Закон и его основные признаки

1. Вюридической литературе существует много определений поня­тия «закон». Довольно типичными, отражающими сложившиеся пред­ставления о законе на современном этапе его развития дефинициями яв­ляются следующие. Закон — это принятый в особом порядке первичный

правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредствен­но выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой. Или: закон — это нормативно-правовой акт, прини­маемый высшим представительным органом государства в особом зако­нодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регули­рующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения ин­тересов и потребностей населения страны. Или: «в юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладаю­щий после Конституции наибольшей юридической силой и направлен­ный на регулирование наиболее важных общественных отношений»1.

Можно привести еще целый ряд аналогичных определений или сфор­мулировать свою собственную, авторскую дефиницию закона. Однако де­ло не в этом. Главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, содер­жание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные специфические черты.

2. В системе различных нормативно-правовых актов законы выделя­ются следующими особенностями.

Во-первых,закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый толь­ко высшим представительным органом — парламентом (Федеральным Соб­ранием — в России, Конгрессом — в США, парламентом — в Италии, Франции, Японии и др.), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем рефе­рендума.

Во-вторых,закон обладает высшей юридической силой среди всех ос­тальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права.

В-третьих,закон как источник права, исходящий от высшего предста­вительного органа, выражающего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, тоже должен отражать волю и ин­тересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной пра­вовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона в каче­стве выразителя общей воли.

В-четвертых,закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важ­ные общественные отношения.

В-пятых,закон принимается, изменяется и дополняется в особом зако­нодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — положе­ниями или регламентами высших органов государственной власти и явля­ется объективно необходимой.

Общая теория права / отв. ред. А. С. Пиголкин. М., 1994. С. 181. 360

Кроме названных существуют и другие признаки законов, отличаю­щие их от других нормативно-правовых актов. Однако они не имеют су­щественного значения.

Виды законов

Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы тем не менее значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на опреде­ленные виды. Существуют различные критерии классификации законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы под­разделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие, как их иногда называют.

К конституционным законам относятся прежде всего сами конститу­ции; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополне­ния в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

К обыкновенным, или текущим, законам относятся все другие законы.

В отличие от конституционных законов для принятия или изменения обыкновенных законов не требуется особого порядка или квалифициро­ванного (в 2/з, 3/4 или же, как в Конституции Греции, 3/s) большинства де­путатских голосов. В данном случае достаточно абсолютное большинство голосов.

Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в систе­ме форм права, в частности среди нормативно-правовых актов.

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федера­тивном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федераль­ные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Фе­деральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные — выс­шими органами государственной власти субъектов федерации и соответ­ственно имеют юридическую силу лишь на ее территории. По общему правилу в случае расхождения федеральных законов с законами субъек­тов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют феде­ральные законы.

Наряду с названными критериями классификации и соответственно видами законов существуют и другие критерии и виды законов.

Наши рекомендации