Суды общей юрисдикции России
Значительную роль в реализации судебной власти в постсоветской России играют суды общей юрисдикцииили, как их нередко называют, общие суды.
Это наиболее многочисленные и наиболее разнообразные по характеру компетенции суды. К ним относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суд автономной области и суды автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, районные (городские) суды. Разновидностью судов общей юрисдикции являются военные суды. Особое положение в системе судов общей юрисдикции занимают мировые судьи.
По общему, конституционно установленному правилу судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. В Конституции РФ содержится оговорка о том, что кроме названных требований кандидатам на судейскую должность федеральным законом могут быть предъявлены также дополнительные требования.
Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом. Порядок занятия должности и деятельности мировых судей определяется Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. о мировых судьях и соответствующими законами субъектов Федерации. В соответствии с последними они могут назначаться или избираться.
Суды общей юрисдикции, в отличие от других судов, рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела, возникающие в сфере трудовых и административных отношений.
Во главе всех судов общей юрисдикции находится Верховный Суд РФ. По своему статусу он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны судам общей юрисдикции. В качестве такового Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных
формах судебный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный Суд РФ осуществляет свои полномочия в различных формах. В частности, в форме заседаний Пленума Верховного Суда РФ, в которых участвует весь состав Верховного Суда РФ; в форме обсуждения и решения вопросов на Президиуме Верховного Суда РФ, в состав которого входят председатель, его заместители и ряд судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, и в форме работы судебных коллегий по уголовным делам, гражданским делам и военной коллегии. Состав коллегий утверждается Пленумом Верховного Суда РФ.
В системе судов общей юрисдикции особое внимание в настоящее время уделяется деятельности судов с участием присяжных заседателей.Это сравнительно новый для постсоветской России судебный институт, со становлением и развитием которого в ближайшие годы связываются официальные надежды на дальнейшее развитие демократии в механизме реализации судебной власти.
В соответствии с действующим законодательством суд присяжных заседателей образуется при городском, районном или ином суде общей юрисдикции в составе судьи и 12 присяжных заседателей.
Суды присяжных заседателей рассматривают только уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях: терроризм, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, государственная измена и др. Присяжные заседатели при рассмотрении уголовного дела решают вопрос о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает ли он снисхождения или не заслуживает. Мера наказания осужденному определяется единолично судьей. Им же решается без участия присяжных заседателей и ряд других возникающих в ходе рассмотрения уголовного дела вопросов, требующих для своего разрешения профессиональной подготовки.
Сравнительно новым для современной российской судебной системы является наряду с судом присяжных заседателей также институт мировыхсудей. Он образуется и действует на основе Федерального закона от 17 декабря 1998 г. о мировых судьях, а также аналогичных законов, принятых в субъектах Федерации.
Участки, в пределах которых действует мировой судья, определяются законодательством субъектов Федерации. Численность населения на каждом из них не должна превышать 30 тыс. человек. Минимальная численность населения в них составляет 15 тыс. человек. Процедуры и порядок назначения или избрания на должность мировых судей определяется законодательством субъекта Федерации.
Круг вопросов, рассматриваемых мировыми судьями, довольно ограничен по сравнению с другими судами общей юрисдикции. Это, в частности, ограниченная категория уголовных дел, за которые предусматривается наказание до двух лет лишения свободы; трудовые и имуществен-
ные споры, цена иска которых составляет не более 500 минимальных размеров оплаты труда; бракоразводные дела при отсутствии спора о детях и др.
Все решения по рассматриваемым вопросам принимаются мировыми судьями единолично.
Арбитражные суды России
Наряду с Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции значительную роль в осуществлении судебной власти играют арбитражныесуды. В механизме реализации судебной власти они образуют самостоятельную систему судебных органов, тесно связанную с национально-государственным и административно-территориальным устройством современной России.
В эту систему входят: Высший Арбитражный Суд РФ; высшие арбитражные суды республик; арбитражные суды округов; краевые, областные и городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов. На районном уровне законодательством не предусматривается создание арбитражных судов.
Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. По отношению к ним Высший Арбитражный Суд РФ выступает как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых этими судами. Он также осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят председатель, его заместители, председатели коллегий и члены Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судьями Высшего Арбитражного Суда РФ могут стать граждане РФ, достигшие 35-летнего возраста, которые имеют высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Для судей других арбитражных судов минимальный стаж работы по юридической специальности устанавливается в пять лет.
Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ согласно Конституции РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи арбитражных судов округов в различных субъектах Федерации назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения субъектов Федерации.
В соответствии с действующим законодательством арбитражные суды участвуют в осуществлении судебной власти путем рассмотрения дел по экономическим спорам между организациями, гражданами-предпринимателями, работающими на территории России, которые возникают в связи с признанием права собственности, с изменением условий при расторжении договоров, с истребованием собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения, и иными основаниями.
Кроме того, судебная власть осуществляется арбитражными судами также путем рассмотрения дел по спорам, возникающим из правоотношений в сфере управления. Это, в частности, дела по спорам о взыскании с организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, штрафов и других финансовых средств государственными органами; о признании недействительными актов государственных органов. которые противоречат законодательству и ущемляют законные права и интересы граждан и организаций; и др.
Наряду с этим арбитражные суды рассматривают споры, возникающие из экономических соглашений между органами исполнительной власти субъектов Федерации; аналогичные споры между государственными органами России и других государств, если это предусматривается их соглашением; и др.
Вступившие в законную силу решения, определения и постановления арбитражных судов подлежат исполнению на всей территории России. Они обязательны для всех государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления и граждан.
40. Прокуратура Российской Федерации
, 1. Статус Прокуратуры РФ. Прокуратура занимает важное место в системе государственных органов. Как специальный правоохранительный орган Прокуратура была создана в России Петром I в 1722 г. Прокуратура при Петре Великом была «государственным оком», органом надзора за законностью в деятельности чиновничьего аппарата, на нее возлагались обязанности по защите прав граждан.
По действующему в настоящих условиях России законодательству Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор РФ. Генеральная прокуратура состоит из главных управлений, управлений и отделов. В структуру Генеральной прокуратуры входит Главная военная прокуратура, которую возглавляет заместитель Генерального прокурора. Он руководит нижестоящими органами военной прокуратуры.
Прокуратура РФ не принадлежит к органам судебной власти или к органам исполнительной власти. Это правозащитный орган, обладающий статусом, закрепленным в федеральном законодательстве. Ученые и практические работники прокуратуры разработали концепцию развития Прокуратуры РФ на переходный период.
Прокурорский надзор. Важнейшей функцией Прокуратуры РФ является прокурорский надзор за исполнением законов. На основе действующего законодательства Прокуратура России осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъек-
тов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Прокуратура осуществляет также надзор за исполнением законов административными органами и учреждениями, исполняющими наказания и применяющими назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц.
В современных условиях жизни российского общества важное значение имеет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура по материалам проверки принимает протест, представление и постановление прокуратуры. В борьбе за законность, порядок в области прав, свобод человека и гражданина значительную роль играют меры профилактического характера. Прокуратура принимает меры по предупреждению и пресечению прав и свобод человека и гражданина, привлекает к ответственности лиц, нарушивших закон, и к возмещению причиненного вреда, ущерба.
2. Участие прокуратуры в рассмотрении дел судами. Представители прокуратуры выступают государственными обвинителями в суде. Этот вид деятельности прокуратуры регламентируется процессуальным законодательством. Прокурор на основе процессуального закона вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства. Прокуратура в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное, необоснованное решение суда. Установив, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокуратура приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящей прокуратуре.
Деятельность прокурора требует высокого профессионализма, нравственности и гражданского мужества. Он должен быть безупречным в соблюдении законности, норм общей и профессиональной этики юриста. В соответствии с занимаемой должностью прокурорам и следователям присваиваются классные чины.
Что понимается под правом?
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпы-
11 Обществознание 321
вается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», т. е. естественное право. Во-вторых, право — это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».
По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий, суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное) право, хотя и в «модернизированном» виде, но сохранились.
Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики, в особенности для глубокого и всестороннего понимания сущности и содержания права, а также его определения, положения, касающиеся естественного права.
Что такое «истинный закон»? — вопрошал Цицерон. И тут же отвечал, соотнося право не только со справедливостью и добром, но и с самой природой, естественным бытием человека, что это — «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга...». Право, по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, «запрещая, от преступления отпугивает. Однако оно ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая».
Идеи и основные положения естественного права нашли свое отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции России прямо указывается на то, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (п. 2 ст. 17). Тем самым подчеркивается, что они не даруются и не устанавливаются «свыше» каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих причин.
Влияние идей естественного права просматривается и в Конституции Японии, провозглашающей, что «народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека» и что эти права, «гарантируемые народу настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав» (ст. 11).
Наряду с названными факторами, оказывающими большое влияние на формирование представления о праве, а также на его определение, важную роль в данном процессе играют и другие факторы. Среди них следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.
Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы господствующих слоев или классов, а отчасти — и всего обще-322
ства. Нет права «вообще». Оно всегда конкретно, социально обусловлено и реально.
В чем это проявляется? В первую очередь в том, что право на всех стадиях его развития освящает и закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей. Неравенство рабовладельца и раба, феодала, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя.
Даже размер наказания за убийство человека раньше ставился в зависимость от его общественного положения. Так, по «Русской Правде» — важнейшему памятнику древнерусского права — за убийство княжеского служащего, дружинника следовал штраф (вира) — 80 гривен. За убийство «купчины» — 40 гривен. А за убийство княжеского холопа — крестьянина следовало «вознаграждение» его хозяину в размере пяти гривен.
В настоящее время в законодательстве различных государств открыто закрепленного неравенства не существует. Напротив, каждое современное государство в издаваемых им актах всячески стремится подчеркнуть если не равенство, то, по крайней мере, равноправие всех граждан и создаваемых ими организаций. Однако, как показывает опыт, провозглашение формально-юридического равенства отнюдь не «исключает», а лишь вуалирует фактическое, реально существующее неравенство людей. Оно, несомненно, находит свое отражение и в праве.
В современной отечественной и зарубежной литературе нет единого определения понятия права. Нет также к нему и единого подхода.
Однако среди многих определений понятия права и подходов к этому определению можно выделить прежде всего нормативно-правовой, или нормативистский, подход, как его еще называют, к определению понятия права и к самому праву. В соответствии с ним правоопределяется не иначе как система норм или правил поведения, исходящих от государства (установленных или санкционированных государством), выражающих волю и интересы государства и гарантируемых от несоблюдения или нарушений со стороны юридических или физических лиц государством.
Данное определение права некоторыми авторами рассматривается как «профессиональное понимание права практикующими юристами». В данном утверждении содержится значительная доля истины, ибо в юридической практике многих стран, включая Россию, используется именно такого рода представление о праве.
Среди других, наиболее распространенных подходов к определению понятия права и к самому праву выделяется также естественно-правовой подход. Суть его заключается в том, что понятие права вовсе не сводится к системе норм и правил поведения, исходящих от государства, а включает в себя также прирожденные и неотъемлемые права человека и гражданина, такие, например, как право на жизнь, свободное развитие, труд и др.
Естественное право, по мнению сторонников данного подхода, является общим для всех людей правом, стоящим над позитивным, т. е. исходящим от государства, правом.
11* 323
Наряду с названными подходами к определению понятия права в юридической литературе выделяется также так называемый интегратив-ный подход к пониманию права.
Основное кредо сторонников данного подхода заключается в том, чтобы «в интересах эффективного правотворчества» использовать разные подходы к праву и определения права, прилагая при этом усилия «к их синтезу, в рамках единого понятия».
С интегративных позиций право определяется как «совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом».