Каковы место и роль права в жизни общества?
Говоря о месте и роли права в жизни общества, мы тем самым выясняем его социальную значимость, характер и степень его воздействия на общество и государство, уровень его развития и эффективность выполняемых им функций.
Функции права выступают как основные его проявления вовне, как важнейшие каналы его воздействия на окружающую действительность, на государственную и общественную жизнь. Только в них и через них определяется социальная ценность и значимость той или иной системы права, ее место и роль в жизни общества и государства.
В юридической литературе функции права определяются как основные направления его воздействия на общественные отношения, обусловленные социально-классовым назначением права, а также стоящими перед ним целями и задачами.
При определении функций права следует исходить прежде всего из неразрывной взаимосвязи и взаимодействия государства и права. Важно при этом иметь в виду, что государство и право не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы друг от друга. В то же время они относительно самостоятельны друг к другу. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Из взаимосвязи и взаимодействия государства и права следует, что сущность, содержание, место и роль права в жизни общества, наконец, его функции не выступают лишь сами по себе, изолированно от других явлений, а проявляются в тесной взаимосвязи и взаимодействии с функциями государства.
Каждому типу государства и права соответствует определенный тип функций права. Вполне очевидно, например, что функции рабовладельче-
ского права далеко не идентичны по своей социальной природе и характеру функциям любого последующего (феодального, капиталистического и т. п.) типа права.
Однако независимо от типа, формы или просто привходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор общественных отношений. Оно регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй.
В этом заключается одна из его функций и назначение. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.
Именно поэтому каждое государство стремится не только к изданию отвечающих его интересам законов и других правовых актов (постановлений, декретов, распоряжений и т. п.), но и к их полному осуществлению. Не случайно в таких фундаментальных юридических актах, как Кодекс Наполеона, особо указывается на то, что «законы являются подлежащими исполнению на всей французской территории», что «нельзя нарушать частными соглашениями законов, затрагивающих общественный порядок и добрые нравы», и что судья, который откажется судить «под предлогом молчания, темноты или недостаточности закона», может подлежать преследованию по обвинению «в отказе правосудию».
Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношений право в любом обществе и государстве выполняет также воспитательную роль, которая проявляется в том, что закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. И это положение имеет общее, фундаментальное значение. Небезынтересно отметить, что еще римские юристы придавали огромное нравственное и воспитательное значение праву.
Цицерон, например, считал, что «закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». По его мнению, каждому закону должно сопутствовать введение (преамбула), цель которого — укрепить «божественный авторитет закона» и использовать страх божьего наказания для предотвращения его нарушения.
На авторитет, воспитательную роль закона и на божью кару уповали не только римские юристы и философы, но и многие мыслители более поздних времен. «Величие и ничтожность человека настолько зримы, — писал великий французский философ Вольтер (1694—1778), — что истинной религии необходимо поучать нас тому, что в человеке заложен некий огромный принцип величия и одновременно — некий огромный принцип ничтожества».
Воспитательная роль права проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть «царь всех божественных и человеческих дел», — с пафосом провозглашали римские юристы. Нужно только, чтобы он стоял «во главе как добрых, так и злых», служил «мерилом справедливого и несправедливого». Он приказывает делать то, что «должно быть совершаемо».
Наряду с названными функциями право выполняет также правоохранительную функцию. Ее нередко называют просто охранительной функцией.
Независимо от названия данная функция определяется как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
Охранительная функция права, равно как и другие его функции, свойственна любой правовой системе. Она существовала всегда, с момента появления самого права и вплоть до настоящего периода его развития.
Наиболее важная специфика охранительной функции заключается в том, что она, будучи одним из основных направлений правового воздействия на общественные отношения, характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Помимо названных функций право по отношению к любому обществу и государству выполняет и иную, более разнообразную роль.