Суды общей юрисдикции России

Значительную роль в реализации судебной власти в постсоветской России играют суды общей юрисдикцииили, как их нередко называют, об­щие суды.

Это наиболее многочисленные и наиболее разнообразные по характе­ру компетенции суды. К ним относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суд автономной области и су­ды автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, районные (го­родские) суды. Разновидностью судов общей юрисдикции являются во­енные суды. Особое положение в системе судов общей юрисдикции зани­мают мировые судьи.

По общему, конституционно установленному правилу судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие выс­шее юридическое образование и стаж работы по юридической профес­сии не менее пяти лет. В Конституции РФ содержится оговорка о том, что кроме названных требований кандидатам на судейскую должность федеральным законом могут быть предъявлены также дополнительные требования.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов назна­чаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом. Порядок занятия должности и деятельности мировых судей определяется Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. о мировых судьях и соответ­ствующими законами субъектов Федерации. В соответствии с последни­ми они могут назначаться или избираться.

Суды общей юрисдикции, в отличие от других судов, рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела, возникающие в сфере тру­довых и административных отношений.

Во главе всех судов общей юрисдикции находится Верховный Суд РФ. По своему статусу он является высшим судебным органом по граж­данским, уголовным, административным и иным делам, которые подсуд­ны судам общей юрисдикции. В качестве такового Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных

формах судебный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдик­ции и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ осуществляет свои полномочия в различных фор­мах. В частности, в форме заседаний Пленума Верховного Суда РФ, в ко­торых участвует весь состав Верховного Суда РФ; в форме обсуждения и решения вопросов на Президиуме Верховного Суда РФ, в состав кото­рого входят председатель, его заместители и ряд судей, утверждаемых Со­ветом Федерации по представлению Президента РФ, и в форме работы судебных коллегий по уголовным делам, гражданским делам и военной коллегии. Состав коллегий утверждается Пленумом Верховного Суда РФ.

В системе судов общей юрисдикции особое внимание в настоящее время уделяется деятельности судов с участием присяжных заседателей.Это сравнительно новый для постсоветской России судебный институт, со становлением и развитием которого в ближайшие годы связываются официальные надежды на дальнейшее развитие демократии в механизме реализации судебной власти.

В соответствии с действующим законодательством суд присяжных за­седателей образуется при городском, районном или ином суде общей юрисдикции в составе судьи и 12 присяжных заседателей.

Суды присяжных заседателей рассматривают только уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях: терроризм, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, государственная измена и др. Присяжные заседатели при рассмотрении уголовного дела решают во­прос о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслу­живает ли он снисхождения или не заслуживает. Мера наказания осуж­денному определяется единолично судьей. Им же решается без участия присяжных заседателей и ряд других возникающих в ходе рассмотрения уголовного дела вопросов, требующих для своего разрешения профессио­нальной подготовки.

Сравнительно новым для современной российской судебной системы является наряду с судом присяжных заседателей также институт мировыхсудей. Он образуется и действует на основе Федерального закона от 17 декабря 1998 г. о мировых судьях, а также аналогичных законов, при­нятых в субъектах Федерации.

Участки, в пределах которых действует мировой судья, определяются законодательством субъектов Федерации. Численность населения на каж­дом из них не должна превышать 30 тыс. человек. Минимальная числен­ность населения в них составляет 15 тыс. человек. Процедуры и порядок назначения или избрания на должность мировых судей определяется за­конодательством субъекта Федерации.

Круг вопросов, рассматриваемых мировыми судьями, довольно огра­ничен по сравнению с другими судами общей юрисдикции. Это, в част­ности, ограниченная категория уголовных дел, за которые предусматри­вается наказание до двух лет лишения свободы; трудовые и имуществен-

ные споры, цена иска которых составляет не более 500 минимальных раз­меров оплаты труда; бракоразводные дела при отсутствии спора о детях и др.

Все решения по рассматриваемым вопросам принимаются мировыми судьями единолично.

Арбитражные суды России

Наряду с Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции значительную роль в осуществлении судебной власти играют арбитраж­ныесуды. В механизме реализации судебной власти они образуют само­стоятельную систему судебных органов, тесно связанную с националь­но-государственным и административно-территориальным устройством современной России.

В эту систему входят: Высший Арбитражный Суд РФ; высшие арбит­ражные суды республик; арбитражные суды округов; краевые, областные и городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов. На районном уровне законода­тельством не предусматривается создание арбитражных судов.

Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. По отношению к ним Высший Арбитражный Суд РФ выступает как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых этими судами. Он также осуществляет в предусмот­ренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят председатель, его заместители, председатели коллегий и члены Высшего Арбитражного Су­да РФ.

Судьями Высшего Арбитражного Суда РФ могут стать граждане РФ, достигшие 35-летнего возраста, которые имеют высшее юридическое об­разование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Для судей других арбитражных судов минимальный стаж работы по юридической специальности устанавливается в пять лет.

Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ согласно Конституции РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Су­дьи арбитражных судов округов в различных субъектах Федерации назна­чаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Ар­битражного Суда РФ с учетом мнения субъектов Федерации.

В соответствии с действующим законодательством арбитражные су­ды участвуют в осуществлении судебной власти путем рассмотрения дел по экономическим спорам между организациями, гражданами-предпри­нимателями, работающими на территории России, которые возникают в связи с признанием права собственности, с изменением условий при расторжении договоров, с истребованием собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения, и иными основа­ниями.

Кроме того, судебная власть осуществляется арбитражными судами также путем рассмотрения дел по спорам, возникающим из правоотно­шений в сфере управления. Это, в частности, дела по спорам о взыска­нии с организаций и граждан, занимающихся предпринимательской дея­тельностью, штрафов и других финансовых средств государственными органами; о признании недействительными актов государственных орга­нов. которые противоречат законодательству и ущемляют законные пра­ва и интересы граждан и организаций; и др.

Наряду с этим арбитражные суды рассматривают споры, возникаю­щие из экономических соглашений между органами исполнительной вла­сти субъектов Федерации; аналогичные споры между государственными органами России и других государств, если это предусматривается их со­глашением; и др.

Вступившие в законную силу решения, определения и постановления арбитражных судов подлежат исполнению на всей территории России. Они обязательны для всех государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления и граждан.

40. Прокуратура Российской Федерации

, 1. Статус Прокуратуры РФ. Прокуратура занимает важное место в системе государственных органов. Как специальный правоохранитель­ный орган Прокуратура была создана в России Петром I в 1722 г. Проку­ратура при Петре Великом была «государственным оком», органом надзо­ра за законностью в деятельности чиновничьего аппарата, на нее возлага­лись обязанности по защите прав граждан.

По действующему в настоящих условиях России законодательству Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчине­нием нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации на­значаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор РФ. Гене­ральная прокуратура состоит из главных управлений, управлений и отде­лов. В структуру Генеральной прокуратуры входит Главная военная проку­ратура, которую возглавляет заместитель Генерального прокурора. Он ру­ководит нижестоящими органами военной прокуратуры.

Прокуратура РФ не принадлежит к органам судебной власти или к органам исполнительной власти. Это правозащитный орган, обладаю­щий статусом, закрепленным в федеральном законодательстве. Ученые и практические работники прокуратуры разработали концепцию разви­тия Прокуратуры РФ на переходный период.

Прокурорский надзор. Важнейшей функцией Прокуратуры РФ являет­ся прокурорский надзор за исполнением законов. На основе действующе­го законодательства Прокуратура России осуществляет надзор за испол­нением законов федеральными министерствами и ведомствами, предста­вительными (законодательными) и исполнительными органами субъек-

тов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органа­ми военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод че­ловека и гражданина, за соблюдением законов органами, осуществляю­щими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Прокуратура осуществляет также надзор за исполнением зако­нов административными органами и учреждениями, исполняющими на­казания и применяющими назначенные судом меры принудительного ха­рактера, администрациями мест содержания задержанных и заключен­ных под стражу лиц.

В современных условиях жизни российского общества важное значе­ние имеет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сооб­щения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура по материалам проверки принимает протест, представление и постанов­ление прокуратуры. В борьбе за законность, порядок в области прав, сво­бод человека и гражданина значительную роль играют меры профилак­тического характера. Прокуратура принимает меры по предупреждению и пресечению прав и свобод человека и гражданина, привлекает к ответ­ственности лиц, нарушивших закон, и к возмещению причиненного вре­да, ущерба.

2. Участие прокуратуры в рассмотрении дел судами. Представители прокуратуры выступают государственными обвинителями в суде. Этот вид деятельности прокуратуры регламентируется процессуальным зако­нодательством. Прокурор на основе процессуального закона вправе обра­титься в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государ­ства. Прокуратура в пределах своей компетенции приносит в вышестоя­щий суд кассационный или частный протест на незаконное, необосно­ванное решение суда. Установив, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокуратура приносит протест в порядке надзора или обращается с пред­ставлением к вышестоящей прокуратуре.

Деятельность прокурора требует высокого профессионализма, нрав­ственности и гражданского мужества. Он должен быть безупречным в со­блюдении законности, норм общей и профессиональной этики юриста. В соответствии с занимаемой должностью прокурорам и следователям присваиваются классные чины.

Что понимается под правом?

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общест­ва, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпы-

11 Обществознание 321

вается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, право означа­ет то, что «всегда является справедливым и добрым», т. е. естественное право. Во-вторых, право — это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, ме­нялось и представление о праве. Появилось множество различных право­вых идей, теорий, суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное) право, хотя и в «модернизированном» виде, но сохранились.

Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики, в особенности для глубокого и всестороннего понимания сущности и содержания права, а также его определения, положения, ка­сающиеся естественного права.

Что такое «истинный закон»? — вопрошал Цицерон. И тут же отве­чал, соотнося право не только со справедливостью и добром, но и с са­мой природой, естественным бытием человека, что это — «разумное поло­жение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга...». Право, по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, «запре­щая, от преступления отпугивает. Однако оно ничего, когда это не нуж­но, не приказывает честным людям и не запрещает им и воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая».

Идеи и основные положения естественного права нашли свое отра­жение в конституционном и текущем законодательстве многих современ­ных государств. Например, в Конституции России прямо указывается на то, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадле­жат каждому от рождения» (п. 2 ст. 17). Тем самым подчеркивается, что они не даруются и не устанавливаются «свыше» каким бы то ни было го­сударственным или иным органом, а возникают и существуют в силу ес­тественных, ни от кого не зависящих причин.

Влияние идей естественного права просматривается и в Конституции Японии, провозглашающей, что «народ беспрепятственно пользуется все­ми основными правами человека» и что эти права, «гарантируемые наро­ду настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав» (ст. 11).

Наряду с названными факторами, оказывающими большое влияние на формирование представления о праве, а также на его определение, важную роль в данном процессе играют и другие факторы. Среди них следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социаль­ным назначением права в жизни общества и государства.

Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы господствующих слоев или классов, а отчасти — и всего обще-322

ства. Нет права «вообще». Оно всегда конкретно, социально обусловлено и реально.

В чем это проявляется? В первую очередь в том, что право на всех стадиях его развития освящает и закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей. Неравенство рабовладельца и раба, феодала, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя.

Даже размер наказания за убийство человека раньше ставился в зави­симость от его общественного положения. Так, по «Русской Правде» — важнейшему памятнику древнерусского права — за убийство княжеского служащего, дружинника следовал штраф (вира) — 80 гривен. За убийство «купчины» — 40 гривен. А за убийство княжеского холопа — крестьянина следовало «вознаграждение» его хозяину в размере пяти гривен.

В настоящее время в законодательстве различных государств откры­то закрепленного неравенства не существует. Напротив, каждое совре­менное государство в издаваемых им актах всячески стремится подчерк­нуть если не равенство, то, по крайней мере, равноправие всех граждан и создаваемых ими организаций. Однако, как показывает опыт, провоз­глашение формально-юридического равенства отнюдь не «исключает», а лишь вуалирует фактическое, реально существующее неравенство лю­дей. Оно, несомненно, находит свое отражение и в праве.

В современной отечественной и зарубежной литературе нет единого определения понятия права. Нет также к нему и единого подхода.

Однако среди многих определений понятия права и подходов к это­му определению можно выделить прежде всего нормативно-правовой, или нормативистский, подход, как его еще называют, к определению понятия права и к самому праву. В соответствии с ним правоопределяется не ина­че как система норм или правил поведения, исходящих от государства (ус­тановленных или санкционированных государством), выражающих волю и интересы государства и гарантируемых от несоблюдения или нарушений со стороны юридических или физических лиц государством.

Данное определение права некоторыми авторами рассматривается как «профессиональное понимание права практикующими юристами». В данном утверждении содержится значительная доля истины, ибо в юридической практике многих стран, включая Россию, используется именно такого рода представление о праве.

Среди других, наиболее распространенных подходов к определению понятия права и к самому праву выделяется также естественно-правовой подход. Суть его заключается в том, что понятие права вовсе не сводится к системе норм и правил поведения, исходящих от государства, а включает в себя также прирожденные и неотъемлемые права человека и граждани­на, такие, например, как право на жизнь, свободное развитие, труд и др.

Естественное право, по мнению сторонников данного подхода, явля­ется общим для всех людей правом, стоящим над позитивным, т. е. исхо­дящим от государства, правом.

11* 323

Наряду с названными подходами к определению понятия права в юридической литературе выделяется также так называемый интегратив-ный подход к пониманию права.

Основное кредо сторонников данного подхода заключается в том, чтобы «в интересах эффективного правотворчества» использовать разные подходы к праву и определения права, прилагая при этом усилия «к их синтезу, в рамках единого понятия».

С интегративных позиций право определяется как «совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласо­вание свободных воль в их взаимоотношении друг с другом».

Наши рекомендации