Каковы формы общественного сознания?
Общественное сознание проявляется в разных формах. Существуют такие формы общественного сознания: философское сознание, правовое сознание, политическое сознание, моральное сознание, эстетическое сознание и религиозное сознание.
Философия как любовь к мудрости возникла в VI в. до н. э. Платон считал, что философия начинается с изумления. Но он философом называл каждого человека, стремящегося узнать что-то новое. Подлинными философами, по убеждению Платона, являются те, кто любит искать истину. Философ познает не какие-либо мнения, а бытие и истину.
Изумление свидетельствует о том, что общество достигло такого уровня в своем развитии, когда стало абсолютно необходимым выработка общих понятий (категорий), с помощью которых можно было бы вести рас-
14 Обществознание 401
суждения о собственном бытии человека и бытии окружающего объективного мира.
Философия изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Она раскрывает имманентную логику природной и социальной действительности, выявляет внутренние механизмы и пружины общественного прогресса. Философия — это размышления человека о себе, о природе, об обществе. Именно человек как существо разумное хочет понять смысл своей жизни и вообще смысл всего исторического процесса.
Философия— высокая абстракция, но это такая абстракция, которая глубже отражает сущностные черты объективного мира. Вместе с тем философия - это мировоззрение. Знание философии помогает человеку легче ориентироваться в общественной жизни. Философия учит культуре мышления. Философски образованному человеку легче осваивать научные дисциплины, поскольку философия повышает не только культуру мышления, но и кругозор.
Правопредставляет совокупность определенных норм, регулирующих отношения людей в процессе их деятельности по производству материальных и духовных ценностей. Право возникает вместе с государством, когда моральных норм и принципов становится недостаточно для регулирования общественных отношений.
Характерной чертой права является то, что оно уравнивает людей, делает их, так сказать, одинаковыми, хотя они в реальной жизни таковыми не являются и не могут быть. Право тесно связано с такими понятиями, как демократия, свобода, ответственность и др. Так, человек в рамках правовых отношений должен иметь определенную свободу действий, иначе право лишается всякого смысла. Но вместе с тем свободно действующий индивид должен чувствовать свою ответственность за свои действия и поступки.
Очень важно формировать у людей правовое сознание. Можно издавать огромное количество законов, но если у граждан отсутствует правовое сознание, то эти законы трудно будет исполнять. Поэтому государство должно придавать исключительно важное значение правовому воспитанию граждан. Для этого оно должно использовать не только образовательные учреждения (школы, высшие учебные заведения и т. д.), но и средства массовой информации, и прежде всего телевидение. От уровня правовой культуры во многом зависит стабильность общества.
Политическое сознание
Оно возникает вместе политикой, представляющей одну из форм регулирования общественных отношений. Политика - эта такая сфера общественной жизни, которая пронизывает все другие сферы — экономическую, социальную и духовную. Поэтому политическое сознание занимает
особое место среди других форм общественного сознания. Чем выше уровень политического сознания, тем выше уровень демократии и тем больше возможностей у людей влиять на политические решения, от которых в конце концов зависит их благополучие.
В политическом сознании можно выделить два уровня: обыденный и теоретический. На обыденном уровне политическое сознание проявляется в повседневной жизни, в повседневном отношении людей к тем или иным политическим событиям, действиям и решениям, а также к политическим лидерам. Люди выражают свое отношение на митингах, в интервью для журналистов, на работе, словом, везде, где это возможно. При этом следует иметь в виду, что они не всегда правильно оценивают те или иные события. В основном они исходят из личных интересов, руководствуются сугубо эмоциями и чувствами.
Исключительную роль в формировании политического сознания на обыденном уровне играют средства массовой информации, и особенно телевидение. Можно сказать, что от телевидения зависит исход политических выборов. Поэтому не случайно политики стремятся использовать телеканалы. Но их могут использовать только те политики, которые имеют большие финансы. Вот почему сегодня политическое сознание на обыденном уровне не всегда адекватно отражает реалии жизни.
Теоретический уровень политического сознания предполагает анализ политики с помощью определенных научных методов и средств. Этот уровень непосредственно не связан с повседневной жизнью. Теория интерпретирует политику с точки зрения ее возникновения, формирования и роли в общественной жизни.
Моральное сознание
Мораль в широком смысле слова есть некоторая совокупность норм, принципов и правил, которыми руководствуются люди в процессе совместной деятельности и общения. Мораль возникает вместе с возникновением человеческого общества. В первобытную эпоху именно моральные принципы и нормы были основными регуляторами отношений между людьми. Многие племенные вожди имели гораздо больше авторитета, чем некоторые официальные короли и цари. И этот авторитет они заслужили именно благодаря своим высоким моральным качествам. Но с течением времени, с возникновением классового общества моральные нормы уже не могли выступать в роли универсальных регуляторов. Появляются политические регуляторы, что в конце концов приводит к разграничению сферы политики и сферы морали.
Мораль оперирует понятиями «совесть», «хорошо», «плохо», «добро», «зло», «справедливость», «несправедливость», «гуманизм» и т. д. Они отражают социальные реалии, отношения людей друг к другу и к обществу. На протяжении тысячелетий выработались такие нормы и принципы морали, без соблюдения которых общество не может нормально функцио-
14* 403
нировать, оно просто-напросто погибнет. Возьмем понятие совести. Оно очень объемно и включает в себя, по существу, все моральные принципы. Совесть, по выражению Канта, есть удивительная способность человека. Она предполагает справедливость, добро, гуманность, любовь и т. д. Совесть - это внутренний судья человека, к голосу которого он должен прислушиваться постоянно. Человек без совести способен на любое преступление.
Моральные нормы связаны с ценностями. Моральные ценности, как и все в жизни, меняются в ходе общественного развития. Если, например, в прошлые времена вызванный на дуэль человек обязан был явиться на место дуэли, поскольку общественная мораль предписывала ему не проявлять малодушия и не бояться смерти, то в настоящее время сам термин «дуэль» вызывает лишь улыбку. Нельзя забывать и то, что понятия морали относительны. Скажем, добро и зло относительны: в одном случае добро может оказаться злом, в другом зло — добром. И тем не менее для всех поколений общества понятия морали имеют универсальный характер. Совесть в древнюю эпоху исполняла те же функции, что и в современную эпоху.
Эстетическое сознание
Эстетика — это наука о красоте. Человек — единственное существо, относящееся к социальной и природной действительности с точки зрения ее красоты. Всю эту красоту человек выражает через художественное творчество: искусство, литературу, живопись и т. д. Человек создает произведения, которые в художественно образной форме отражают объективную действительность, показывают жизнь во всей ее полноте, с проблемами и трудностями. Художественные произведения имеют огромное познавательное значение. Благодаря творчеству, например, Л. Н. Толстого мы имеем представление о жизни русского народа второй половины XIX в. Искусство играет огромную роль в формировании мировоззрения людей. Оно обогащает внутренний мир человека, делает его более образованным и гуманным.
Эстетическое сознание, как и другие формы общественного сознания, изменяется и развивается вместе с изменением и развитием общественной жизни людей. Изменяются и формы и способы творения художественных произведений. В эпоху Пушкина, например, использовали гусиное перо, а в настоящее время — в основном компьютер. Но эстетическая ценность художественных произведений зависит от таланта их авторов. Чем талантливее человек, тем эстетичнее его сочинения.
Религиозное сознание
Религия возникает еще в первобытную эпоху. Причины ее возникновения следует искать прежде всего в социальных и природных условиях жизни первобытных людей. В те далекие времена, когда не было ни цивилизации, ни письменности, ни высокого уровня производительных
сил, когда люди вели примитивный образ жизни, человек оказывался бессильным перед природными и социальными процессами. Он был абсолютно беспомощен. Он не мог, например, объяснить те или иные природные явления (дождь, гроза, град, молния и т. д.), не мог понять те социальные условия, в которых оказался. Поэтому он думал, что есть какие-то сверхъестественные силы, которые управляют природными и социальными процессами.
Главное в религии — вера в сверхъестественные силы, т. е. в силы, которые находятся за пределами природы и общества.
Религиозное сознание претерпело существенные изменения на протяжении всей своей истории. Вначале оно носило языческий характер. Люди верили во множество богов. Затем появляются мировые религии: иудаизм, буддизм, ислам и христианство. Внутри этих религий существуют различные течения и секты.
Религиозное сознание — культовое сознание. Рост влияния этого сознания во многом определяется состоянием общества. Если общество развивается стабильно и без конфликтов, то ослабевает влияние религии. Но если общество переживает глубокий кризис, то усиливается влияние религии, потому что люди начинают искать спасение от всяких жизненных невзгод и находят они его в Боге. Поскольку общество в целом и каждый человек в отдельности всегда будут сталкиваться с трудностями, то и религия будет сопровождать человечество, пока оно будет существовать.
Мировоззрение. Типы и формы
Мировоззрение есть совокупность философских, религиозных, научных, этических, эстетических и иных воззрений людей на окружающую природную и социальную действительность. Каждый человек имеет определенный взгляд на мир, в котором он живет. Он по-своему оценивает те или иные природные и социальные явления. Поэтому нет человека без мировоззрения.
В формировании мировоззрения решающую роль играет социальная среда: семья, социальный класс, общество, государство. В зависимости от этой среды формируется мировоззрение человека: его взгляды на жизнь, на те или иные общественно значимые события, исторические факты, на страну и на общество. Очень важную роль играют средства массовой информации, особенно телевидение. Телепередачи могут сформировать разное отношение к жизни, к моральным и эстетическим ценностям, к гуманизму. Если, скажем, телевизионные программы носят сугубо развлекательный характер, то и у человека, особенно молодого, складывается легкое отношение к жизни. Он хочет брать от жизни все, но ничего не хочет отдавать.
Мировоззрение — сложный социальный феномен. Оно многообразно и проявляется в разных типах и формах. Можно выделить такие типы мировоззрения: философское, религиозное и научное.
Философскоемировоззрение возникает вместе с философией. Уже первые философы задумывались над смыслом жизни, над социальными и природными процессами. Их волновали вопросы свободы человека, справедливости и несправедливости, бедности и богатства, происхождения космоса и др. Во все времена разные философы по-разному отвечали и отвечают на эти вопросы, но они остаются актуальными философскими вопросами. Если взять, например, вопрос смысла жизни, то он имеет важный мировоззренческий аспект. Человек — единственное существо, осознающее конец своего бытия. Поэтому перед ним встает вопрос: как прожить свою жизнь? Некоторые предпочитают жить в свое удовольствие. Они себя не слишком сильно утруждают, предпочитают меньше работать, но больше развлекаться. Эти люди смысл жизни видят в гедонизме, т. е. в наслаждении. Но другие считают, что смысл жизни заключается не в наслаждении, а в проявлении своих физических и духовных возможностей. Человек должен жить не для того, чтобы только наслаждаться, а для того, чтобы добиваться поставленных высоких целей. Действительно, человек как существо разумное ставит перед собой определенные цели. Чем выше эти цели, тем больше надо трудиться над их реализацией и, следовательно, тем меньше времени остается для наслаждения. Но зато человек может обессмертить свое имя и быть вечно живым. Пушкин прожил менее тридцати восьми лет, но он для всех поколений остается вечно живым. Физическая жизнь человека ограничена природой, но его «историческая жизнь» ничем не ограничена.
Другой философско-мировоззренческой проблемой является проблема быть или иметь. Эта проблема, как и проблема смысла жизни, находилась в центре внимания многих философов. Что значит иметь? Иметь — это значит владеть вещами, домами, машинами, знаниями и т. д. Но можно потерять то, что имел, и тогда уже ничего не будешь иметь. Это касается и знаний. Студент, например, после сдачи экзамена может забыть, т. е. потерять, все, что знал. А что значит быть? Быть значит существовать. Если, например, студент учился не для сдачи экзаменов, а для того, чтобы глубоко овладеть знаниями, сделать их частью своего бытия, то эти знания исчезнут лишь с концом бытия студента, т. е. с его смертью.
Приведенные два примера показывают, насколько сложно и противоречиво философское мировоззрение. Для того чтобы иметь такое мировоззрение, надо прежде всего овладеть философией, ее сложным методологическим аппаратом, ее категориями и понятиями.
Религиозноемировоззрение связано с верой в сверхъестественные силы, в потусторонний мир. Оно носит иррациональный характер. Просто надо верить, что есть, например, Бог, который сотворил все, что есть не только на Земле, но и во Вселенной. Оно не считается ни с научными данными, ни с жизненной практикой. Многие ученые являются верующими, но когда они занимаются научными исследованиями, то личную религиозную веру исключают из своих научных изысканий, потому что главный принцип науки «все подвергай сомнению» религия категориче-406
ски отвергает. А без соблюдения этого принципа никакая наука невозможна.
Научноемировоззрение формируется в основном в процессе овладения науками. Человек науки имеет мировоззренческие позиции, которые базируются на определенных научных данных и результатах. Знания о природе, полученные научным путем, и знания на обыденном уровне сознания отличаются друг от друга качественным образом. На обыденном уровне люди созерцают явления природы и, исходя из своего жизненного опыта, делают соответствующие выводы. Ученый имеет дело с сущностью природных процессов, которая не совпадает с явлением. Так, на уровне явления Солнце всходит и заходит, а на уровне сущности не Солнце движется вокруг Земли, а наоборот. В этой связи нельзя не вспомнить стихотворение Пушкина «Движение»:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый1. Другой2 смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.
Мировоззрениепроявляется в политической, эстетической, правовой и других формах. Политическое мировоззрение связано с оценкой и пониманием политических событий и процессов, правовое мировоззрение - со знанием правовых норм, законов и других актов, регулирующих правовые отношения людей и государств.
В современном мире в формировании мировоззрения людей исключительно важную роль играют средства массовой информации (СМИ). Особенно велика роль телевидения, так как оно прямо, в наглядной форме, доносит до телезрителя ту или иную информацию, которую телезритель тут же без критического отношения к ней воспринимает. Телепередачи можно смотреть в любом положении: лежа, стоя, во время завтрака и т. д. Чтение газет, книг и журналов требует определенных умственных усилий, и поэтому большинство людей в эпоху телевидения их просто игнорирует. Отсюда совершенно ясно, что в зависимости от содержания телепередач формируется соответствующее мировоззрение людей.
Духовное производство
Общественное производство состоит из двух компонентов — из материального и духовного. Под материальным производством подразумевается производство материальных благ, без которых люди просто-напросто не смогут существовать. Это, прежде всего, продукты пита-
Греческий философ Зенон. Диоген.
ния, затем одежда и жилье. Прежде чем заниматься наукой, философией или политикой, надо есть, пить, одеваться и иметь крышу над головой. Удовлетворяя свои материальные потребности, люди тем самым воспроизводят себя как биосоциальные существа. Поэтому материальное производство является главным актом жизнедеятельности людей.
Но человек становится действительным человеком лишь тогда, когда он удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности. Ведь человек — единственное существо, имеющее субъективный, духовный мир. А этот мир удовлетворяется лишь духовными ценностями, которые производит сам же человек.
На заре человечества духовное производство непосредственно было вплетено в материальное. Низкий уровень производительных сил не позволял первобытным людям непосредственно заниматься духовным производством: рисовать, писать, изобретать и др. Но по мере развития общества по восходящей линии духовное производство отделяется от материального. Оно приобретает самостоятельность. Появляются философы, поэты, писатели, художники и т. д.
Уровень развития духовного производства зависит от уровня развития материального производства. Чем выше уровень материального производства, тем мощнее духовное производство. Богатое в экономическом отношении государство в состоянии выпускать огромное количество кинокартин, иметь многочисленные театры, издавать книги и газеты многомиллионными тиражами, открыть многочисленные телевизионные каналы... Но духовное производство обладает относительной самостоятельностью. Ценность духовных произведений зависит не столько от уровня духовного производства, сколько от таланта их создателей. Пушкин жил в эпоху крепостного права, но создал произведения, которые по всем параметрам превосходят произведения современных поэтов и писателей.
Характерная черта духовных ценностей — их многоразовое потребление. Материальные ценности употребляются один раз, а духовные ценности употребляются каждым поколением заново. Материальные блага эпохи Платона давно исчезли, но мы наслаждаемся произведениями античных философов и писателей, античной скульптурой и архитектурой.
В современную эпоху благодаря новейшим технологиям и технике духовное производство получает невиданный размах. Миллиарды книг, журналов, статей и газет заполонили книжные лавки. Специальные магазины открыты для продажи духовной продукции. Но отсюда вовсе не следует, что качество, т. е. содержание и художественный аспект, современных духовных творений выше, чем качество таких же творений, скажем, XIX в. Напротив, из современных философов, например, некого сравнить с Кантом или с Фейербахом. Такова специфика духовных ценностей.