Понятие и виды внутренних и внешних функций государства

1. Внутренние функции государства представляют собой основные на­правления деятельности государства, обусловленные необходимостью ре­шения стоящих перед ним внутренних задач. Задачи эти сколь многочис­ленны, столь и разнообразны и затрагивают практически все сферы жиз­ни общества и самого государства: экономическую, социальную, полити­ческую, духовную, финансовую и др. Кроме того, государство зачастую решает задачи, выходящие далеко за пределы одной отдельно взятой сфе­ры, охватывающие две и более сферы.

Тесная взаимосвязь функций государства и сфер жизни общества служит иногда причиной их отождествления. Однако такое отождествле­ние имеет, как правило, не полный, а частичный характер. Дело в том, что при классификации внутренних функций и выделении их из общей системы основных направлений деятельности государства наряду с таки­ми функциями, как экономическая, социальная, политическая и другие, полностью совпадающими со сферами жизни общества, рассматривают­ся также и такие, которые не совпадают с ними.

В различных источниках называются, например, такие внутренние функции, как установление и охрана правопорядка в обществе; охрана прав собственности, прав и свобод граждан; функция оказания социаль­ных услуг; функция обеспечения народовластия; культурно-воспитатель­ная; природоохранительная (экологическая); функция финансового кон­троля и др. При этом перечень направлений деятельности государства в большей степени соответствует сложившемуся в научной литературе представлению о его внутренних функциях, нежели полному или частич­ному отождествлению функций государства с основными сферами жиз­ни общества.

2. Внешние функции государства представляют собой основные на­правления его деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним задач. Последние практически не могут быть одина­ковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от характера политического режима в стране и типа государства, от этапа развития, на котором оно находится, от складывающейся в мире между­народной обстановки, от характера взаимоотношений сосуществующих государств.

Цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции государства в решающей степени обусловлены его социально-классовой сущностью, социально-классовой предопределенностью и направленностью, а также его идеологической направленностью. Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, кото­рые бы не зависели от его сущности, содержания, идеологических воззре­ний правящих кругов, его социально-классового назначения.

Идеологические и политические установки особенно ярко отража­лись, например, в целях, задачах и внешних функциях советского госу­дарства. Выделялись, в частности, такие функции, как оказание взаимо­помощи и тесное сотрудничество с государствами мировой системы со­циализма; борьба за мир и мирное сосуществование со странами капита­лизма; поддержка национально-освободительных движений и сотрудни­чество с развивающимися странами и др. Политические и идеологиче­ские постулаты, составлявшие основу данных функций, не только содер­жались в официальных партийных документах, но и закреплялись на за­конодательном уровне.

В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношени­ям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. Это проявляется, во-первых, в том, что с разрушением мировой системы социализма отпа­ла необходимость и в «братской помощи» социалистическим странам. Те­перь функции взаимопомощи и сотрудничества постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.

Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивили­зованных» государств, а также по отношению к национально-освободите­льному движению. В связи с этим, естественно, исчезла и соответствую­щая функция.

В-третьих, с середины 80-х годов XX в. резко изменилось отношение правящих кругов официальной России к западным странам. Многолет­нее идеологическое противостояние уступило место политике соглаша­тельства по ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере про­западных интересов, унизительного самобичевания и политического за­искивания. Из одной крайности политика и идеология России, а вместе 302




с ней и других бывших соцстран, отразившиеся на их внешних функци­ях, перешли в другую крайность.

Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности Россий­ского государства, а следовательно, и его функций должно состоять в не­пременном приоритете российских национальных интересов и ценно­стей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равно­правного партнерства и сотрудничества. На основе данных принципов и положений могут осуществляться такие внешние функции государства, как функция интеграции России в мировую экономику; функция оборо­ны; функция поддержания мирового порядка; функция внешнеэкономи­ческого сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвести­ций; функция совместного разрешения с другими государствами глобаль­ных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности.

Эти и иные внешние функции Российского государства становятся в настоящее время общепризнанными и общепринятыми в научной лите­ратуре. Важно, чтобы в реальной действительности они осуществлялись на взаимовыгодной для всех государств - субъектов международно-пра­вовых отношений основе.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации

Законодательная власть представляет собой способность и возмож­ность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой норматив­но-правовые акты - законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законода­тельная власть России на федеральном уровне осуществляется Федераль­ным Собранием — парламентом России, а на уровне субъектов Федера­ции - местными парламентами с разным названием (собрание депутатов, областной совет, народный хурал и др.), но обобщенно именуемыми в на­учных исследованиях законодательными собраниями. На муниципаль­ном уровне, в различных муниципальных образованиях органы государ­ственной власти, обладающие правом издания на своих территориях за­конов, не существуют.

По своему конституционно-правовому статусу Федеральное Собраниеявляется не только законодательным, но и представительным органом. По природе и характеру своей деятельности оно призвано представлять и вы­ражать интересы всех социальных слоев, всего российского общества.

Федеральное Собрание является постоянно действующим государст­венным органом, состоящим из двух палат— Совета Федерации и Государ­ственной Думы. ВСовет Федерации согласно Конституции РФ входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от законо-

дательного (представительного) и исполнительного органов государст­венной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

По аналогии с зарубежной практикой организации работы двухпалат­ных парламентов Государственную Думу зачастую называют нижней па­латой, а Совет Федерации — верхней. Названия эти, равно как и некото­рые другие, типа сенатор — член Совета Федерации, весьма условны и произвольны, так как их конституционного закрепления нет.

В соответствии с теорией конституционного развития современной России презюмируется, что в Государственной Думе через депутатов представлены все граждане РФ, независимо от их места жительства. В то же время в Совете Федерации представляются и решаются прежде всего интересы различных субъектов Федерации.

Вопросы, относящиеся к исключительному ведению Совета Федера­ции и Государственной Думы, обе палаты решают самостоятельно, неза­висимо друг от друга и не подменяя друг друга. Их заседания по общему конституционно закрепленному правилу проходят раздельно. Однако по ряду вопросов предусматриваются и совместные заседания палат.

Палаты могут собираться совместно, в частности, для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступ­лений руководителей иностранных государств. Конституция РФ преду­сматривает также совместное осуществление полномочий Совета Федера­ции и Государственной Думы при проведении парламентских слушаний по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни и осуществлении контроля за исполнением государственного бюджета.

В связи с этим ст. 101 Конституции РФ устанавливает, что «для осу­ществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Фе­дерации и Государственная Дума образуют Счетную палату», состав и по­рядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Все заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Исключение составляют лишь некоторые из них, которые со­гласно регламентам палат проводятся в закрытом режиме.

Занимая весьма важное место в системе государственных органов постсоветской России, Федеральное Собрание выполняет в законодатель­ном процессе ключевую роль. К его исключительным полномочиям отно­сится принятие таких важнейших юридических актов, как федеральные конституционные законы, законы о поправках к действующей Конститу­ции и обычные федеральные законы.

Наряду с законодательной деятельностью, правотворческими функ­циями Федеральное Собрание выполняет одновременно целый ряд и других. В их числе: а) представительская функция парламента, находящая свое выражение не только в представительстве интересов различных слоев и социальных политических сил, но и в объединении их в масштабе всего общества, в формировании на их основе такой социальной общности, ко­торая представляла бы собой единый российский народ; б) контрольная

функция парламента, осуществляемая им в отношении органов исполни­тельной власти в связи с исполнением государственного бюджета и реше­нием других вопросов государственной жизни; в) функции, связанные с непосредственным участием парламента в руководстве делами государ­ства (обсуждение и утверждение бюджета, решение вопросов, связанных с изменением статуса субъектов Федерации, объявлением войны и мира, и др.); г) функции, касающиеся формирования ряда федеральных госу­дарственных органов, назначения и смещения со своих постов ряда высо­копоставленных должностных лиц (премьер-министра, Генерального про­курора и др.), и др.

Наши рекомендации