Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 46который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
47Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, 50и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
51И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: та́к, Господи!
52Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
53И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
54И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
57И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
58И не совершил там многих чудес по неверию их.
Господь разъясняет ученикам то, что Он говорил при народе. Здесь Он говорит о Царстве Божием. Здесь приводится, так сказать, идеальный случай, когда человек почитает Царство Божие высшей ценностью, а потому вся жизнь его является ожиданием Царства этого. Короче говоря, это человек «алчущий и жаждущий правды», согласно заповеди блаженства, то есть, жаждущие оправдания, жаждущий исполнения на себе воли Божией. Потому он, считая все прочее второстепенным, ради высшей цели жертвует всем остальным. Мы чаще
делаем наоборот. Но потому нам и дается этот текст, чтобы мы помнили о том, что важнее….
По окончании службы о.Сергий поздравил всех с воскресным днем, а также произнес проповедь на тему нынешнего рядового Евангелия. Господь говорит слова, известные и в Ветхом Завете: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…. В Ветхом Завете эти слова носили отрицательный характер – не делай того, чего не хочешь себе. Здесь же Господь, напротив, велит делать то, чего мы хотим себе. Желающий мщения ближнему получит мщение и сам. Таким образом, человек не делает того, чего не хочет себе, уже не из страха, а из любви… И далее Господь уточняет, горя о том, что нет ничего удивительного в том, что человек любит любящих его или творит добро тем, кто творит добро и ему, либо дает взаймы, надеясь получить долг обратно. Бог творит добро всем и призывает к этому же и человека, дабы он подражал своему Творцу, заповедающему Солнцу светить на праведных и неправедных. Здесь Господь дает человеку пожелание – каким бы он хотел видеть человека. Стяжавший в себе любовь эту подражает Богу, а подряжая, делается более сходным с Творцом своим, восстанавливая в себе образ и подобие Божие, искаженные грехом. Сии образ и подобие есть в каждом человеке, каков бы он ни был, а потому Бог призывает человека подражать Ему. Дав же правила и заповеди, Бог вложил в человека голос совести, этот голос Божий, обличающий или направляющий человека. На поверку этот призыв Христа подражать Божией любви и творить добро ближним своим остается не услышан. В своей массе люди взирают на одного себя, либо на тех, кто творит добро им самим, так что даже не все родственники и знакомые удостаиваются помощи. Станет кому-то плохо на улице – к упавшему никто не подойдет. Доходит до того, что человек стесняется помогать ближним, зато популярны становятся телевизионные передачи, где люди осуждают, поносят друг друга. Мы знаем об этих словах Христа, о призыве к добру, но делаем все наоборот, слова эти подчас чужды для человека, потому тот, кто исполняет эти слова Христа, становится для обывателей этаким чудаком, милоердие становится почти правило дурного тона. Даже в семьях не всегда люди помогают друг друга, если же помогают, то на этом их милосердие и ограничивается (здесь о.Сергий долго говорил о воспитании, о том, что слово «духовность» стало обозначать решительно все, что заблагорассудится человеку этим словом назвать, так что «духовное воспитание» у мирских обозначает…. просвещение в искусствах мира сего – музыке, театре и т.д., притом, что все это часто проповедует откровенную безнравственность, слово же о вере, о жизни по духу и приготовлении человека к роли сосуда Духа Божия, таковым не признается …. Это страшно, потому что непонятно, что может выйти из детей при таком воспитании). Но Бог призывает к любви, без которой ни один человек не войдет в Царство, к одинаковому отношению ко всем людям….
Напоследок он снова говорил о строительстве храма на кладбище Кабахаха, заметив, что снова нужны деньги на оплату труда рабочих, а также снова повторил свои планы по закупке труб для отопления, а также плитки для пола. Епархиальный средства, в основном, идут на строительство собора на Малой Земле, а потому он должен искать другие средства…. Кроме того, он с помощью мобильного телефона показал фотографию этого храма, который уже приобретает завершенный вид (белые оштукатуренные стены). Желающие же выяснить, на что идут деньги, которые он просит, могут поехать на место и посмотреть, заметив, что каждый день там что-то делается. Не имеющий же такой возможности, может подойти к нему и посмотреть фотографии. В прошлый раз он собрал 17 тысяч, что хватило на 10 дней жизни и труда рабочих, занятых на стройке…
Во время целования Креста снова начался сбор средств на строительство храма….
[1] Второй сын Ирода Великого. Не путать с Иродом Агриппой – племянником и конкурентом за власть, в пользу которого у Ирода Антипы была отторгнута Иудея. Ирод Агриппа, как повествуют Деяния Апостольские, был поражен болезнью: "Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер".
[2] Это был царь государства, называемого у ученых Набатейским царством (от еврейского «Набатим»). Это было государство, образованное набатеями — группой семитских племён, существовавшее в III в. до н. э. — 106 н. э. на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Столица Набатейского царства — Петра в долине Вади-Муса (Иордания). Вероятно, набатейцы были арабским племенем, но писали они по-арамейски, используя при этом набатейское письмо, развившееся из арамейского. До нас дошло большое количество набатейских надписей. Впоследствии набатейское письмо стало той основой, на которой сформировалось классическое арабское письмо.
[3] На него поступил донос от племянника – Ирода Агриппы с обвинением в сговоре с парфянами (ираноязычное племя, родственное персам, самоназвание «пахлаван», создали крупное государство, включавшую территории между Евфратом и Индом, Каспийским и Аравийским морями, которое римляне пытались разгромить, но не смогли, однако впоследствии оно было поглощено персами).
[4] Пе́тра (араб. البتراء) — древний город, столица Идумеи (Едома), позже столица Набатейского царства. Сами Набатеи называли свой город Rqm (Ракму). Расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик (англ.). Опустел еще в начале нашей эры, после того, как перестал использоваться сухопутный торговый путь, проходящий через него.
[5] После захвата Константинополя крестоносцами иноземцы разделили территорию империи на мелкие государства и в их числе «Латинская империя» с центром в Константинополе, где управлял марионеточный правитель. Законная власть империи в это время находилась в Никее. Болдуин же – представитель древнего фландрского рода (да Фландрэ). В 1204 году граф был поставлен во главе провозглашенной крестоносцами «Латинской империи». Этот «император» в 1205 году попал в плен к болгарам и как полагают – казнен. Следующим «императором» был прозвоглашен его брат – Генрих (Анри). Элитой этой империи, вообще, были ставленники из крестоносцев, поддерживаемые венецианцами, грабившими теериторию бывшей Византии. Генриха вскоре сменил Пьер де Куртена, а затем – Роберт. Упоминаемый в статье Болдуин – Болдуин II, последний «император»….
[6] Русское название Таллинна, столицы Эстонии. Строго говоря, похожее название городу дали скандинавы (швед. и нем. устар. Reval), от названия прежнего мааконда (княжества) Rävala, столицей которого в древности был этот город.
Русское название города Ре́вель было заимствовано из немецкого (шведского) языка и стало официальным после присоединения завоёванной в ходе Северной войны территории современной Эстонии к Российской империи. В 1719 году была учреждена также Ревельская губерния. Сами эстонцы всегда называли крепость, а потом город именно так, как мы его знаем сейчас.
[7] [1] Святой Иоанн Креститель назван «первым во благодати мучеником» в заключительной молитве обращенного к нему молебного канона.
[8] Эве́нки (самоназвание — эвенкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название — тунгусы) — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары манегры, солоны . Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.
[9] Ныне с.Чижевичи вошло в черту г. Солигорска.
[10]Икония, ныне Ко́нья (тур. Konya; др.-греч. Ικόνιον, лат. Iconium, арм. Կուվանա, Кувана) – древний город в центральной части нынешней Турции (ближе к юго-западу). История поселений на этом месте прослеживается с 7500 г. до нашей эры. В хеттский и фригийский период именовался Куванна. Греками назван, как Иконион. В Библии Иконион упоминается в Деяниях апостолов, с городом связаны поездки Апостола Павла. Считается родиной св. Параскевы-Пятницы (III в.)
Во времена римского императора Клавдия город был передан ветеранам и получил название «Клавдикониум».
Город принадлежал римской провинции Ликаонии, в греческие времена город принадлежал Фригии. Археологические раскопки в центре города (Аладдин-тепе) привели к находкам фригийских изделий примерно 25 г. н. э., а также предметов, характерных для соседних провинций Галатии, Каппадокии, Писидии и Памфилии.
Как видно из императорских монет, Икониум имел право римской колонии. Икониум особенно часто упоминается в эпоху крестовых походов.
В 1000 году завоеван турками-сельджуками, позже стал частью Османской державы….. На рубеже XIX – XX веков полностью очищен от нетурецкого населения, частью истребленного, частью изгнанного.
[11] Легочная форма чумы, распространяемая воздушно-капельным путем.
[12] http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2174
[13] Сапожник, башмачник.
[14] по-сербски - краль. По-русски иногда именуется царем.
[15] Так в житии у архиеп. Филарета (Гумилевского), в "Охридском прологе" свт. Николая (Велимировича), и по Германовскому календарю (см. Saint Herman Calendar 2009, 79.). По http://days.pravoslavie.ru/Life/life6928.htm - Симеон.
[16] Жупан – князь или старшина, а также правитель округа (многие государства южных славян делились на жупании – округа, управляемые жупанами).
[17] Или Волкан, Вулкан, Волк. По житию у архиеп. Филарета (Гумилевского) и статье в энциклопедии Брокгауза и Ефрона - младший, по http://days.pravoslavie.ru/Life/life6928.htm - старший брат.
[18] Так в житии у архиеп. Филарета (Гумилевского). По http://days.pravoslavie.ru/Life/life6928.htm - с 1196 года.
[19] Так в житии у архиеп. Филарета (Гумилевского), в "Охридском прологе" свт. Николая (Велимировича), в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
[20] По http://days.pravoslavie.ru/Life/life6928.htm, Германовскому календарю (см. Saint Herman Calendar 2009, 79.).
[21] Датировка по статье Олега Кузеванова, http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc. Ранее также бытовала датировка с 1230 по 1239 год.
[22] Дата по статье Олега Кузеванова, http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc. Существует ряд других, маловероятных версий - 1239 по http://days.pravoslavie.ru/Life/life1598.htm, 1243 по Германовскому календарю (см. Saint Herman Calendar 2009, 79), не ранее 1253 по статье энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
[23] Тала́нт (др.-греч. τάλαντον, лат. talentum) — единица массы и счётно-денежная единица, использовавшаяся в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке.
В Римской империи талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра)[1].
Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντον означало «весы»; затем «груз»). Как определённая весовая единица, талант упоминается уже у Гомера, причём везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам метрологов, масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжёлого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг. Гомеровские таланты производились в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты массой в 8,4 кг.
Помимо гомеровского маловесного таланта, в ту же эпоху был известен талант, соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 кг. Впервые о нём упоминается в связи с победой сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 до н. э.); затем у писателей до II века до н. э. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым талант представлял кратную величину (талант делился на 60 мин, мина на 100 драхм, то есть в таланте было 6000 драхм), количественное определение таланта было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица.
Прототипом греческих талантов был вавилонский талант, имевший форму бронзового льва на подставке. Тяжёлый талант весил 60,4 кг, лёгкий царский талант — вдвое меньше. Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский талант (16,8 кг), и была основной наименьшей единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также денежным знаком, причём 100 таких лёгких единиц (по 8,4 кг) или 50 тяжёлых составляли тяжёлую мину золота. В свою очередь, лёгкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжёлых или лёгких, составляли тяжёлый или лёгкий талант золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причём только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общими для обеих систем.
Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным. Впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обычно встречалось отношение 1:13 1/3. По весу царский талант содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение таланта золота к царскому таланту (по весу) было равно 5:6, таланта серебра к таланту золота 4:3, таланта серебра к царскому таланту — 10:9. Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, тяжёлый талант серебра — 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше. У других восточных (семитических) народов обозначения таланта были приблизительно те же: так, финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг, еврейский весил 44,8 кг, персидский талант золотой весил 25,2 кг, серебряный — 33,65 кг, торговый — 30,24 кг. Древнейшая система весовых мер — эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), — приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Когда Солон ввёл новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский талант остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кг). Серебряный талант (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кг. Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кг.
[24] Бубонная чума.
[25] Храм в честь святителя Николая чудотворца, некогда существующий в Московском Кремле, в восточной части Ивановской площади, и снесенный по царскому указу в 1817 г…… для пущего удобства проведения военных парадов (не только в советские годы храмы сносили в целях большего удобства мирских дел, коим храм, по мнению властей, мешал – прим. моя).
[26] Параман ((также параманд, параманда, парамант, плетцы от греч. παραμάντιον или παραμάνδυον),греч. добавление к мантии) - принадлежность облачения монаха малой схимы - небольшой четырехугольный плат с изображением креста. Носится на теле под одеждой на четырех шнурах, пришитых по углам. В чинопоследовании пострига параман называется образом и знамением Креста Господня. У монахов, принимающих Великую схиму эту роль выполняет аналав, носимый поверх одежды
[27] Схима – совокупность одежд монаха.
[28] Она причислена к лику святых Украинской Православной Церковью Московского Патриархата в 1994 г. Имя прп. Досифеи внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 8 декабря 2005 г.
[29] К Китаю, разумеется, это не имеет никакого отношения. Слово «Китай» по-тюркски – «крепость», значит и название места имеет такое значение (как и например, одна из частей Москвы, раньше и я сам думал, что там живут китайцы, но на поверку все куда проще).
[30] по рукописи из архива Лашкевичей, преподобный умер в возрасте ок. 100 лет
[31] Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 137-154
[32] Евгений (Болховитинов). Описание. 1826. С. 190
[33] ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3. Д. 506. № 92
[34] ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общемон. Д. 1130. Л. 4-6
[35] Заседание Священного Синода УПЦ 27 июля 1993 года, журнал №14 - http://orthodox.org.ua/node/4263
[36] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html.
[37] Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем.
[38] Тонкая льняная одежда, надеваемая священником или архиереем для совершения литургии.
[39] Омофор (греч.: носимый на плечах) – не головной покров, а элемент облачения архиерея, символ еписмкопской власти, носимый на плечах и символизирующий заблудшую овцу, которую Пастырь берет и возвращает в стадо. Существуют великий и малый омофор. Великий омофор – длинная широкая лента с изображениями крестов; огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим – на спину. Малый омофор – широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами. Надевается поверх саккоса.
[40] Напомню, рипиды - это диски с изображением Херувимов, закрепленные на длинных шестах. В древности вместо них носили опахала, коими отгоняли от святынь мух….
[41] Бог Господь и явися (явился) нам. Благословен грядый (идущий) во имя Господне!
[42] Мемориальная часть под храмом, где помещаются памятные таблички, какие и запланированы под будущим собором, а также часто здесь погребаются известные клирики данного храма, в кафедральных соборах – правящие архиереи, а иногда и видные граждане города, которых по каким-то причинам посчитали достойным похоронить в храме…
[43] Трудно сказать, действительно ли все было так, ведь здесь апостол изображен подобным медиуму при спиритическом сеансе. А ведь Дух Божий не насилует воле человека, не действует насильно через него, но согласуясь с волей его. «… и Духи пророческие послушны пророкам, ибо Бог не есть Бог неустройства, но устройства…» - пишет апостол Павел. Заметьте, что все четыре Евангелия отличаются друг от друга, что невозможно было бы, если бы записывалось так, как написано выше….
[44] Исторически этим словом именовали обедневших испанских дворян, переселившихся в Южную и Центральную Америку, но ныне так часто именуются метисы - помесь белых и индейцев.
[45] Ныне Вильнюс, столица Литвы.
[46] По другим данным стал служить псаломщиком с 1919 г.
[47] По другим данным рукоположен в сан диакона в 1925 г.
[48] По другим данным рукоположен в сан священника в 1927 г.
[49] Стадий, стадион, стадия (греч. στάδιον) — единица измерения расстояний в древних системах мер многих народов, введённая впервые в Вавилоне, а затем перешедшая к грекам и получившая своё греческое название. Не является для нас достаточно определенной. В Вавилоне за стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца при восходе его до того момента, когда весь солнечный диск окажется над горизонтом. Если этот выход солнца продолжается примерно две минуты, то за это время человек при средней скорости ходьбы проходит от 185 до 195 м. Как видим, мера эта весьма относительна. В большинстве систем мер это расстояние равнялось 600 футам.
Стадий греческий — расстояние в 600 ступней Геракла [1]. По преданию, именно столько шагов успел сделать Геракл с того момента, как первые солнечные лучи появились над холмом Крона в Олимпии и до того, как солнце поднялось над землей.
Встречаются различные значения стадия:
вавилонский = 194 м
- греческий = 178 м
- аттический = 177,6 м
- египетский = 172,5 м
- стадий системы фараонов = 209,4 м
- птолемеевский и римский = 185 м
стадий ассиро-халдейско-персидской системы = 230,4 м.
Какой именно стадий применялся для измерения дистанций на олимпийских играх точно не известно, некоторые учёные вводят олимпийский стадий приравнивая его к 192,23 метрам.
[50] Впоследствии на месте часовни была построена церковь во имя Святой Троицы.
[51] Амория или Амморея (греч. Ἀμόριον, лат. Amorium, араб. Ammuriye), византийский город во Фригии, центральная крепость фемы Анатоликов. В настоящее время его руины расположены возле селения Hisarköy (тур. деревня у крепости), в 12 км. от города Эмирдаг (Emirdağ), Турция
[52] Колясев А., свящ., Кучин В.А. Исповеднический подвиг протоиерея Николая Троицкого, священника Серафимовской церкви г. Казани, страница сайта Казанской духовной семинарии - http://kds.eparhia.ru/www/script/Isp_podvig_troickogo_54968981482.html
[53] Расположен в нескольких километрах к востоку от Иерусалима в Иудейской пустыне в долине Нахаль Прат (англ. En Prat (En Fara)), по-арабски Вади Кельт (англ. Wadi Qelt). Период расцвета лавры пришелся на VI век. В начале IX века, по причине междоусобий между детьми Харуна аль-Рашида, лавра была оставлена монахами.
В XIX веке монастырь был заброшен, пришёл в полное разрушение.
Во второй половине XIX века начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) предпринял несколько безрезультатных попыток получить лавру в собственность Российской империи. Это удалось осуществить только в 1890-е годы.
В 1903 году здесь поселился бывший настоятель Русской Афонской Крестовоздвиженской Обители иеросхимонах Пантелеимон с монахами и послушниками.
Несколько лет спустя пожар поглотил практически все строения, так что восстановить скитские здания оказалось возможным только частично. Восстановленный скит представлял собой двухэтажное здание со множеством келий у подножия скалы. В самой скале на высоте около 20 м находится пещерная церковь во имя преподобного Харитона.
Последний афонский насельник этого скита, о. Герасим скончался в 1960-е годы. После этого скит пустовал, за исключением нескольких дней, когда члены Русской Духовной Миссии РПЦЗ бывали в нём, а кроме того, на день преподобного Харитона, 28 сентября, клирики Миссии служили в скиту Божественную Литургию.
С 1997 года и по настоящее время (2010) в скиту постоянно проживает монах Харитон, который один возродил скит из руин, явившихся следствием шестидневной войны.
[54] Ныне обитель эта не действует. Существовала она до 614 года, когда была разрушена персами, но потом возрождена и действовала до 12 века. Расположенная в лавре Пещера Харитона — самая большая пещера в Израиле, служившая до монахов пристанищем для разбойников. Согласно преданию, в ней жил сам святой, а до того в ней прятался от царя Саула будущий царь Давид. В 1139 г. в пещере нашли убежище от налетов сельджуков местные христиане.
В настоящее время сохранились пещеры и развалины монастырской сторожевой башни. Находится лавра в полутора километрах от современного поселка Текоа в долине ручья Вади Харитун.
[55] По другим данным - в 1867.
[56] В Чехии известен, как святой Вацлав (чеш. Svatý Václav, лат. Venceslaus, нем. Wenzel).
[57] МУЧЕНИКИ ВИТ, МОДЕСТ И КРИСКЕНТИЯ-ПИТАТЕЛЬНИЦА. Дни памяти: Май 16 / 29, Июнь 15 / 28. Пострадали при императоре Диоклетиане. Вит был сыном знатного сицилийского вельможи язычника Гиласа. Обратившись к Богу и творя много дел милосердия, Вит обратил к Богу много язычников, что вызвало гнев властей, с чьей подачи отец юноши подверг Вита избиению и многим пыткам. Привязанность к сыну обратилась в нем в ненависть, и он решил умертвить его. Чтобы спасти мальчика, его воспитатель святой Модест и кормилица святая Крискентия, которые были христианами, тайно увели его из родительского дома. У реки они увидели лодку. Ангел вошел вместе с ними в лодку и доставил их в итальянскую область Луканию, где святые, скрываясь от мучителей, жили тайно. Святой отрок не переставал исцелять больных и обращать язычников в христианство и тогда они предстали перед самим императором и подвергнуты многим пыткам и по молитве Господь принял их души. Их мощи впоследствии были перенесены в Прагу.
[58] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории нынешних Архангельской и Вологодской областей, а также республики Коми. В 1936 году был разделен на Северную область (в 1937 году была разделена на Архангельскую и Вологодскую область) и Коми АССР.
[59] Вседневная вечерня совершается без входа, а сугубая ектения после прокимна не совершается, а переносится на самый конец вечерни. Вход на такой вечерне совершается лишь в Прощенное воскресенье и 5 Недель Великого поста, ради Великих прокимнов, однако окончание ее в этом случае великопостное….
[60] Шапур II Великий — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 309 — 379 годах. Из династии Сасанидов, сын Ормизда II. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд). Родился уже после смерти своего отца и сразу же по рождению был провозглашен царем. Возмужав, в 325 году (16 лет) начал войну с арабами с целью обезопасить страну от их набегов, также строил оборонительную стену против них. В 338 и 359 годах развязывал войну с римлянами. Также воевал против стран и народов Центральной Азии, а также Закавказья, терроризируя эти земли. Также он известен, как инициатор жестоких гонений на христиан. Пока в Римской империи христиан гнали, то цари Персии покровительствовали им, рассматривая их как союзников в борьбе с Римом, но с превращением христианства в основную религию Рима их стали рассматривать, как врагов. Поэтому царь огнем и мечом насаждал на своей территории зороастризм (почитание божества Ахура Мазды и многочисленных духов).
[61]«Десятинная церковь» - храм, построенный святым князем Владимиром в Киеве, освященный, по одним данным – в честь Успения Божией Матери, по другим – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Св. Владимир определил десятую часть от имущества своего на содержание храма и духовенства, отчего церковь стала называться Десятинной. Здесь покоились мощи святых Ольги, Владимира, Феодора и Иоанна, а также глава сщмч. Климента, папы римского и чудотворная икона Божией Матери.
Первый раз Десятинная церковь была разрушена в декабре 1240 г., во время штурма Киева войсками монгольского хана Батыя. Развалины церкви стояли под открытым небом в течение четырех веков.
В 1636 г. свт. Петр (Могила), митрополит Киевский, разобрал деревянный храм свт. Николая (построенный на руинах в XV в.) и благословил "Десятинную церковь Пресвятой Девы, находившуюся у ворот Киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету". Новый храм был устроен в юго-западном углу первоначального, при его возведении частично использовали остатки древних стен. Другая же часть развалин по-прежнему оставалась под открытым небом. В 1654 г. новую Десятинную церковь освятили в честь Рождества Богородицы.
Эту вторую церковь разобрали в связи с началом строительства 2 / 15 августа 1828 г. новой Десятинной церкви. 4 ее престола были посвящены: Рождеству Богородицы, св. кн. Владимиру, свт. Николаю и апп. Петру и Павлу. Освятил храм 15 / 28 июля 1842 г. свт. Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский.
В 1929 г. церковь была закрыта, а в 1936 г. разобрана на кирпичи.
[62] с 1929 г. Барково Пушкинского р-на
[63] В базе данных ПСТБИ - Ивановская о., Карабановский р., с. Алексино
[64] Иногда упоминается как Карташово.
[65] Бывшее Карташево.
[66] Г. Лихвин - ныне Чекалин находится в Тульской области. В 19 веке с. Васильевское, вероятно, находилось в Калужской губ.
[67] По данным ПСТГУ - в храме свв.мчч.Космы и Дамиана в Заречье в Верее
[68] По данным ПСТГУ - 1919 года
[69] Ава́ры (греч. Άβαροι, Ουαρχωννιται; лат. Avari; др.-рус. О́бры) — кочевой народ центрально-азиатского происхождения, переселившийся в VI веке в Центральную Европу и создавший там государство Аварский каганат (VI—IX вв.).
они тюркоязычный огурский этнос.
они монголоязычный этнос — сяньби или жужани;
они преимущественно ираноязычный этнос — хиониты, живший в Приаралье и объединившийся с уграми. Упоминаются Аммианом Марцеллином в IV в. н. э.; При этом все теории допускают возможное влияние разных этнических элементов и согласны в том, что авары, в любом случае, не представляли собой однородное племя и по мере продвижения к Европе испытывали сильное влияние тюркоязычных племён.
[70] Лев VI Мудрый — Византийский император с 886-го по 912 год.
[71] Влахерны — местность в Константинополе на западном углу города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями. Особенно известны были Влахерны по Богородичной церкви, построенной императором Львом I Великим (457-474 гг.), при котором в эту церковь в 474 году положены были честные ризы Пресвятой Богородицы, перенесенной из Палестины. Здесь же вместе с одеждою Богородицы хранились в златокованом ковчеге омофор Ее и часть пояса. Под омофором Богородицы, или, правильнее, мафорием (греч. mathorion), разумеется Ее головной покров, большое покрывало, которое носила Она на главе Своей.
[72] Знамение сие было в первой половине X века, в конце жизни св. Андрея Юродивого (+ок. 936г.). Самый праздник Покрову Богоматери установлен в Церкви Русской не позднее половины XIIвека. Замечательно, что видение было святому Андрею — славянину родом и праздник установлен и совершается в славянских землях. В самом же Константинополе хотя не было сего праздника, но помнили видение св. Андрея. Во Влахернской церкви была икона Божией Матери в том виде, как Она явилась св. Андрею.
[73] Память его совершается Церковью 2/ 15 октября.
[74] Епифаний — знатный юноша, ученик св. Андрея, по мнению некоторых, впоследствии принявший иночество с именем Полиевкта и бывший Константинопольским патриархом (+956г.) Память его — 5 / 18 февраля.
[75] Сказание о Покрове Пресвятой Богородицы заканчивается следующими подробностями. Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с Себя блиставшее, наподобие молнии, великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей, и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую, наподобие молнии, славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее сделалось и оно невидимо. Но взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там.
[76] Под образом апокалипсической жены, облеченной в солнце, большинство разумеет Церковь, а под солнцем — Иисуса Христа. В то же время сия жена могла изображать собою облеченную в Божественную, небесную славу Пресвятую Богородицу.
[77] Столп Давидов, увешанный победоносными военными орудиями и щитами, прообразовал собою Пресвятую Богородицу, о чем речь далее. О сем знаменитом столпе Давидовом ничего более неизвестно из Св. Писания, кроме того, что он был воздвигнут на какой-то горе и что он создан в Фалпиофе, каковое наименование обозначает собою также укрепления.
[78] Сион — юго-западная, самая обширная и высокая из четырех возвышенностей, на коих построен Иерусалим, почиталась у евреев священною и первоначально служила религиозным центром и твердынею Иерусалима. Посему Писание часто именует Иерусалим дщерью Сионовой, напр. см. Псал. 9, ст. 15. Исаии, гл. 1, ст. 8, гл. 67, ст. 11. Иерем., гл. 6, ст. 23. Еванг. от Матф., гл. 21, ст. 5.
[79] Т.е. различные земные обстояния и искушения: в особенности же огнeнные стрелы лукавого, нападения со стороны дьявола, — сего исконного, страшного врага рода человеческого, попаляющие нас как бы смертоносным огнем.
[80] В бес. на Псал.119.–Амвросий Медиоланский (Миланский, в Италии), — знаменитейший отец Западной церкви и христианский писатель IVв. (+ 397г.) Память его совершается 7 / 20 декабря.
[81] Прп. Анастасий, игумен Синайской горы( + ок.685г); память его 20 апреля / 3 мая, в своих «Анагогических созерцаниях» шестоднева, кн.8.
[82] Память ее совершается 1/ 14 апреля.
[83] Господь, говорит по поводу сего прообраза святой Иоанн Дамаскин, «соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, т.е.Дева, утверждена на земле: потому что Она родилась на земле; глава Ее касалась неба: потому что глава Ее был Бог и Отец.
[84] Выражение кондака Успению Пресвятой Богородицы.
[85] Богоматерь справедливо уподобляется кивоту. В Ветхом Завете в скинии, а после в храме Иерусалимском находилось внутреннее святилище, «Святое Святых», доступное одному лишь первосвященнику, и то лишь один раз в год. В сем святилище хранился кивот завета — ящик, покрытый золотом внутри и снаружи, вмещавший в себе самые священные для богоизбранного народа предметы. По бокам его осеняли «херувимы славы», золотые изображения сих высших и ближайших к Богу Небесных Сил. Сей кивот и прообразовал Божию Матерь, вместившую в Себе Самого Бога, почему и воспевается Церковью «одушевленным Божиим кивотом» (канон Благовещению, песнь 9). Как неотступная молитвенница за род человеческий пред престолом славы, Она является для нас кивотом, окруженным сонмом херувимских сил, охраняющих нас Своими молитвами от всяких бед и обстояний.
[86] . Во время странствования своего по пустыне Аравийской израильтянам пришлось вступить при Рефидиме в сражение с хищническим кочевым народом — амаликитянами. Моисей, Аэрон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал их, одолевал Амалик. Когда же руки Моисеевы отяжелели, тогда посадили его на камень, а Аарон и Ор поддерживали руки его, кои и были подняты до захождения солнца. Тогда израильтяне, во главе с Иерусалимом, низложили Амалика и народ его погубили острием меча. — Поднятие при сем рук Моисея изображало образно для Израиля силу молитвы. Смысл сравнения понятен: в молитвах неусыпающая Богородица, силою их, как бы поддерживаемая свв.Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, низлагает, подобно Моисею, невидимого врага христиан — дьявола со всеми его силами, нападающего на нас в сем мире, уподобляющемся пустыне.
[87] Из тропаря на малом освещении воды.
[88] Выражение: мало eлико eлико значит: на некоторое непродолжительное время.
[89] Богородица вообще и в Писании, и в церковных песнопениях именуется «облаком» (мглою): из Нея возсия нам солнце праведное. Во-вторых, потому что Она источает жаждущим воду живу оставления (грехов) и одождила нам тучу нетления Христа, в-третьих, потому что Она своим Божественным покровом и теплым предстательством покрывает и ограждает нас от всяких зол и напастей.
[90] Этот пророческий прообраз не ограничивается лишь сим смыслом. Как утренняя заря, рассеивающая ночной мрак, предшествует лучезарному солнцу, заимствуя от него свой свет, так и Пресвятая Дева непосредственно предварила «Солнце правды» — Христа и от Него получила Свою славу Богоматери. С рождением же Христа исчезла тьма идолопоклонства и многобожия и настал невечерний день Боговедения и благочестия.
[91] Аршин - старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м.
[92] Вершо́к — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка». М. Фасмер связывает вершок со значением «верхняя фаланга указательного пальца»[1]. В. Г. Лебединская полагает, что развитие значения слова шло от значения «верхушка» к значению «небольшой излишек, который появился сверху в процессе насыпания зерна» и далее как «мера длины»[2]. 1 вершок = 4,445 см = 44,45 мм. Таким образом, указанные здесь размеры в переводе на современные единицы измерения: 22,225 и 57,785 см.
[93] Вершо́к — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка». М. Фасмер связывает вершок со значением «верхняя фаланга указательного пальца»[1]. В. Г. Лебединская полагает, что развитие значения слова шло от значения «верхушка» к значению «небольшой излишек, который появился сверху в процессе насыпания зерна» и далее как «мера длины»[2]. 1 вершок = 4,445 см = 44,45 мм.
[94] Пляска святого Витта. – Болезнь, в современной медицине известная, как хорея - синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но различные с ними по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурные и гротескные, часто напоминающие танец.
[95] Послужной список законоучителей и учащих Курбатовской церковно-приходской школы Казачинского прихода Енисейского уезда Енисейской епархии за 1914 год // Государственный архив Красноярского края. Ф. 804. Оп. 1. Д. 34. Л. 2.
[96] Иустина, Юстина – популярное в романском мире имя.
[97] Мангу́п (Мангу́п-Кале́; укр. Мангуп, крымско-тат. Mangup, Мангуп) — средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Историческое название - Баба-Даг, Отец-Гора. Столица княжества Феодоро (Крымская Готия), затем турецкая крепость. Расположен на вершине горы-останца, возвышающейся над уровнем окрестных долин на 250 м, а над уровнем моря на 583 м и образующей плато площадью около 90 га. На территории крепости расположены два больших родника (всего их больше пятнадцати) которые впоследствии стали называть Мужским и Женским.
[98] Э́ллинг (нидерл. helling) — сооружение для постройки или ремонта:
- в воздухоплавании — сооружение, предназначенное для постройки, хранения, технического обслуживания и ремонта дирижаблей и аэростатов. Строились из металла, дерева и других материалов. Самый большой эллинг для дирижаблей был построен в 1929 году. в г. Акрон (штат Огайо, США).[1]
- в судостроении — помещение для постройки или ремонта судов на берегу[2].
- общее - свободное от судна помещение, пригодное для жизни как минимум в летний период. Недорогое жилье в курортных местах бывшего СССР и в особенности Крыма.
[99] Легочная форма чумы, действительно распространяющаяся воздушно-капельным путем.
[100] Народное название литургии.
[101] Сегодня за это освобождение адмирала у греков принято ругать, дескать, из-за него «нас отлучили от европейской цивилизации», дескать, при французах жилось лучше, чем при турках….
[102] Не то, чтобы совсем нетленны, как может показаться (не так, как мощи преподобных Киево-Печерской Лавры). Остались, разумеется, только кости, правда, они приняли тот же цвет, что и кости святых подвижников Афонской горы….
[103] Обычно в текстах о празднике Покрова Божией Матери головной покров Ее именуют омофором. Но омофор (греч.: носимый на плечах) – не головной покров, а элемент облачения архиерея, символ еписмкопской власти, носимый на плечах и символизирующий заблудшую овцу, которую Пастырь берет и возвращает в стадо. Существуют великий и малый омофор. Великий омофор – длинная широкая лента с изображениями крестов; огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим – на спину. Малый омофор – широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами. Надевается поверх саккоса. В то же время, элемент женской одежды в античные времена, подобие плаща, покрывающий также и голову, у греков именуется МАФОРИЕМ (др.-греч. μαφόριον). Так, что велика вероятно, что слово «омофор» в тексте появилось по ошибке из-за незнания греческих терминов…. Кстати, есть иконы, на которых Божия Матерь покрывает верующих именно мафорием, а не омофором,как это часто бывает, в особенности, на иконах XIX века.
[104] Коронованная Богородица в средние века изображалась именно католиками, а не православными. Трубчевск же с конца XIV в. и до сер. XVII в. многажды переходил от Москвы к Литве и Польше. Храм, в котором писалась эта икона, как раз и был построен в конце XIV в., вплоть до 1886 г. на входе в усыпальницу князей Трубецких этого храма (ныне Свято-Троицкого собора Трубчевска) была фреска с изображением Трубчевской Б.М. "с золотой короною на голове".
[105] http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/2011/Page3775.html
[106] В другом месте пишется о VI веке…..
[107] По житию на сайте портала Православие.ру, подвизался в одном из монастырей на Афоне
[108] Лествица, часть 2. Слово 6. О памяти смерти. 18
[109] Прокопенко Л. В. Источники Пролога за сентябрьскую половину года (краткой и пространной редакций) по четырем спискам XII-XIV вв. // Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.). М., 2008. Т. 8. С. 710.
[110] 24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого…
[111] Как подчеркивают богословы, знающие греческий язык, в этом месте присуствует словосочетание, которое можно перевести, как «демонобоязненны», то есть, сам он говорил, да и спутники его понимали, что он прямо обличал их, как поклоняющихся духам тьмы. Для греков же «демоны» - просто второстепенные божества…..